Влияние дидактических игор на развитие речи ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:11, статья

Описание работы

Целью данной статьи является анализ влияния дидактических игр на развитие речи детей с умеренной умственной отсталостью в группе продленного дня.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать основные теоретические представления о речи детей с умеренной умственной отсталостью;
- рассмотреть влияние дидактических игр на развитие речи детей с нарушением интеллекта.

Работа содержит 1 файл

statya_vliyanie_didakticheskih_igr_na_razvitie_rechi_detey.docx

— 544.45 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

Статья

на тему: «Влияние дидактических игр

на  развитие речи детей

с умеренной  умственной отсталостью

в группе продленного дня»

(из  опыта работы)

 

 

 

 

                                                      

Автор: Иванова Ангелина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

                                                 2012 год

Влияние дидактических игр на развитие речи детей 

с умеренной  умственной отсталостью

в группе продленного дня 

 

Лишь дидактическая игра в совокупности с методами обучения способствует развитию речи ребенка.

Ф.Лабрюйер

 

            Актуальность проблемы развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью объясняется тем, что общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании, но и в характере его формирования.

Целью данной статьи является анализ влияния дидактических игр на развитие речи детей с умеренной  умственной отсталостью в группе продленного дня.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать  основные теоретические  представления о речи детей с умеренной умственной отсталостью;

- рассмотреть влияние дидактических игр на развитие речи детей с нарушением интеллекта.

Среди детей с умеренной умственной отсталостью много детей с нарушением фонетической стороны речи, серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых детей в лексике, но еще сложнее протекает процесс овладения детьми с нарушением интеллекта синтаксической стороны речи - умения построения сложных, логичных, осмысленных и грамматически правильных высказываний.

Основной задачей развития коммуникации является формирование умения общаться в коммуникативных ситуациях с использованием монологической и диалогической речи. Общение предполагает обмен идеями, мыслями и эмоциями. Оно включает в себя предоставление информации, ее получение, описание событий, составление просьб, выражение чувств, изложение мыслей.

Пассивный язык относится к тем  словам и идеям, которые человек  понимает. Это информация, воспринимаемая зрением или слухом.

Активный, выразительный язык, относится  к словам и идеям, которые человек  использует для общения с другими. Выразительный язык включает в себя:

- инициативный язык, которым начинают  общение;

- язык ответа - реакцию на словесную  инициативу другого. 

Диалог - заранее подготовленный, или, чаще, неподготовленный разговор собеседников, в основном, двух собеседников. Разговор трех или более собеседников иногда называют полилогом.

Для диалогов характерны простые, часто  неполные предложения, своеобразный порядок  слов, свойственный  разговорной  речи.

Ситуация устной речи каждую минуту создает мотивацию нового поворота речи, разговора, диалога. При этом не возникает необходимости в намерении создания мотивации речи, так как она динамически регулируется и является мотивированной в данной ситуации.

Диалогическая речь детей с умеренной умственной отсталостью неполноценна. Диалог редко возникает по инициативе ребенка, так как ребенок обычно мало интересуется окружающим и редко задает взрослым вопросы или вступает в беседу по собственной инициативе. На начальных этапах при беседе с детьми следует избегать резких оценок неправильных ответов и частых исправлений. Это снижает и без того малую активность детей с нарушением интеллекта.

Большое значение имеет выработка  у умственно отсталых детей умения спрашивать, отвечать, выслушивать  разъяснения, указания, советы. Главное  усилие при этом должно быть сосредоточено  на создании у детей необходимости  в общении, в побуждении к обмену мыслями и впечатлениями на основе все большего усложнения выполняемой  ими деятельности.

Требуется создать такую обстановку, чтобы ребенок задавал вопросы, так как если ребенок в процессе беседы спрашивает самостоятельно о чем-то, то его речевая деятельность активизируется. Вопросы ребенка приближают организованный воспитателем диалог к естественной, непринужденной беседе.

Монолог - более сложный для говорящего, чем диалог, вид речи. У человека в процессе произнесения монологической речи чаще всего отсутствует внешняя поддержка.

Переход от участия в разговоре, поддерживаемом и направляемым собеседником, к самостоятельному монологическому, более или менее развернутому высказыванию, протекает у детей  с умственной отсталостью достаточно сложно. Дети длительное время задерживаются  на этапе, когда их речь уже не является только ответом на вопросы, но еще  не представляет собой целого рассказа. В этот период ребенок нуждается  в постоянной помощи воспитателя. В одних случаях эта помощь приобретает вид вопроса, в других - воспитатель сам продолжает оборвавшийся рассказ ребенка до определенного момента, чтобы ребенок затем доканчивал начатое высказывание. Затем появляется потребность передать более или менее обширное смысловое целое (объяснение, описание, рассказ), предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь Связная речь – это речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Ситуативную речь и связную речь нельзя противопоставлять: они сосуществуют, но употребляются каждая в зависимости от цели сообщения.

Основной формой ситуативной речи является диалог. Имея конечной целью  развитие связной речи, воспитатель  будет стремиться научить детей  пользоваться полной, законченной фразой, сознательному умеренному использованию  указательных слов и местоимений, тренироваться  в кратком и точном изложении  мысли.

Диалог, как основная форма ситуативной  речи, является подготовкой к связной  речи. После того, как ребенок  научился свободно владеть диалогической  речью, можно перейти к связному рассказыванию, и в самых различных  ситуациях требуется связное, последовательное изложение мыслей. Такая необходимость  возникает при рассказе о пережитых  событиях, при описании увиденного, при пересказе прочитанного.

 Дети с общим недоразвитием  речи затрудняются в построении  связной монологической речи. При  пересказах не умеют последовательно  и полно излагать свои мысли. 

Эффективным методом для развития связности речи предлагается такой, при котором работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Потом следует учить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план.

Предложение - основная единица речи. Работу над предложением надо вести в трех направлениях:

первое направление - это отработка  содержательной стороны предложения;

 второе - работа над речью;

 третье - формирование грамматического  строя предложения, т. е. отработка  навыков правильного соединения  слов.

Структура используемых ребенком предложений  служит показателем того, насколько он овладел речью. По мере продвижения ребенка в речевом развитии построение его речи усложняется, предложения становятся правильно сформированными, увеличивается количество слов в предложении.

Построение сложных предложений  состоит в понимании построения простых предложений. Действуя по аналогии, учащиеся учатся вычленять более  глубокие отношения между предметами и явлениями и выражать свои мысли  в сложных предложениях.

Игра  у детей является основным видом деятельности. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам добровольно подчиняется определенным правилам, и выполнение этих правил доставляет ему удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. В игре дети учатся контролировать свое поведение. В игре они имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, тем более ценной бывает игра, направляемая воспитателем. Для становления самостоятельности у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации замыслов.

Основой игры является мнимая ситуация. Мнимая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Создание мнимой ситуации возможно благодаря развитию воображения. Развитие воображения  тесно связано с детской игрой. Оно является необходимым условием возникновения игры. Дети развиваются в игре. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным.

Важнейшим направлением теоретических  и практических разработок в области  олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у детей  высших психических функций посредством  коррекционно-развивающей работы. У ребенка с умеренной умственной отсталостью нарушено внимание, сосредоточенность, слабо развита любознательность.

Комплексный подход в обучении детей  с интеллектуальной недостаточностью включает следующие компоненты:

- ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности;

- организация дидактической  игры;

- предметной игровой среды;

- общение взрослого с детьми в процессе игры;

-  взаимосвязь педагога-дефектолога  с воспитателем.

Роль дидактической  игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам  процесс эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный  опыт.

Методика развития речи должна предусматривать следующие задачи:

- развитие диалогической и монологической  речи в  конкретных ситуациях  общения; 

- синтаксических навыков и умений, используя речевые упражнения;

- умение логически развивать  мысль;

- строить высказывание в определенной последовательности, постепенно используя сложные предложения.

Эти задачи могут быть достигнуты разными путями в зависимости  от используемой методики. Учебно-воспитательный процесс является открытой системой, включающей в себя задачи, содержание, методы, организационные формы и  средства обучения, а также деятельность воспитателя и ребенка. Необходимо определиться с основополагающими принципами, положенными в основу такой концепции. Для развития коммуникативных навыков надо осуществить следующие принципы:

- активизация деятельности каждого  ребенка;

- вовлечение в активный познавательный  процесс всех детей; 

- развитие различных видов речевой деятельности.

В основе развития речи лежит устная практика. В группе продленного дня  много времени следует уделять  устной практике с целью развития коммуникативных навыков.

Несмотря на низкую концентрацию внимания, его неустойчивость, поверхностное восприятие информации, трудность запоминания, недостаточную образность воображения детей с умеренной умственной отсталостью, существуют значительные возможности для организации развивающего обучения через дидактическую игру.

Чтобы деятельность ребенка была полноценной, нужен достаточно высокий уровень  речевого развития, который предполагает определенную степень усвоения языковых средств.

Особенности развития речи у детей  с умеренной умственной отсталостью  выражаются в малой распространенности предложений, пропуске слов, словосочетаний, редком использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, неправильном их построении, нарушении связи слов в предложении, нарушении порядка слов.

Методы развития речи сочетаются задачами коррекционно-воспитательной работы и особенностями развития детей с нарушением интеллекта.

Развитие речи тесно переплетается  с развитием внимания, запоминания, произвольной памяти. Для этого с  детьми проводятся дидактические игры, в которых задачи на коммуникацию между детьми и между ребенком и взрослым постепенно усложняются.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование речи, которое напрямую связано с  развитием произвольного внимания. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так  и не очень интересного.

Первостепенной задачей формирования речи у детей с умеренной умственной отсталостью является формирование у них интереса к деятельности. Эта работа осуществляется по двум направлениям:

- формирование у ребенка интереса  к продукту деятельности, в результате  чего у него появляется мотивация на получение продуктивного результата своего труда;

- создание условий для того, чтобы сделать для ребенка  интересным процесс деятельности, чтобы у него возникла увлеченность  самим ходом выполнения заданий. 

Для этого ребенку дают возможность  наблюдать примеры игр. Воспитатель, выполняя различные действия на глазах у детей, действует очень заинтересованно, сопровождает свои действия словесным  пояснением, применяет игровые приемы, изображая увлеченного деятельностью  человека. Самое непосредственное подражание в жизни ребенка занимает особое место. Подражание у детей не только формирует конкретные умения, но и дает возможность увидеть, почувствовать отношение к деятельности. По подражанию ребенок не только усваивает навыки, приобретает умения, но и учится эмоциональному поведению.

Постепенно речь ребенка  усложняется. Особое внимание уделяется тому, чтобы деятельность ребенка в игре соединялась со словом, чтобы ребенок пользовался перцептивными действиями при восприятии материала социального содержания (жестов, мимики, эмоций), мог осуществлять более сложные действия с опорой на восприятие (в процессе изображения, создания выразительного образа в игре, в ходе рассказывания).

Информация о работе Влияние дидактических игор на развитие речи ребёнка