Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выделить и экспериментальным путем проверить эффективность использования устного народного творчества в формировании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………...
Глава 1. Формирование основ гражданственности у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема..…………………………………………………………..…….
1.1. Исследование проблемы формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста в педагогике….
1.2. Методы и средства формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста…….……………..…………………
1.3. Использование духовно-нравственного потенциала устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……..……………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством…...........................................................................................
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности качества гражданственности у детей старшего дошкольного возраста……
2.2. Формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества……………………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………………..………………..
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 931.50 Кб (Скачать)

     Былины - особый древний жанр устного народного  творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. Следует отметить, что эпосный материал (былины) редко пользовался вниманием воспитателей-дошкольников. Возможно, это связано из-за их трудной читаемости и нежелания педагогов понять тот глубокий смысл и исторический реализм, заложенный в каждой из них [38].

     Рядом с былинами стоят только сказки и  песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и  пелись, то их своеобразие в фольклоре  станет очевидным. Однако и пелись, и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом "эпос": это и повествование, и речь, и стих. Возникшие в XI-XV вв. эпические песни о стольном граде Киеве и его борьбе с кочевниками, о торговом городе Новгороде, его богатствах и широких международных связях, песни о древнерусских богатырях, смелых воинах, удачливых купцах и лихих ушкуйниках в течение нескольких веков передавались из уст в уста и частично дожили в устной традиции до наших дней [37].

     Былины  говорят о любви к родине, о  доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии верности долгу. Пафос  былин, возникших много веков  назад и несущих в себе черты  давно отшумевших событий, не может  не волновать.

     Былинный  эпос воплотил в себе кодекс героического поведения, явил образец для подражания, обладал влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным. Всё противостоящее богатырской этике воссоздавалось как несоответствующее героическому идеалу. Так что в целом масштаб героической идеализации остаётся непременной приметой эпоса.

     Герои былин – «богатыри святорусские», защитники Родины – имеют некоторые  отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа.

     Русский эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алёша Попович, и Садко-купец, и Микула Селянинович и многие другие герои. Как бы не отличались они происхождением, нравом, поведением, деянием, сословным положением - все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия и лихолетья, когда враг грозит Руси истреблением и гибелью [38].

     Особенно  ярко патриотизм действующих лиц  фольклорных произведений представлен  в жанре былин. «В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства» [37, c. 98]. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь – это всегда воин-патриот.

     В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. «В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения…» [37, c. 62]. Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаётся по законам искусства.

     Историки  культуры находят в былинном эпосе  многие достоверные черты старинного быта. Из былины можно узнать о свадебном  чине и о правилах древнего благочестия, Об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах, о воинском оружие, составе дружины, об игре на гуслях, об устройстве ладьи и сохи. Множество примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.

     У каждой былины есть своя реальная жизненная основа, но эпическая песня соединяет её с вымыслом. Это не роняет в наших глазах богатырские былины, а возвышает их. Историческое деяние предстаёт художественно обобщённо. Именно благодаря этому свойству былины и дошли до нас из тьмы отдалённого времени. Здесь истоки непреходящего значения былин. Как памятник художественного творчества былина сохраняла своё значение в течение долгих веков, последовавших за эпохой Киевской и Новгородской Руси.

     Содержание  былин вплотную подходяще к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…» [37, c.43].

     Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и  небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К  небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными [38].

     …Среди  моря овин горит

     По  чисту полю корабль бежит…

     В современной ситуации в работе по воспитанию основ гражданственности  у детей стал все очевиднее  проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Велико искушение свести ее принципы к простой сарафанно-матрешечной декорации. Гораздо труднее воспитывать детей всеми доступными средствами и приемами народной педагогики. А что же такое «народная педагогика»? Можно уверенно перечислить устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, праздники и обряды. Вообще – вся сокровищница исторического наследия – нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий – формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа. «Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова» [37, c.65].

     В настоящее время, несмотря на общемировые  тенденции стандартизации личности и навязывание образа человека-потребителя, в России можно отметить медленный, но явный рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Возрождается интерес к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов, населяющих нашу родину. Но если мы представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Традиционным в их действиях является лишь говорение с ребенком на родном языке, реже использование напевов, пестушек, потешек, народных игр [15].

     Сказки  и загадки присутствуют в его  воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует  вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже педагогам. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.

     Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а  стало быть, и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления? Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно ли человеку знать прошлое своего народа, если это уже – прошлая, а не актуальная культура?

     Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки» [49, с. 26]. Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого свого народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец». Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле этого слова фундаментом для дальнейшего развития личности. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни [38].

     Главным орудием воспитания основ гражданственности  у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость  узнавания нового, восхищение великим  и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

     Дети  склонны к идеализации любимых  объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется былины, сказки, поговорки.

     Дети 5-6 лет уже обладают достаточным  литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

     Список  художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен  и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Воспитание основ  гражданственности, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров (былины, сказки, поговорки и т.д.), рекомендуемых старшему дошкольному возрасту [49].

     Таким образом, изучив художественную и методическую литературу, посвященную вопросу использования устного народного творчества в воспитании основ гражданственности у дошкольников старшего возраста, мы делаем вывод, что воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Воспитание нравственных качеств, а в частности, основ гражданственности, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании с другими задачами. Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которых по праву считается устное народное творчество. Устное народное творчество присутствует в ежедневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности, творческой деятельности, играх и т.п. [4].

     Все жанры устного народного творчества: малые формы (заклички, прибаутки, поговорки), сказки, былины, авторские сказки («Василиса Прекрасная», «Белая уточка» из сборника А.Н. Афанасьева), стихи (А. Блок «На лугу», М. Волошин «Осенью», С. Городецкий «Первый снег») рассказы (Е. Воробьёв «Обрывок провода», Ю. Коваль «Стожок», «Выстрел»), музыкально-литературные композиции («Музыка и поэзия», «Город чудный, город древний»), познавательно-тематические вечера («Традиции и обычаи русского народа», «Как жили москвичи в древности», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Веселая ярмарка») можно использовать для воспитания основ гражданственности при условии, что их отбор соответствует возрастным особенностям детей.

      

 

     Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию основ гражданственности  у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством 
 

      2.1. Диагностика исходного  уровня сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста 

     На  основе теоретического анализа проблемы воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста нами проведена опытно-экспериментальная работа.

     Целью данного этапа исследования выступало формирование основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Информация о работе Устное народное творчество как средство формирования основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста