Внедрение информационных технологий в учебный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Решение проблем повышения качества профессионального образования требует новых, инновационных подходов не только к определению его содержания, но и организации процесса обучения. При этом мы исходим из того, что нам нельзя ограничиваться только решением задач по обеспечению общественного производства квалифицированными рабочими кадрами.

Содержание

Введение. 3
1.Кейс-метод как образовательная технология практико-ориентированного обучения.
5
2.Модульно-компетентостная технология обучения. 9
3. Информационно-коммуникационные технологии обучения. 15
Литература. 27
Приложения. 28

Работа содержит 1 файл

технология.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

      Федеральное государственное образовательное  учреждение

      среднего  профессионального образования

      «Казанский  авиационно-технический колледж  имени П.В. Дементьева» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Соколова  Э.Р. 
 

      Внедрение инновационных технологий

      и методик обучения в учебный процесс

      (по результатам реализации инновационной образовательной программы в ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж

      имени  П.В.Дементьева) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Казань

      2008

      Соколова  Э.Р. Внедрение инновационных технологий и методик обучения в учебный процесс (по результатам реализации инновационной образовательной программы в ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В.Дементьева»). – Казань: КАТК им.П.В.Дементьева, 2008. – 63 с. 

      В учебном пособии рассмотрены  некоторые инновационные технологии и методы обучения, которые реализованы в Казанском авиационно-техническом колледже имени  П.В.Дементьева в результате внедрения инновационной образовательной программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Даны их общие описания  и методические материалы по их использованию по отдельным дисциплинам.

      Материалы пособия могут быть полезны педагогическим работникам начальной и средней  профессиональной школы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение. 3
1.Кейс-метод  как образовательная технология практико-ориентированного обучения.  
5
2.Модульно-компетентостная  технология обучения. 9
3. Информационно-коммуникационные  технологии обучения. 15
    Литература. 27
    Приложения. 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Сегодня производство, с активно внедряющимися  инновационными и компьютерными  технологиями диктует изменения  в сфере формирования человеческого  интеллекта, особенно в сфере его  формирования – образовании.

      Решение проблем повышения качества профессионального образования  требует новых, инновационных подходов не только к определению его  содержания, но и  организации процесса обучения.  При этом мы исходим из того, что  нам нельзя ограничиваться только  решением задач по обеспечению общественного производства квалифицированными рабочими кадрами.

    Инновации (от англ. – нововведение) – внедрение  новых форм, способов и умений в  сфере обучения, образования и  науки. Главной целью инновационных  технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Поэтому педагогический процесс в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования призван обеспечить процесс саморазвития личности обучающегося, самостановление его как компетентного специалиста способного  самостоятельно принимать ответственное решение и ответственность за сделанный выбор перед собой, референтной группой, своей страной и человечеством.  Такой подход к процессу профессионального образования, на наш взгляд, позволяет одновременно удовлетворить и запросы общества в социализации подрастающего поколения,  и запросы самих обучающихся в их индивидуализации. Поэтому выбор и использование разнообразных технологий в образовании никогда не будет сопоставимо с промышленным производством. Нам представляется необходимым обратить внимание на то, что решение поставленных задач возможно при создании определённых условий, так как всегда существует опасность простого декларирования и общих заявлений. 

      Инновации в образовательном процессе связаны  с использованием продуктивных идей, имеющихся знаний, способов действий для решения новых задач.  Инновационный  образовательный процесс в Казанском  авиационно-техническом колледже имени  П.В.Дементьева основывается на следующих подходах при выборе технологий, форм и методов обучения:

      - практикоориентированном;

      - компетентостном;

      - личностно-ориентированном;

      - индивидуально - дифференцированном. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. КЕЙС-МЕТОД  КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ  

     М.И. Махмутов раскрывает смысл понятия  педагогической технологии: "Технологию можно представить как более  или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели".

     На  основе широкого анализа разнообразных  методов, форм обучения, разработанных  и испытанных мировой педагогической практикой, был отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией.

     Среди этих методов есть кейс-метод проблемно-ситуационного  анализа, основанный на обучении путем  решения конкретных задач-ситуаций. Он относится к неигровым имитационным активным  методам обучения.

      Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

      Кейс-метод  можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В  него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

       Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные  навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

    • соответствовать четко поставленной цели создания
    • иметь соответствующий уровень трудности
    • иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни
    • не устаревать слишком быстро
    • иметь эмоциональную окраску
    • иллюстрировать типичные ситуации
    • развивать аналитическое мышление
    • провоцировать дискуссию

       Обучение на основе кейс - метода  это целенаправленный процесс,  построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций,  обсуждения во время открытых дискуссий проблем кейсов и  выработке навыков принятия решений. Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. 

    Изначально кейс-метод противопоставлялся традиционному лекционному методу,  и ассоциировался, прежде всего, с открытой дискуссией.  В кейс - методе предполагается, что преподаватель руководит  обсуждением проблемы, представленной в кейсе, а сами кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

 
 
 
 
 

      

    Мультимедиа-представления  кейсов позволяют сочетать в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео-изображения.

    Кейс-метод обучение предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, дидактические материалы в помощь преподавателю.

    Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического обучения и практических навыков.  Кейс-метод позволяет объективно оценить студента, рекомендуется многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которой будут оценки за участие в дискуссии или  презентации, измеренное уровнем активности студента и за подготовленные письменные работы. Студенты должны быть заранее проинформированы о системе оценивания до начала работы с кейсом.

    Преимущества  метода

  • позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий
  • позволяет заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета, в контексте других предметов и явлений
  • способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации

    Навыки, развиваемые кейс-методом

  • Аналитические навыки (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их.)
  • Практические навыки (использования на практике  академических теории, методов и принципов)
  • Творческие навыки (Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем)
  • Коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет)
  • Социальные навыки. (В ходе обсуждения кейс вырабатываются  определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.д.)
  • Самоанализ (Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.)

      Будучи  интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

      Для студентов, обучающиеся в КАТК по практико-ориентированной  технологии по дуальной форме обучения  кейс-метод  является одной из оптимальных форм обучения, т.к. является эффективным средством формирования профессиональных компетенций обучающихся.

      В колледже с использованием кейс-метода  переработаны курсы «Инженерная  графика», «Охрана труда» (приложение 1,2).

      В кейс дисциплины поурочно входит:

  • Мультимедийная проблемная презентация
  • Рабочая тетрадь
  • Задания для выполнения студентами
  • Тестовые задания
  • Методические рекомендации для преподавателя.

Информация о работе Внедрение информационных технологий в учебный процесс