Усыновление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:50, курсовая работа

Описание работы

На любом историческом этапе перед обществом стоит задача обустройства детей, их жизнеобеспечения и защиты их интересов. Цивилизованное общество признает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на это особое внимание. Однако очевидно и то, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - это вынужденная обязанность любого социального коллектива, а также любого государства, обеспечивающего собственную безопасность. В первую очередь необходимость такой заботы проявляется в вопросе устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время, по различным данным, в России без попечения родителей остались от 700 тысяч[ М.С. Бондова. Для какой цели необходим государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.// Закон и право. 2002. №1.С.26-27.] до 3 или даже 5 млн. детей [В.А.Озеров Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России.//Право и образование. 2002. №1.С.5-12.], что сравнимо только с периодом начала 20-х годов, когда к 1922 году в стране насчитывалось почти 7 млн. беспризорников.[ А.Н. Кривоносов Исторический опыт борьбы с беспризорностью.//Государство и право.2003 .№7. С.92-98 ]. В частности в Белгородской области ежегодно выявляется около одной тысячи детей, оставшихся без попечения родителей (в 2000 году - 989, в 2002 году - 974).[ Белгородская область в 2002 году.// Статистический сборник. Белгород. 2002 .] Сегодня все социальные явления, связанные с детской беспризорностью и безнадзорностью, попали в обозначенный Президентом РФ перечень угроз национальной безопасности.[ Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 170.]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. История развития усыновления в России……………………………………4
2. Понятие и условия усыновления…………………………………………….10
3. Порядок усыновления………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

ккр правоведение.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Семейный  кодекс в части 2 пункта 1 статьи 129 определяет форму, в которой должно быть выражено согласие родителя на усыновление ребенка. Оно оформляется заявлением, которое  заверяется нотариально либо руководителем  учреждения, где находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей. Согласие может быть также выражено непосредственно в суде. В этом случае оно фиксируется в протоколе судебного заседания и лично подписывается родителями. Кроме того, оно отражается в выносимом решении.  

Родители  имеют право отозвать согласие на усыновление ребенка в любой  момент до вынесения решения. Мотивы подобного поступка не имеют никакого значения.  

Кроме указанных условий для усыновления  в силу ч.1 ст. 133 СК РФ необходимо согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами. 

Условие согласия супруга необходимо постольку, поскольку даже если один из супругов не хочет брать на себя обязанность по воспитанию ребенка, если он будет против того, чтобы другой супруг возложил на себя такие обязательства, то установить с ребенком здоровые семейные отношения не представится возможным. Семейный кодекс, разрешая усыновление ребенка одним из супругов, стоит на позиции соблюдения, прежде всего интересов ребенка. А усыновление ребенка обоими супругами более предпочтительно, так как дает ему и отца и мать, а следовательно максимально приближает его жизнь к жизни в полноценной семье. При установлении усыновления суд принимает во внимание все обстоятельства, а, следовательно, и выносит решение с учетом индивидуальных особенностей.

Согласие  супруга на усыновление не требуется  в случае, если супруги фактически прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Признание такого супруга безвестно отсутствующим не требуется. Доказательствами о неизвестности местонахождения супруга могут служить заявление усыновителя, а также сведения, полученные в порядке опроса по месту жительства супруга.  

Статья 131 Семейного кодекса устанавливает, что для усыновления ребенка, находящегося под опекой (попечительством) необходимо согласие, выраженное в  письменной форме его опекуна (попечителя), ребенка, находящегося в приемной семье - письменное согласие приемных родителей. Если усыновляется ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, то необходимо письменное согласие руководителей данных учреждений. 

Однако  согласие опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей вышеперечисленных  учреждений не может заменить согласия кровных родителей, если они живы, не лишены родительских прав, не признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими и не уклоняются от воспитания и содержания ребенка. Отказ лиц, перечисленных в пункте 1 статьи 131 Семейного кодекса, дать согласие на усыновление, в отличие от отказа кровных родителей не препятствует положительному решению вопроса об усыновлении ребенка, если таковое будет в его интересах (п. 2 ст. 131 СК). Поскольку «противодействие усыновлению может объясняться сугубо личными мотивами, субъективной оценкой сложившейся ситуации, негативным отношением к личности будущих усыновителей и т. п.».

                            3. Порядок усыновления 

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №. 17-ФЗ.

Аналогичные мероприятия предусмотрены и  законодательством ряда субъектов РФ.

Семейным  кодексом определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК). Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля над условиями содержания, воспитания и образования детей.

Согласно  п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 ГК органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

Конкретные  полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки  и попечительства в отношении  детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Семейном кодексе (ст. 121—123, 125, 140, 142, 145, 147, 150—151 и др.), в ГК (ст. 31—41), ГПК (ст.270--272), а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов Российской Федерации), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности. 

В Семейном кодексе не дается понятия структурных  подразделений органов опеки  и попечительства и стоящих перед  ними задач, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы должны решаться в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей выполняются муниципальными отделами (департаментами) образования, входящим в структуру местной администрации. 

Поскольку проблема детской беспризорности, обездоленности, сиротства при живых родителях  приобрела глобальный размах, законодатель в целях содействия по выявлению  этих детей и устройству их судьбы, обязал должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и иных учреждений, а также всех граждан, располагающих сведениями об этих детях, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по фактическому местонахождению ребенка. Обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без родительского попечения, близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто сможет располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. После получения таких сведений органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни ребенка. Оно преследует цель выяснения действительной обстановки, знакомство с ребенком, с условиями, в которых он находится. Такое обследование носит характер первичного. Его результаты оформляются двумя документами: актом обследования и заключением. Акт обследования содержит информацию о проведенной работе, об установленных фактах, описывает условия, в которых находится ребенок. Заключение же обобщает все факты и содержит сделанные на основе проведенного первичного обследования выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка. Форму устройства органы опеки и попечительства избирают индивидуально для каждого ребенка с учетом выявленных обстоятельств. Статья 123 Семейного кодекса гласит, что для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, они могут быть переданы на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей — сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные формы устройства детей. 

Данные  о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной  формы. Кроме того, после проведения первичного обследования условий жизни  ребенка органы опеки и попечительства обязаны принять меры по охране имущества ребенка; составить его опись.

Пункт 2 статьи 122 Семейного кодекса обязывает  руководителей воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сообщать органам опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью. За нарушение указанного срока на вышеперечисленных лиц налагается административная ответственность в порядке статьи 5.36 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа. Органы опеки и попечительства в течение месяца при получении сведений, указанных в пункте 1 и 2 статьи 122 Семейного кодекса обеспечивают устройство ребенка.

Федеральным Законом « О внесении изменений  и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 5 июня 1998 года пунктом 3 статьи 122, изложенным в новой редакции, был отменен централизованный порядок учета детей и введен учет детей в государственном банке данных. Статья 2 этого Закона указывает, что до введения в действие Федерального Закона о порядке формирования и пользования государственным банком данных (а он еще не введен), необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».

15 марта  2001 года был принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», который определяет его формирование и пользование. Согласно данному Закону государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей есть совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и представление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свою семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.

В данном нормативном акте обозначены цели формирования и использования государственного банка, данных о детях. Такими целями являются: 

1). Осуществление  учета детей, оставшихся без  попечения родителей; 

2). Оказание  содействия в устройстве детей  на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ; 

3). Создание  условий для реализации права  граждан, желающих принять детей  на воспитание в свои семьи,  на получение полной и достоверной  информации о детях. 

Государственный банк данных о детях создается  в целях систематизации и упрощения процедуры усыновления в России. Данный банк наглядное отображение действительности, основной способ осуществления учета детей-беспризорников. Немаловажным является и то, что государство в лице государственного банка данных о детях выполняет свое обязательство по обеспечению законных прав и интересов граждан. 

В продолжение  вышеуказанной мысли следует  заметить, что формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации. Абзац 3 пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации указывает, что ни одно физическое либо юридическое лицо не вправе подменять органы опеки и попечительства в их деятельности по устройству детей. Эта мера необходима потому, что существование фактов продажи детей для усыновления неоспоримо. Вехой нашего времени стала и деятельность международных организаций по посредничеству в усыновлении детей, естественно, за определенную плату. А поскольку это явление приобретает размах национальной трагедии, законодатель ввел специальную статью, регулирующую данный вопрос. Статья 126.1 Семейного кодекса Российской Федерации гласит:

«Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени, и  в интересах лиц, желающих усыновить  детей, не допускается».  

Законодатель  перечисляет, деятельность каких органов  не является посреднической. Это: 

• Органы опеки и попечительства; 

• Органы исполнительной власти. Поскольку закон  не уточняет, какого уровня органы исполнительной власти могут заниматься деятельностью по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, думается, что это правило необходимо толковать расширительно. Значит, данной деятельностью вправе заниматься федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации; 

Информация о работе Усыновление