Влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:49, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию культуры личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Личность и ее развитие 7
1.2.Психологическая характеристика личности дошкольника 15
1.3. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста 26
1.4. Игра в развитии личности у детей дошкольного возраста 31
1.5. Игровая деятельность детей главный шаг к всесторонне развитой личности 35
1.6. Значение игры в формировании личностных качеств ребёнка 40
1.7. Формирование личности в творческой игре 50
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 67
2.1.Рисуночный тест «Несуществующее животное» 67
1.8. Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка» 71
1.9. Исследование влияния окружающих факторов на формирование культуры личности ребенка 73
2.3.Социометрическое исследование группы детей 75
Заключение 84
БИБЛИОРАФИЯ 91
Приложение 1. 96
Приложение 2. 103
Приложение 3. 105
Приложение 3. 106

Работа содержит 1 файл

Дипломная формирование личности дошкольника .doc

— 582.50 Кб (Скачать)

     С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю и другим сотрудникам детского сада.

     Планирование  системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

     Расширение  знаний детей предусматривается  на занятиях или во время специальных  наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.

     Игра  – явление многогранное, ее можно  рассматривать как особую форму  существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

     Воспитательное  значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

     Основные  проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры (16).

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ  СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

2.1.Рисуночный тест «Несуществующее животное»

 
 

     Материал: лист бумаги, набор фломастеров. Детям  предлагалось:

     "Придумай  и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультиков, т.к. оно уже кем-то придумано. Вымершие животные тоже не подходят.

     Проанализируем  полученные результаты:

     Рисунок Сабиной М. (см. приложение 1.) говорит о нормальной самооценке, тенденции к рефлексии, размышлению. Испытуемый не человек действия, лишь незначительная часть замыслов реализуется на практике. Нередки нерешительность, боязнь активных действий. Часто не воспринимает мнение окружающих, буквально не слышит. Стремление избежать критики, не принимать ее. Основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на значимую информацию. Стремление избежать контакта с действительностью. Выраженный страх, стремление защититься от людей, реально имеющих возможность наложить запрет или ограничение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей. Цветовая гамма рисунка указывает на тревожность. Нейтральное представление о своем "Я" или о своем положении в мире. Низкие творческие способности (ребенку некогда заниматься творчеством), все силы уходят на сохранение и поддержание своего положения.

     Основные  характеристики

     По  средней линии – нормальная самооценка.

     Голова  влево – тенденция к рефлексии, размышлению. Нередки нерешительность, боязнь активных действий.

     Отсутствие  ушей - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя.

     Широкая опорная часть фигуры – основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на проверенную информацию.

     Части над уровнем фигуры – (шипы) + сильная  штриховка – страх или тревога  защита от людей.

     Отсутствие  глаз, штриховка, заполнение контура, жирная линия, мрачные цвета рисунка  – очень высокий уровень тревожности.

     Животное  нейтральное (не имеет явно выраженных признаков агрессивности) – символизирует отношение к своему "Я", представление о своем положении в мире.

     Существующая  фигура (цифра) вместо несуществующего  животного - низкие творческие способности.

     Название  – поверхностно-звуковое (легкомыслие).

     Цвета – неудовлетворенность положением в школе.

     Проанализируем  рисунок Наташи Н. ( Приложение 1)

     Самооценка  нормальная. Тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый не есть "человек действия", лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередки нерешительность, боязнь активных действий. Прислушивается к мнению окружающих. Легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Выраженная вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение и порицание. Испытуемый ценит рациональное начало. Основательность, обдуманность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию. Нестандартность при принятии решений, самостоятельность, не банальность. Стремится, чтобы его заметили, оценили. Пассивная защита против родителей и старших, как против людей, могущих наложить запрет, ограничение. Высокий уровень общей энергии. Стремление подчеркнуть свое "Я". Вербальная агрессия (агрессия словом) - грубит, огрызается. Достаточно высокий уровень творческих способностей в сочетании с легкомыслием

     Рисунок Даниила С. ( Приложение 1)

     Хрюмсатый. Для нее в настоящий момент больше значимо то, что в прошлом, самооценка адекватная. Т.к. животное смотрит  на рисующего, то есть на "себя", можно  сделать вывод об эгоцентризме. Ножки животного при приближении к земле сужаются, причем одна нога немного длиннее другой, кажется, что животное слегка пошатнулось в бок и стоит сейчас на одной ноге. Такое неустойчивое, неосновательное положение животного свидетельствует о поверхностности суждений, легкомыслии в выводах. Глаза у животного не только вынесены высоко над головой, но также два дополнительных глаза находятся на ладонях. Во всех глазах жирной штриховкой прорисованы зрачки и реснички. Это говорит о визуальной системы восприятия информации и об истероидно-демонстративной манере поведения. Обилие шерсти свидетельствует о выраженной сексуальности. Острые ножки, большое, круглое пузо, овальная шея и угловатое, с неровными контурами, в виде квадрата лицо с треугольным носом и зубастым ртом наискосок показывают, что животное, несмотря на благоприятное прошлое и спокойное на-стоящее, особенно не стремится к своему будущему и недовольно настоящим. Такое впечатление, что будущее животного не устраивает, глаза, возвышающиеся над головой, вместе с разведенными в стороны руками с дополнительными глазами, пытаются увидеть что-то такое, что очень нужно животному, что оно ищет, но пока разглядеть не может.

     Рисунок Максима К. ( Приложение 1)

     Фэндвик. Рисунок находится в правом нижнем углу - заниженная самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность. Думает о своем будущем. Закрытое животное, т.к. голова состоит из двух частей, а над головой возвышаются два рога. Это свидетельствует о неоднозначном восприятии мира, о шизоидном типе личности. По-видимому, на каком-то этапе жизни что-то случилось. Было гармоничное, беспроблемное детство, т.к. гладкие контуры ног, но потом угловатый, треугольный корпус. Сейчас у нее перепутье, т.к. она раздвоилась. Что-то выбирает для себя, но, в то же время гармония восстановлена, т.к. голова животного нарисована плавными линиями. Большие глаза с прорисовкой радужки, переходящие большой, вытянутый нос, означают тревогу. Бантики на рожках свидетельствуют о любознательности. То, что единственным украшением голого животного являются расположенные на самом верху рисунка бантики показывает, что своим внешним видом и "имиджем" животное как бы ограждается от окружающих, является беззащитным и уязвимым, боится окружающей действительности. Вместо ног животное заканчивается все более и более утончающимся хвостом. Это ведет к тому, что оно вообще не имеет под собой никакого основания. Можно сделать вывод об импульсивности принятия решений, а также о незаинтересованности в опоре на логику и значимую информацию. Скорее всего это правополушарное, мечтательное животное. Об этом свидетельствует также то, что правый глаз больше левого, а также по диагонали правая часть головы и правая челюсть более выражены.

     Рисунок Гали С. (Приложение 1)

     Sala, Завышенная самооценка, стремление в будущее, т.к. все тело решительно стремится вверх. Придающая значение в основном своему телу. Т.к. все тело устремлено вверх и лишь хвост слегка касается земли - абсолютно не имеющая никакой опоры (поверхностность суждений, легкомыслие в выводах, импульсивность принятия решений). Очень многое видит впереди, возможно, надеется на свою внешность, но так, чтобы видела, что что-то ее – такого нет. Единственная из всех животных, кто уже летит, то есть что-то уже в жизни у нее происходит. Обильная штриховка означает повышенное внимание к сексуальной сфере. На отсутствие интеллектуальной жизни и придание большого значения своему телу указывает то, что голова по размеру является абсолютно таким же кругом, как и четыре круга, из которых состоит туловище. Крылья и когти на маленьких лапках означают чувственность. Большие уши свидетельствуют о приоритете аудиального восприятия информации. Обыкновенная штриховка в полосочку говорит о шаблонности восприятия действительности.

     В характеристиках, которые дают животным тестируемые, можно проследить следующие тенденции.

     Несмотря  на то, что большинство "животных" подтверждает гипотезу о регрессивном развитии подрастающего поколения, к счастью, встречаются и исключения, не поддающиеся общей тенденции. Но все зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть. Иногда бывает так, что именно исключение из правил, именно те люди, которые отличаются от ничем не примечательного большинства, и являются отражением времени, и изучение именно этих людей может позволить выявить те тенденции, которые, в дальнейшем, окажут влияние на большинство.

    1. Исследование  самооценки детей  по тесту «Лесенка»
 

     Предлагается  нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

     Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

     Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

     Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

Информация о работе Влияние окружающих факторов на формирование культуры личности детей дошкольного возраста в игровой деятельности