Влияние товарищей на выбор профессии старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….……………...3

ГЛАВА I Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………..…………….....................6

1.1 Особенности старшего школьного возраста………………………………………...6

1.2 Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте …………...12

1.3 выбор профессии в старшем школьном возрасте под влиянием товарищей…….16

ГЛАВА II Опытно-экспериментальные методики по профессиональной ориентации старшеклассников ……………………………………………………………………………...25

2.1 Опросник профессиональной готовности (ОПГ)……………………….................25

2.2 Профориентационные игры для старшеклассников………………………………33

Заключение……………………………………………………………………………………...38

Список литературы……………………………………………..................................................40

Приложения……………………………………………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 227.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Международная Бизнес Академия

Бизнес- колледж МБА

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Влияние товарищей на выбор профессии старшеклассников

 

 

 

                                                                        Работу выполнил:

                            Студент группы кИЯ-06

                                 Левин Илья Николаевич

 

 

Дата защиты: «__» _____ 2010г.                 Руководитель: магистр педагогики и психологии                                     

Оценка: _______________                          Коростелева Наталья Александровна                                                    

Руководитель: __________                                                                     

                       (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда

2010

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….….……………...3

 

     ГЛАВА I Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………………………………..…………….....................6

 

          1.1 Особенности старшего школьного возраста………………………………………...6

 

          1.2 Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте …………...12

 

          1.3 выбор профессии в старшем школьном возрасте под влиянием товарищей…….16

 

     ГЛАВА II  Опытно-экспериментальные методики по профессиональной ориентации старшеклассников ……………………………………………………………………………...25

 

          2.1 Опросник профессиональной готовности (ОПГ)……………………….................25

 

          2.2 Профориентационные игры для старшеклассников………………………………33

 

Заключение……………………………………………………………………………………...38

 

Список литературы……………………………………………..................................................40

 

Приложения……………………………………………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

          На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже, несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

         Анализируя факты современной действительности, невольно задумываешься: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

         Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) - возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

         Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

         В любом случае, задача взрослых членов семьи и педагогов тактично и ненавязчиво разъяснить старшим школьникам насколько важно правильно подойти к выбору профессии. В этом выборе не должно быть случайностей.

         Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых и не из легких.

         Самостоятельный выбор профессии - это «второе рождение человека».   Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

                               Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

         Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.

         Факторов,  оказывающих влияние на выбор профессии старшеклассников, очень много - это позиция старших членов семьи, собственные профессиональные планы, способности, степень информированности и др. Одним их факторов является позиция товарищей (сверстников) в выборе профессии. Это объясняется тем, что в юношеском возрасте отношения со сверстниками приобретают исключительное значение. Причины этого становятся понятными, если задуматься над тем, чем эти отношения отличаются от отношений ребенка с другими людьми – с родителями, педагогами, знакомыми взрослыми, соседями по двору и т.д. Отношения со сверстниками-товарищами – это отношения принципиального равенства.

        Старшеклассникам свойственно стремиться к общим делам со сверстниками, он хочет жить жизнью коллективной, быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Поэтому мнение товарищей становится подчас важнее, чем мнение взрослого, более опытного человека. Часто выбор профессии сделанный под влиянием товарищей оказывается неудачным, т.к в юношеском возрасте как правило не достаточно опыта для столь важного решения. Исключением могут быть случаи, когда дружба завязывается на фоне общих, профессиональных интересах, либо способностей, например к творчеству.

          Таким образом, особую актуальность представляет на данном возрастном этапе влияние товарищей на выбор профессии. В связи с этим нами выбрана тема исследования: «Влияние товарищей на выбор профессии старшеклассников».

          Объектом исследования является процесс выбора профессии в старшем школьном возрасте.

          Предмет- роль влияния товарищей на выбор профессии старшеклассников.

          Цель исследования- определить роль влияния товарищей на выбор профессии старшеклассников среди других факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

          Задачами нашего исследования являлись:

1)        анализ психолого- педагогической литературы по проблемам исследования;

2)        характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста;

3)        анализ понятия (профессиональное самоопределение)

4)        определение роли влияния товарищей на выбор профессии старшеклассников;

5)        определение оптимальных методик направленных на профессиональное ориентирование старшеклассников.

          В ходе нашего исследования были использованы следующие методы исследования: реферирование, конспектирование, цитирование, анализ, классификация, обобщение. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы, которая содержит 24 источника.               

 

 

ГЛАВА I    ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В    СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

1.1   Особенности старшего школьного возраста

 

         В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

         Во второй группе проявляется некоторая односторонность,                   но это не случайно и типично для многих учеников.
         Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений.    Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и т. п.

         Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности.  Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие    школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.
         В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
          Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно.   В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности.  Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам     становится   скучно,       если нет задач для ума. Они любят исследовать и                                       экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
         Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

         Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей (И. С. Кон, 1982).

         В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

         Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л. И. Божович).

         Изменяется отношение к школе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

         Становится актуальным поиск единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой.

         Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

         Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии — вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

         Юношеский возраст характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

        Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная.

         В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

         Старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

         Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.

Информация о работе Влияние товарищей на выбор профессии старшеклассников