Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

В качестве одного из приоритетных направлений государственной образовательной политики рассматривается необходимость включения в систему образования детей с теми нарушениями развития, которые создают препятствия для посещения дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного типа.
Данная группа детей характеризуется большой разнородностью; можно условно выделить несколько групп детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих специальные дошкольные учреждения и остро нуждающихся в специализированной коррекционнно-педагогической помощи:

Работа содержит 1 файл

контрольная моя.docx

— 23.94 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Кузбасская  Государственная Педагогическая Академия

Факультет Дошкольной и Коррекционной Педагогики и  Психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития».

Студента  ЗФО СДз-06-01

Вострецовой Елены Юрьевны.

 

 

 

 

 

 

Проверил:

Гильмождинова Анастасия Андреевна.

 

 

 

Новокузнецк

2011

В качестве одного из приоритетных направлений  государственной образовательной  политики рассматривается необходимость  включения в систему образования  детей с теми нарушениями развития, которые создают препятствия  для посещения дошкольных образовательных  учреждений компенсирующего и комбинированного типа.

Данная  группа детей характеризуется большой  разнородностью; можно условно выделить несколько групп детей дошкольного  возраста с ограниченными возможностями  здоровья, не посещающих специальные  дошкольные учреждения и остро нуждающихся  в специализированной коррекционнно-педагогической помощи:

  • Дети с нарушениями в развитии, страдающие хроническими соматическими и психическими заболеваниями; перенесшие операции, нуждающиеся в постоянной медицинской помощи; имеющие противопоказания к постоянному пребыванию в ДОУ;
  • Дети с тяжелыми нарушениями опорнодвигательного аппарата, прежде всего дошкольники с ДЦП, не овладевшие самостоятельной ходьбой; слепые дети раннего и младшего дошкольного возраста; дошкольники с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта, эмоционально- волевой сферы и поведения;
  • Дошкольники со сложными и множественными нарушениями в развитии, при которых сочетаются два и более первичных нарушения (слуха, зрения, интеллекта, движений, эмоционально-волевой сферы). У некоторых детей сложные и множественные нарушения развития сочетаются с хроническими заболеваниями, в том числе психическими (эпилепсия и др.), что затрудняет посещение дошкольных учреждений.

Таким образом, значительное количество детей дошкольного возраста оказывается  вне общедоступной системы дошкольного  воспитания. Отсутствие адекватной образовательной  и развивающей среды приводит к «выпадению» таких детей  из социума, последующим трудностям социальной адаптации в обществе. Одним из серьезных препятствий к организации помощи детям является отсутствие данных о количестве дошкольников с особыми образовательными потребностями, не посещающих специальные учреждения, в разных регионах страны, характере и структуре их нарушений; потребностях родителей в получении образовательных услуг.

Для таких детей необходимы разработка и организация вариативных форм дошкольного образования, которые  по сравнению с традиционными  могут являться более гибкими, учитывающими весь спектр образовательных потребностей детей, запросы родителей и т.д. некоторые дети, не посещающие дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, получают помощь психологов, учителей-дефектологов в условиях разнообразных центров различного подчинения. Однако не всегда эта помощь имеет целенаправленный и систематический характер, часто лишена коррекционной составляющей в соответствии с характером и структурой нарушений, запросов семьи.

 При определении вариативных  форм воспитания и обучения  ведущее значение должно придаваться  учету специальных факторов, возможности  хотя бы ограниченного по времени  включения ребенка, не посещающего  детский сад постоянно, в среду  дошкольников.

Целью дошкольного образования  детей в условиях вариативных  форм его получения является социальная адаптация дошкольников и расширение сферы жизнедеятельности, овладение  доступным им содержанием дошкольных образовательных программ с учетом специфики нарушений и уровня психофизического развития; психологическая  и методическая поддержка родителей.

Существует несколько вариативных  форм специального дошкольного образования, разрабатываемых в связи с  модернизацией системы дошкольного  образования детей с ограниченными  возможностями здоровья:

    • Специальное дошкольное образование на дому (надомное обучение);
    • Группы для детей со сложными нарушениями развития в ДОУ компенсирующего вида, включая индивидуальное обучение;
    • Семейное воспитание детей при условии посещения группы кратковременного обучения при ДОУ, ПМСС-центрах, лекотеках.

 

Надомное  обучение.

Форма надомного обучения наиболее адекватна для слепых детей раннего  и дошкольного возраста, а также  тех дошкольников-инвалидов, которые  в силу тяжелых нарушений двигательной сферы, сочетания ограничения мобильности  с сенсорными, интеллектуальными, поведенческими расстройствами не могут посещать ДОУ.

Надомное обучение должно являться составной частью системы специального дошкольного образования и может  быть организовано как в виде индивидуального  обучения отдельных детей, так и  в виде групп.

Группы надомного обучения могут  открываться при ДОУ компенсирующего  и комбинированного вида, ГОУ «Специальная школа – детский сад», специальных (коррекционных) школах для детей  с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорнодвигатедльного аппарата, в различных  психолого-педагогических, социальных и реабилитационных центрах при  уже сложившемся материально-техническом  и кадровом обеспечении.

Основными задачами обучения ребенка  на дому являются:

    • Формирование социально-бытовой ориентировки и навыков самообслуживания, развитие коммуникативных навыков;
    • Расширение представлений об окружающем мире, развитие соответствующих возрасту видов детской деятельности;
    • Овладение материалом коррекционных программ соответствующего профиля с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
    • Подготовка к посещению дошкольных образовательных учреждений (групп кратковременного пребывания, групп для детей со сложными нарушениями развития);
    • Подготовка к школе в доступных ребенку пределах;
    • Психологическая поддержка родителей, обучение их способам взаимодействия с ребенком, методам воспитательной и коррекционо-образовательной работы.

Группа  может быть открыта при наличии 5 детей в возрасте от 2 месяцев  до 7-8 лет, нуждающихся в обучении на дому. В штатное расписание дошкольных образовательных учреждений вводятся дополнительные штатные единицы. Обучение осуществляется педагогическими работниками соответствующих дошкольных образовательных учреждений компенсирующего или комбинированного вида (центров).

Возможности обучения ребенка на дому определяются органами управления образованием на основании заключения лечебно-профилактического  учреждения или ПМПК при условии  согласия родителей на надомное обучение ребенка.

На группы надомного обучения распространяется статус групп компенсирующего вида. Контингент детей группы надомного обучения включается в списочный состав образовательного учреждения.

В условиях надомного обучения возможны различные  формы организации обучения ребенка. Желательно, чтобы занятия на дому сочетались с занятиями в ДОУ или центре. Однако для некоторых детей в силу тяжести нарушений на начальном этапе обучения могут быть доступны только занятия специалистов на дому.

Периодичность занятий для получения специального дошкольного образования в условиях надомного обучения, может определяться из расчета 6 часов в неделю для  каждого ребенка. Это время может распределяться по-разному в зависимости от тяжести нарушений ребенка, его двигательных ограничений, отдаленности места жительства семьи от образовательного учреждения, наличия транспортных средств. В часы работы в семье включаются и занятия с ребенком, и консультирование родителей. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка, уровня психофизического развития, тяжести нарушений, специфических образовательных потребностей. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. В случае необходимости время занятий должно быть сокращено. С ребенком могут быть организованы игры, конструирование, рисование и другие виды детской деятельности.

Таким образом, организация надомной помощи детям  с отклонениями в развитии, не посещающим дошкольные учреждения, может стать  востребованной и достаточно эффективной  формой коррекционно-педагогической помощи.

Группы  для детей со сложными (комплексными) нарушениями.

Одной из форм коррекционно-педагогической помощи некоторым детям со сложными и  множественными нарушениями, которые  не принимаются в основные группы по профилю нарушений, является организация  в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями. Особенно целесообразно открытие таких групп в ДОУ (центрах) в случае отсутствия групп надомного обучения или кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.

Целью создания групп для детей со сложными нарушениями  развития является социальная адаптация  детей дошкольного возраста с  комплексными нарушениями развития; обеспечение психолого-педагогической коррекции с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка; подготовка к обучению в школе.

Группы  для детей со сложными нарушениями  могут открываться в дошкольных учреждениях (центрах) для детей  с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опронодвигательного аппарата.

В группы принимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет. При наличии медицинских  показаний ребенок может находиться в группе до 8 лет.

Группы  для детей со сложными нарушениями  могут функционировать в режиме обычных групп детского сада (12 часов, 14 часов, круглосуточно). Однако предпочтительным вариантом является ежедневное посещение ребенком дошкольного учреждения, для некоторых возможно пребывание в группе в течение нескольких часов или в первой половине дня.

В процессе организации воспитания и обучения необходимо использовать различные  формы проведения занятий: групповые, подгрупповые (2-3 ребенка), индивидуальные. В первой половине дня проводятся групповые занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога; о второй половине дня – музыкальные и физкультурные, занятия воспитателя, педагогов дополнительного образования. Необходимо предусмотреть чередование занятий, требующих от детей большого умственного напряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. Индивидуальные занятия должны проводиться с каждым ребенком ежедневно; в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей их длительность составляет от 10 до 25 минут.

Однако  постоянное пребывание ребенка в  группе со сложными нарушениями, малочисленной  по составу, среди воспитанников  которой есть дети с расстройством  эмоциональной сферы, склонностью  к агрессивности, может ограничивать возможности взаимодействия со сверстниками, негативно влиять на его поведение. В связи с этим в процессе организации работы в данных группах можно использовать несколько форм пребывания детей со сложными нарушениями из специальной группы в среде сверстников ДОУ компенсирующего вида.

  1. Воспитанники групп для детей со сложными нарушениями могут объединяться с группой дошкольников такого же возраста для некоторых занятий, совместных прогулок, игр. Развлечений  и праздников. Педагоги двух групп подбирают доступный тематический и речевой материал, необходимые дидактические средства (игрушки, картинки и др.), используют наиболее доступные виды деятельности: игры (сюжетные, театрализованные, дидактические, строительные и др.), коллективное рисование, лепку, аппликацию, где каждый ребенок с комплексными нарушениями может участвовать в доступной для него степени в общей работе.
  2. Дошкольники со сложными нарушениями в течение всего дня могут находиться в обычных группах ДОУ компенсирующего вида, участвовать во всех режимных моментах, играх, прогулках. В утренний отрезок времени учитель-дефектолог группы для детей со сложными нарушениями организует групповые (подгрупповые) занятия, объединяя детей с учетом их уровня психического развития, и индивидуальные занятия в соответствии с программой индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Этот вариант воспитания также  может использоваться наряду с постоянным пребыванием детей в специальной  группе как более благоприятный  для социально-эмоционального развития детей. Он в большей степени способствует более естественному общению детей, ориентации ребенка со сложными нарушениями на образцы поведения сверстников, усвоению средств коммуникации и взаимодействия с ними в свободной деятельности и режимных моментах.

 Некоторые дети с тяжелыми  нарушениями в развитии не  могут находиться в дошкольном  учреждении в течение дня. Это  относиться к дошкольникам с  тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, поведения, текущими психическими заболеваниями, выраженными нарушениями моторики, отсутствием навыков самообслуживания. Им может быть рекомендовано посещение группы для детей со сложными нарушениями в индивидуальном режиме.

В процессе пребывания в группе ребенка, находящегося на индивидуальном обучении, занятия учителя-дефектолога должны сочетаться с деятельностью других специалистов: педагога-психолога, воспитателя  по физической культуре, музыкального руководителя. В ход обучения ребенка  необходимо стремиться к тому, чтобы он общался не только с педагогами, но включался хотя бы на небольшой период времени во взаимодействие с другими детьми.

Как правило, если ребенок с отклонениями в развитии постоянно не посещает дошкольное учреждение, основная нагрузка в плане организации коррекционно-развивающей  и образовательной работы ложится  на родителей. Поддержка семейного  воспитания может осуществляться в  разных формах: через группы кратковременного пребывания, лекотеки, центры, консультативные  пункты.

Информация о работе Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития