Влияние дидактической игры на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний - педагогику раннего детства. Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т.е. в процессе активной практической деятельности.
Большую роль в развитие ребенка играет рациональная организация их самостоятельной деятельности, воспитатель должен с первых дней прибивания ребенка в детском учреждении прививать ему навыки самообслуживания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС…………..…...………………………………………………………....5
1.1. Взгляды педагогов и психологов по формированию основ самообслуживания у детей дошкольного возраста…………...………...…...5
1.2. Условия для развития самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста…………………..…………..………………………...7
1.3. Методика руководства формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста………………........................9
ГЛАВА II роль игры в формировании навыков само- обслуживания у детей младшего дошкольного возраста……………..…...……………………………………...15
2.1. Характеристика и классификация дидактических игр…...………..15
2.2. Руководство дидактических игр для воспитания детей младшего дошкольного возраста………………...…………………....………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………...………………

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

          Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Новосибирской области 

«Новосибирский  педагогический колледж № 1

 им. А.С. Макаренко» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: «Влияние дидактической  игры на формирования навыка

в самообслуживание у  детей младшего дошкольного  возраста» 
 
 

                                                            Сергеевой Марины Анатольевны

                                                            Специальность 050704

                                                            Дошкольное образование

                                                            Курс IV группа 404

                                                            Руководитель: Лихачева

                                                            Татьяна Лазаревна

         
 
 
 
 
 
 

  2010 год.                            

ОГЛАВЛЕНИЕ

           ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3

    ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС…………..…...………………………………………………………....5

    1.1. Взгляды  педагогов и психологов  по  формированию основ                                                самообслуживания у детей дошкольного возраста…………...………...…...5

        1.2. Условия для развития самообслуживания у детей младшего дошкольного                                                                                      возраста…………………..…………..………………………...7

    1.3. Методика  руководства формирования навыков  самообслуживания у детей младшего  дошкольного возраста………………........................9

ГЛАВА II роль игры в формировании навыков само-                                       обслуживания у детей младшего дошкольного возраста……………..…...……………………………………...15

2.1.  Характеристика и классификация дидактических игр…...………..15

2.2. Руководство  дидактических игр для воспитания  детей младшего дошкольного возраста………………...…………………....………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……...

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………...……………… 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

          Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний - педагогику раннего детства. Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т.е. в процессе активной практической деятельности.

       Большую роль в развитие ребенка играет рациональная организация их самостоятельной  деятельности, воспитатель должен с  первых дней прибивания ребенка в  детском учреждении прививать ему  навыки самообслуживания.

       Ведущим видом деятельности детей является игра. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Именно через дидактическую игру мы будем влиять на формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

       В педагогической литературе понятие  игры в отражение действительной жизни впервые сказал великий педагог К.Д. Ушинский. Он доказал, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. [35]

       Теоретик Г.В. Плеханов доказал, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. Игра возникает из труда и готовит молодое поколение к труду. Ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе.[38]

       Также связь игры и труда в своих  статьях подчеркивали Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. [38]

       На  ранней ступени развития для ребенка  трудом является самообслуживание. Задача педагога научить ребенка обслуживать себя самому.

       Объект  исследования: процесс формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

       Предмет исследования: дидактические игры, как средство формирования навыков  самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

       Цель  исследования: изучить влияние дидактической игры на навыки самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

       Задачи:

       Провести  анализ состояния проблемы самообслуживания в отечественной педагогики, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.   

       Определить  место дидактических игр у детей младших дошкольного возраста.

       Подобрать экспериментально, проверить ряд  дидактических игр по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА  I         ПСИХОЛОГО  -  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ        ОСНОВЫ                  САМОБСЛУЖИВАНИЯ         У          ДЕТЕЙ          МЛАДШЕГО                           ДОШКОЛЬНОГО        ВОЗРАСТА 

   1.1. Взгляды педагогов и психологов  по формированию основ самообслуживания у детей дошкольного возраста.

         Большая заслуга  в деле развития общественного дошкольного воспитания в России принадлежит Н.К. Крупской.

         Н.К. Крупская в своих  работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей  с ранних лет к простейшим, доступным  им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемов работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказать посильную помощь взрослым.[270.38]

      А.С. Макаренко раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, целенаправленность их поведения.

         Дети, которые умеют  трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей.

         Как и Н.К. Крупская, А.С. Макаренко особое значение придал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.

         Р.С.Буре,    Г. Н. Година рассматривают всю проблему в двух аспектах – трудового обучения и трудового воспитания. В пособии впервые раскрыто содержание трудовых и организационных навыков детей, показаны пути их формирования на основе  прямого на учения  и упражнения в повседневном систематическом труде в детском саду. Авторы дают рекомендации по организации индивидуального и коллективного труда (по самообслуживанию, хозяйственно – бытового, ручного, труда в природе), четко определяя цели нравственного воспитания детей . [3.4]

                                                                                                                                                              Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Культурно-гигиенические навыки выступают как важное составная часть культуры поведения (С.В. Петерина).

         Действие ребенка все более автоматизируется, а его сознание освобождает для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля  качества их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения.

         Задачи по основанию  самообслуживания у детей младшего   -дошкольного возраста.   

              Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены, играет важную роль в охране их здоровья и способствует правильному поведении в быту , в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведений зависит не только их здоровья, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественной, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

         В начале детей приучают к выполнению элементарных правил:

         - мыть руки перед едой;

         - после пользования туалетом;

         - игры, прогулки.

         Ребенку старше 2 лет  прививают привычку:

           - полоскать рот водой после  приема пищи, предварительно научив  его этому.

             Важной задачей в работе с  детьми первой младшей группы  детского сада является воспитание  культурно-гигиенических навыков  – опрятности, аккуратности в  быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.[13]

         Что бы облегчить  ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

         И делать это надо педагогически тонко, не навязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни – стремление к самостоятельности.  

   1.2. Условия для развития  самообслуживания  у детей младшего  дошкольного возраста

   С.А. Козлова и Т.А. Куликова выделяют различные условия.  Обязательным условием формирование гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. [16]     

   -Оснащение необходимыми материалами и оборудованием для формирования навыков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

   -Обязательно должны быть крючки и полочки в ванной (туалетной) комнате расположенные на удобном для ребенка уровне , на полотенцах должны быть петельки.                                                                                                                                       

Информация о работе Влияние дидактической игры на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста