Влияние народных игр на развитие ловкости у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования- совершенствование развития ловкости у детей дошкольного возраста, посредством народных игр.

Содержание

Введение 3
1. Народные игры в системе физического воспитания дошкольников 6
1.1 Оценка народных подвижных игр педагогической наукой 6
1.2. Национальные игры - основа физкультурного образования дошкольников Республики Татарстан 11
2. Методика проведения народных игр в дошкольном учреждении 15
2.1. Задачи, решаемые при проведении подвижных народных игр 15
2.2 Характеристика подвижных народных игр 18
2.3. Развитие ловкости у детей в народных играх 22
3. Опытно-экспериментальная часть 30
3.1 Организация и проведение педагогического эксперимента 30
3.2 Констатирующий эксперимент 33
3.3. Формирующий эксперимент 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая Народ игры.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

 

Содержание 

Введение

     Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым  непосредственным образом связано  со здоровьем человека. Фундамент  здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям додошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Решение оздоровительных задач возможно средствами физической культуры. Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, нравственного поведения. В двигательной деятельности хорошо формируются дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помочь товарищу, несут ответственность перед ровесниками. Играя в подвижную игру или выполняя физические упражнения, тренируются волевые черты характера. Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, формируют представления о красивом. Красота гармонично развитого тела человека обязательный элемент представлений об эстетических преобразованиях с помощью физического воспитания. Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовке пособий к занятиям, заботе о чистоте и порядке. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способностей. Нравственные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к своей деятельности. Движения и физические упражнения считаются специфическими средствами физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Эффективность решения задач физического воспитания обеспечивает целостность двигательного режима.

     Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи. П.Ф.Лесгафт - двигательная деятельность, Н.М.Амосов - физическому развитию, Н.М.Шелованов - оздоровлению. Т.И. Осокина - проблемой  физического развития додошкольника. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

     Охрана  здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.

     Деятельность  взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при  определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.

     Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, формулируются задачи физического воспитания.

     Задачи  решаются в каждой возрастной группе, но их содержание меняется в зависимости  от психофизиологических возможностей детей.

     Актуальность данной тематики обусловлена тем, что из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

     Средствами  реализации задач физического воспитания является деятельность детей, игры, а  также художественные средства в частности фольклор.

     Цель  исследования- совершенствование развития ловкости у детей дошкольного возраста, посредством народных игр.

     Объект  исследования:  процесс развития ловкости дошкольников в ДОУ.

     Предмет исследования: организация и проведение народных игр в дошкольном учреждении.

     Гипотеза предположим, что народные игры как средство физического воспитания способствуют развитию ловкости.

     Задачи:

  • проведение анализа литературных источников по исследуемой проблематике;
  • определение взаимосвязи физического воспитания, в т.ч. ловкости, с возможностями народных традиций;
  • изучить имеющийся опыт внедрения традиций народной подвижной народной игры в процесс развития ловкости.

     Методы  исследования: анализ литературы, изучение опыта, наблюдение.

     Курсовая  работа состоит из введения, глав основной части, заключения и списка использованной в работе литературы.

 

1.  Народные игры в системе физического воспитания  дошкольников

1.1 Оценка народных  подвижных игр  педагогической наукой

     В русских селах и городах среди  молодежи были широко распространены народные игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, это способствовало укреплению здоровья.

     Бытовавшие  в народе подвижные игры возникали  свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий  складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения недопустимые).

     С развитием педагогической мысли  происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели [8;С.12].

     Наряду  с творческими играми, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей («Салки», «Прятки», «Казаки-разбойники» и др.), выделялись так называемые организованные, педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым зафиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.

     Передовые русские ученые П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр, об этом пишет в своей научной работе В.К.Бальсевич [1;С.12]. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

     Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность [11;С.28].

     При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

     Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить  на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми [3;С.45].

     Проблема  гуманизации системы дошкольного образования в настоящее время, одна из наиболее острых. Напрямую касается она и физического воспитания. Дошкольная физическая культура пока слабо ориентирована на ребенка как на личность. В основном она направлена на развитие физиологических систем организма дошкольников, на их физические кондиции. И в этой своей ориентации, на наш взгляд, она отчуждается от многих культурных потребностей детей и не принимается ими в полном объеме.

     Между тем передача культурного наследия одного поколения другому и создание новых ценностей при динамичности современной эпохи становятся процессами, соизмеримыми по своим временным  масштабам. Но в культурное наследие входят и ценности, которые создавались и осмысливались человечеством веками, а теперь должны быть переданы и усвоены за очень короткий отрезок времени. Поэтому задача дошкольной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае никоим образом не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.

     На  современном этапе развития дошкольного образования имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков. Для преодоления этого недостатка в системе физкультурного образования предлагается внедрить русские народные игры и развлечения в программу по физической культуре дошкольников. Применение элементов русской культуры представляется особенно актуальным потому, что в населении России, отличающемся национальным многообразием, русские доминируют как нация, значительно превосходя по численности остальные народы и народности.

     На  занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях закладываются основы для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонней развитой личности.

     На  первом этапе –средняя группа происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры.

     Второй  этап (старшая группа) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения.

     На  третьем этапе (подготовительная группа) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении.

     В основе занятий предлагаем использовать русские народные игры и развлечения, помогающие развивать ловкость дошкольников, с помощью реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ народной культуры. В теоретический материал включено изучение истории возникновения русских и татарских народных игр, традиций, обычаев и развлечений, знакомство с физическими упражнениями, применяемыми во время народных праздников. Теоретический материал дается непосредственно во время прохождения запланированного материала по разделам программы, а также в блоках по народной культуре. Блоки даются в конце каждого квартала. Практический материал предлагается в виде разделов программы с видовой дифференциацией применяемых русских народных игр, а также в виде блоков. Структура блока включает: русские народные игры, применяемые в течение квартала; игры, которые соответствуют русским и татарским народным праздникам в данный временной период; игры.. Блоки русских и татарских народных игр даются компактно. Контроль за обучением элементов русской и татарской культуры осуществляется в виде контрольных нормативов, которые разработаны в соответствии со спецификой программы. Для реализации программы требуется несложное нестандартное оборудование, которое можно изготовить в условиях ДОУ без больших материальных затрат. Таким образом, программа не требует особых условий для выполнения.

Информация о работе Влияние народных игр на развитие ловкости у дошкольников