Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности и своеобразие сенсорного развития детей раннего возраста с использование игр с песком.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение закономерностей сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Анализ особенностей влияния игр с песком на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………..5
Глава 1. Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в
психолого-педагогической литературе…………………………………….6
1.1.Сенсорная культура и умственное развитие ребенка раннего
возраста……….………………………………………………………….6
1.2.Игры с песком и их влияние на сенсорное развитие детей
раннего возраста.………………………………………………….…….15
Глава 2. Использование игр с песком в практике работы для
сенсорного развития детей раннего возраста……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Работа содержит 1 файл

влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста.docx

— 144.03 Кб (Скачать)

Совершенствуется координация  движений, действия становятся упорядоченными, шире развертывается игра с одними и теми же игрушками.  
Руководство воспитателя позволяет детям выделять и выражать существенное в речи («из сырого песка хорошо делать пирожки», а сухой песок — «он рассыпчатый», «его можно только пересыпать», «он сыплется, как дождик»), а также по-иному вести себя в измененных условиях. Если вместо сырого песка дают сухой, дети резонно заявляют: «Не получится пирожок, песок надо помочить водичкой», «Из мокренького песка делаются пирожки». Все это создает у детей положительные эмоциональные переживания, доставляет им радость.

Как показывает исследование А. А. Венгер, наиболее высокие результаты в развитии умственной активности у  маленьких детей достигаются  также тогда, когда «не только демонстрируются соответствующие  явления, но и дается словесное их объяснение». [3]

Воспитателю нужно помнить  о важной роли слова, и, где это  необходимо, следует сопровождать словом действия играющих и свои собственные  действия. Но слово помогает лишь при  наличии чувственных впечатлений, собственного опыта ребенка. Слово, присоединенное к чувственному впечатлению, дает направление целому ряду тождественных  впечатлений, приводит их в систему. Воспитание у детей навыков действования с материалами и осознание  их качеств происходит по-разному. Так, для большинства детей достаточно 4—5 игр, чтобы они правильно различали  и называли качество песка. Для установления последовательности действий потребовалось 6—7 игр.

Игры с песком и водой  организуются в разные периоды дня  по-разному. Утром, до завтрака, когда  воспитатель занят приемом детей, беседами с родителями, подготовкой  к завтраку, дети играют самостоятельно: формуют пирожки, пересыпают песок, делают «печатки» и т. д. Так как  дети играют в этот период в одном общем месте и без надлежащего участия воспитателя, песок и воду им следует давать только тогда, когда дети уже умеют целенаправленно действовать с игрушками и знают правила поведения в таких играх.

Но и в этих случаях  воспитатель должен помнить о  том, чтобы одни и те же дети долго  не стояли у песочных ящиков или  не сидели на корточках в песочных двориках, так как это вредно для  здоровья ребенка (грудная клетка сдавливается, затрудняя дыхание, позвоночник  находится в согнутом положении).

Самым благоприятным периодом, когда воспитатель может постоянно  руководить этими играми, будет время  прогулки на воздухе и время после сна. Развивая детские игры, всегда надо иметь в виду разные возможности детей. Одним долгое время доставляет удовольствие процесс формовки пирожков, другим (они уже умеют делать пирожки) хочется построить домик для зайки, детский сад, гараж. Детям, не вполне владеющим лопаткой и до конца не исчерпывающим игр с этими игрушками, воспитатель помогает усвоить разнообразные действия: он показывает, как насыпать песок в форму, как правильно ее заполнить, красиво формовать пирожки и т. д. Хорошие результаты дает привлечение детей к игре путем предложения даже самого простого сюжета: печение хлебцев, пирожков, булочек, изготовление конфет, мороженого и т. д. Детям, овладевшим этими простейшими действиями, даются сюжетные игрушки (курочка с цыплятами, утка с утятами, резиновые куколки) и предлагается построить дворик для курочки с цыплятами, садик для кукол, покатать кукол на лодке и т. д. Для таких игр очень удобны выпиленные из фанеры силуэты на подставках: курочка с цыплятами, утка с утятами, домашние животные.

Здесь дети еще не строят объемных построек и играют на небольшом  пространстве. Они осваивают приемы обращения с материалами (делают ровную дорожку, втыкают прутики, сгребают песок в кучку, роют ямки и т. д.) и правила поведения (не бросаться  песком, не отнимать друг у друга  игрушек, не брызгаться и т. д.).

Строительно-сюжетные игры нуждаются в более совершенных, разнообразных действиях. Даже при  постройке самого простого домика ребенок  должен уметь по-разному действовать  лопаткой (при сгребании песка, уплотнении, делании двери, окон), он должен уметь  ориентироваться в свойствах  и качествах материалов, в расположении своей постройки среди построек других детей.

Важной задачей педагогического  руководства в развитии строительно-сюжетных игр является воспитание у малышей  умения совместно играть.  
Наиболее благоприятным для развертывания коллективных игр надо считать летний период. Неограниченное количество песка позволяет детям строить на большом пространстве. Для развития содержательной игры достаточно того, чтобы дети в течение игры смогли построить две-три постройки. Вначале воспитатель может предложить детям построить из песка домики для кукол. По ходу игры нужно показать, как сгребать песок в ровные кучки, как прихлопывать его лопаткой, чтобы домики не обваливались, как сделать дверь, окна. Играя с группой в 4—5 детей, воспитатель всегда может узнать, как овладели они простейшими действиями и как их применяют в новых условиях, и вовремя помочь каждому ребенку овладеть этими действиями.  
Для поддержания интереса к игре можно использовать разноцветные флажки, куколки. Дети украшают флажками домики, устраивают «праздник», куклы ходят гулять с флажками, дети им поют песни. Игра на большом пространстве, введение игрового замысла вызывают желание поиграть у других детей: число играющих возрастает. Игра «Постройка домиков» может продолжаться в нескольких вариантах, и интерес к ней у детей не должен пропадать. Это достигается внесением новых игрушек. Сочетание старого (повторная постройка домиков) с новым (например, к куклам добавляются домашние животные) придает игре новизну, способствует возникновению новых игровых замыслов, а, следовательно, и помогает объединению детей.

В этом отношении очень  показательна постройка «гаража  для машин». Строя один общий гараж, дети внимательнее относятся к постройке, стараются сделать ее более прочной  и красивой.

В действительности игры с  песком и водой состоят из двух одинаковых по значению элементов: экспериментирования, в ходе которого ребенок чувственным  путем познает качества материалов, и сюжетно-строительного. Для маленького ребенка они имеют самостоятельное  значение.  
Слово взрослого занимает особое место в руководстве игрой. Сопровождая показ, слово расширяет понимание, вносит последовательность в действия ребенка, включаясь в чувственное восприятие, оно помогает ребенку глубже осознать приобретаемый в игре опыт. Использование процесса манипулирования материалом для получения ребенком конкретных представлений дает возможность переходить к сюжетно-строительной игре, в которой каждый ребенок, имея разнообразный игровой опыт, сможет выполнить свой замысел[4].

У детей раннего возраста складывается первый опыт игры. Воспитатель младших групп осуществляет в ходе игры важные педагогические задачи: воспитание устойчивости поведения детей, активности, общительности, доброжелательного отношения к сверсникам.

Важным условием развития игры детей младших групп является игрушка. Под влиянием игрушки они  находят содержание игры, привлекают жизненный опыт для расширения ее сюжета, что содействует развитию воображения, инициативы. Игра с игрушкой побуждает детей к общению, приучает согласовывать свои действия с действиями и желаниями своих товарищей. Одной из любимых игр детей 3—4 лет является игра с песком и водой, руководя которой, воспитатель разрешает важные задачи сенсорного воспитания.

 

Глава 2. Использование игр с  песком для сенсорного развития детей  раннего возраста

 Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно  влияет на эмоциональное самочувствие  детей, и это делает его прекрасным  средством для развития и саморазвития  ребенка, обогащает эмоциональный  опыт ребенка.

Ознакомившись с работой  Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстегнеевой «Чудеса  на песке», я решила применить методику авторов при работе с детьми раннего возраста.

Введение игр с песком оказало положительное воздействие  на адаптацию детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными  действиями. Создается естественная стимулирующая среда, в которой  ребенок чувствует себя комфортно  и защищено, проявляет творческую активность, в процессе игры легко  входит в контакт с другими  детьми.

Начинала я свою работу со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком, упражнений, направленных на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино.

Тактильная форма ощущений наиболее древняя для человека. Это  ощущения, которые мы получаем через  кожу. Естественное желание детей  при встрече с песком - погрузить  в него руки, ощутив прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при  этом тепло собственных рук.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному  конструированию, проводить игры на знакомство с окружающим миром, строить  с детьми заборчики (высокие и  низкие), знакомиться с домашними  и дикими животными, по ходу объясняя различие между ними, знакомить со средой обитания. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире.

Первый коммуникативный  опыт у ребенка появляется в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, наши малыши с удовольствием ковыряются в песочнице. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков - умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Успешно происходит моделирование  сказок на песке. Чтение сказки Редьярда Джозефа Киплинга «Слоненок». Педагог  драматизирует: «Что у крокодила  бывает на обед?» Крокодил тянет  за нос слоненка, тому больно, и он говорит в нос: «Не надо! Пустите!»

Мы проводим игры на развитие памяти, воображения. Ребенку предлагаем набор нескольких знакомых игрушек, расставленных на песке в разных местах, затем вспоминаем, из каких  сказок эти герои, даем детям возможность  самостоятельно рассказать сказку.

Следующим этапом в работе с песком станет знакомство со свойствами мокрого песка.

Все игры и упражнения дети выполняют под руководством воспитателя. Целенаправленные, организованные занятия  дают хороший результат и помогают детям легко пройти адаптацию  в раннем возрасте.

Во время игры слежу, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Малыши с большим удовольствием  играют  в песке, но основным условием  успешной игры, является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей  с предметами в песочнице носят познавательный характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми.

Так, при первом знакомстве  детей с песком, беру от 3 до 6 человек, расставляю детей вокруг песочницы. Знакомлю их с оборудованием: лопатки на каждого ребёнка, ведёрки, сито для просеивания песка, различные формочки, игрушки для игры – «мельницы», разных конструкций. Объясняю, как можно действовать с песком: набирать лопаткой,  насыпать в ведёрки, в формочки. В игре  помогаю детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка. Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо обьяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пасочку, а ещё необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивую паску, опрокидывать форму нужно аккуратно, всё это нужно не только сопровождать объяснением, но и показать детям. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка, «производства пирогов», до грандиозных построек «домиков для кукол»,   «постройки гаражей для машин», а также « волшебных замков».

Песок -  прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира  и развития моторики рук детей дошкольного возраста. В зимнее время дети с удовольствием играют в песочнице, установленной в группе.

Также  устраиваю для детей игры с водой, для этого необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой  (температура воды должна быть не менее  20- 22 градусов),  клеёнчатые передники, для того, чтобы не намочить одежду, обязательно закатать рукава одежды, организовывать игры  желательно в первой половине дня (по 2 – 3 ребёнка). Используют игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, человечки, деревянные фигурки и т.д.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает  её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Значение сенсорного развития в раннем возрасте велико. Именно этот возраст наиболее благоприятен для  совершенствования деятельности органов  чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент  общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное  значение, так как полноценное  восприятие необходимо и для успешного  обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов  труда.

Для этого необходимо создать  элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование  жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное  значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. В раннем возрасте дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом  им окажут большую помощь игры с песком. Используя  их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих  замыслов и способностей дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Баряева, Л.Б., Гаврилушкина, О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. /Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина - СПб: Союз, 2005.
  2. Баряева, Л. Б., Кондратьева, С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. / Л.Б. Баряева, О.П. Кондратьева С.Ю. – СПб., 2008.
  3. Венгер, А.А., Пилюгина, Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - /А.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина – М., 1988.
  4. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб., 1998.
  5. Монтессори-материал: перевод с немецкого М. Буторина / ред. Е. Хилтунен. - Москва: Мастер, 1992.

Информация о работе Влияние игр с песком на сенсомоторное развитие детей раннего возраста