Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловаж

Работа содержит 1 файл

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников.docx

— 65.83 Кб (Скачать)

Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

Введение

 

Овладение родным языком как  средством и способом общения  и познания является одним из самых  важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство  особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка  играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность  ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял  ребенок. Произведения для чтения ребенку  нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с  книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом  и в основном овладевает грамматическими  формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного  опыта, что особенно важно для  его будущего обучения.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие методы использования художественной литературы в воспитательно-образовательной  работе будут влиять на развитие словаря дошкольников.

Объект исследования: процесс  развития индивидуального словаря детей дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования заявлена художественная литература как  средство развития словаря .

Целью исследования явилось  определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии индивидуального словаря  дошкольников.

Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического  обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий  и контрольный эксперименты.

Методологической основой  нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

 

 

  1 Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких  и окружающих его людей. В них  начинают пробуждаться гуманные чувства  – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается  принципиальность, честность, настоящая  гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал  ее», – писал В.Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются  в процессе усвоения им языка тех  произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово  помогает ребенку понять красоту  звучащей родной речи, оно учит его  эстетическому восприятию окружающего  и одновременно формирует его  этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с  художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Народ – непревзойденный  учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и  в своих рассказах и сказках  проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления  дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных  рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог  должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь  и силу из родимой груди родного  слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Таким образом, помогая детям  овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

2 Особенности развития  индивидуального словаря детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок  должен овладеть таким словарем, который  позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться  в школе, понимать литературу, телевизионные  и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения  словарным запасом, накопленным  народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются  в глаза количественные изменения  в словаре ребенка. В 1 год малыш  активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается  до 3–3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь  в виду постепенное овладение  детьми социально закрепленным содержанием  слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера  мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Этим же объясняется или  отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более  абстрактные понятия или искажение  их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так  как понятийное мышление у ребенка-дошкольника  еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может  быть на определенном возрастном этапе  понятийным. Поначалу ребенок относит  слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет  обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово  часы обозначает только те часы, которые  висят на этой стене).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто  обобщения делаются по признакам  несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово  обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность словаря  дошкольника – это значительно  меньший его объем по сравнению  со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Таким принципом, прежде всего, является опора при формировании словаря у детей на активное и  действенное познание ими окружающей действительности. В структуре программы  этот принцип реализуется таким  образом, что содержание словарной  работы включено в разделы, посвященные  разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями  познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной  работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно  проследить в трех следующих направлениях:

1.   Расширение словаря  ребенка на основе ознакомления  с постепенно увеличивающимся  кругом предметов и явлений.

2.   Введение слов, обозначающих  качества, свойства, отношения, на  основе углубления знаний о  предметах и явлениях окружающего  мира.

3.   Введение слов, обозначающих  элементарные понятия, на основе  различения и обобщения предметов  по существенным признакам.

Эти три направления словарной  работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами  и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Содержание словарной  работы опирается на постепенное  расширение, углубление и обобщение  знаний детей о предметном мире.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее  место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением  с жизнью людей, их трудом и отношениями.

С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий  словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов  труда.

С возрастом углубляется  содержание знаний о труде, в соответствие с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает) и, что особенно важно, названиями результатов  труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.).

В слове для детей объективируется  и направленность труда – для  кого предназначен результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением  с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским  садом, продавец, строитель) и их трудовыми  операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им).

Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к  труду и в труде, вводят соответствующий  словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т.п.

В итоге у детей накапливается  значительный объем знаний и соответствующий  словарь, что обеспечивает свободное  их общение в широком плане (общение  со взрослыми и сверстниками и т.д.).

При проведении таких занятий  следует учитывать ряд положений:

1.         Словарная работа на занятиях  опирается на вычленение качеств  и свойства предметов, поэтому  воспитатель должен уметь организовать  их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются  у детей в процессе обучения  на этих же занятиях.

2.         Формирование способов обследования  требует точных указаний воспитателя  к использованию обследовательского  действия.

Таким образом, в своей  конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия  и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как  расширяется и становится разнообразнее  сфера его деятельности, увеличивается  круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает  быть зависимой от чувственной ситуации.

Информация о работе Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников