Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния развивающих игр на познавательное и личностное развитие дошкольника. Исходя из этого задачами данной работы являются:
Изучить и проанализировать психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Охарактеризовать особенности развития познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста
Изучить понятие игры и ее виды, влияние игры на формирование личности
Определить специфику игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика познавательного развития в дошкольном возрасте
2. Развитие личности детей дошкольного возраста
3. Понятие игры и ее виды
4. Значение игры в формирование личности
5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
6. Сущность и особенности развивающих игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 

Тема: «Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

        ВВЕДЕНИЕ

  1. Характеристика  познавательного развития в дошкольном возрасте
  2. Развитие личности детей дошкольного возраста
  3. Понятие игры и ее виды
  4. Значение игры в формирование личности
  5. Специфика игры детей дошкольного возраста в процессе формирования элементарных математических представлений
  6. Сущность и особенности развивающих игр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

     Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Это период первоначального становления личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознавания переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, эмоционально - потребностной сферы.

      И.М.  Сеченов говорил о «прирождённом  и крайне драгоценном свойстве  нервно-психической организации  ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь». И.П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Под влиянием этого рефлекса ребёнок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Содержание развивающей  функции дошкольного обучения заключается  в активизации процесса познания, логическими операциями, приемами мысли, суждениями, умозаключениями, в формировании интереса к учению и познанию окружающего мира, в формировании положительных мотивов учения, развития способностей.

Использование развивающих  игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Издавна психологи и  педагоги называли дошкольный возраст  возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный  для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь  в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Поскольку в ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Вопросам игры и игрушки  посвящали свои труды такие ведущие  специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.В., Запорожец  А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В. и многие другие. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте в настоящее время активно используются развивающие игры Б.П.Никитина.

Поскольку в дошкольном возрасте развитие всех психических процессов, в том числе и познавательной  деятельности происходит в игровой деятельности, изучение проблемы влияния развивающих игр на формирование познавательных способностей и личности, является актуальным.

Целью данной работы является изучение влияния развивающих игр на познавательное и личностное развитие  дошкольника.

         Объектом исследования является формирование элементарных математических способностей в процессе игровой деятельности.

Предметом исследования являются развивающие игры, как средство формирования личности  и познавательных способностей дошкольников.

 Исходя из этого задачами данной работы являются:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  2. Охарактеризовать особенности развития познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста
  3. Изучить понятие игры и ее виды, влияние игры на формирование личности
  4. Определить специфику  игры детей дошкольного возраста в процессе  формирования элементарных математических представлений

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, программ по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика  познавательного развития в дошкольном возрасте

 

     Стремление  к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.      

     Наблюдения  показывают, что развитие этой  познавательной потребности идет  неодинаково у разных детей.  У одних она выражена очень  ярко и имеет «теоретическое»  направление. У других она больше  связана с практической активностью  ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего, воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко учаться бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по сто и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в  сравнении, то в  обобщениях, то в  измерения и т. п.

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Этот процесс имеет свои этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольника продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность. Например, в исследовании О. М. Концевой, сделанном под руководством А. В. Запорожца, было показано, что дети даже 6—7 лет, поставленные перед задачей подобрать к басне соответствующий рассказ, идут по линии сходства изображенных в них ситуаций, а не по сходству мыслей, выраженных в том и другом произведении.

По данным, полученным в исследованиях А. В. Запорожца  и его сотрудников, первоначально познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций.

Исследование сотрудницы А. В. Запорожца Е. А. Коссаковской, показало, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решением головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой — у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучиться решать трудные задачи.

Надо отметить, что  в развитии познавательных интересов  дошкольников существуют две основные линии:

1.  Постепенное   обогащение  опыта  ребенка,   насыщение  этого  опыта  новыми знаниями и сведениями  об окружающем, которое и вызывает  познавательную активность дошкольника.  Чем больше перед ребенком  открывающихся сторон окружающей  действительности, тем шире его возможности     для     возникновения     и     закрепления     устойчивых познавательных интересов.

2.  Данную    линию   развития    познавательных   интересов    составляет постепенное   расширение   и   углубление   познавательных   интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному  этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

У детей 2-3летних объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость  предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для  разворачивания игр.

В возрасте 3-4 года дети накапливают  довольно много представлений и  знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически  не связаны между собой. Ребёнок  только пытается установить взаимосвязи  между представлениями.

В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и  признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

В четыре года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются четыре основных направления познавательного развития :

-  знакомство с предметами  и явлениями, находящимися за  пределами непосредственного восприятия  и опыта детей;

-  установление связей  и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих  к появлению в сознании ребёнка  целостной системы представлений;

-   удовлетворение  первых проявлений избирательных  интересов детей (именно с этого  возраста целесообразно организовывать  кружковую работу, занятия по  интересам);

-    формирование  положительного отношения к окружающему  миру.

Дети старшего дошкольного возраста познают уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

На протяжении дошкольного  возраста ребёнок непосредственно  включается в овладение способами  целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

- постановка цепи и  планирование;

- прогнозирование возможных  эффектов действия;

- контроль за выполнением  действий;

- оценка результатов  и их коррекция.

     Благодаря  содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности  у ребенка формируется образ  мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т. д.).

 

  1. Развитие личности детей дошкольного возраста

 

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей  дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить  становление произвольности поведения.

Информация о работе Влияние развивающих игр на познавательное и личностное развитие детей