Вопросы по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:39, шпаргалка

Описание работы

Ответы к ГОСам по педагогике

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

1.Школа  всестороннего развития личности, автор Щетинин М.П. (Краснодарский  край)

2.Авторская  школа Амонашвили Ш.А. целью  является подготовка воспитанников  и развития их задатков на  занятиях безотметочного обучения.

3.Школа Сухомлинского - духовное развитие

4.Школа  Шатского – эстетическая культура

5.Школа  Шаталова – физическо-математическая

6.Караковского  – самоуправление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9.Сущность  воспитания и его  место в целостной  структуре образовательного процесса.

   Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Кроме этого:

Самовоспитание – процесс формирования качеств самой личностью.

Перевоспитание – заключается в изменении личностных качеств в ту или иную сторону, или в изменении упущений в процессе формирования личности.

  Особенности  воспитательного процесса:

  1. многофакторный процесс (объективный и субъективный)
  2. длительность процесса
  3. результаты не так явно ощутимы и не так быстро себя обнаруживают
  4. непрерывность
  5. комплексный характер (личностные качества формируются комплексно)
  6. значительная вариативность и неопределенность
  7. двухсторонний характер (между педагогом и воспитанником существует прямая и обратная связь)

Развитие  личности – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в личности. Это процесс постоянного изменения человека, его организма и психики. На развитие оказывают влияние биологические и социальные факторы (наследственность и среда).

Воспитание  – это целенаправленный процесс  формирования личности.

Воспитание и развитие должны находиться в гармонии, либо воспитание должно немного превосходить развитие.

Общие закономерности. Эффективность воспитания зависит:

1.от  сложившихся воспитательных отношений  (+,-)

2. от  соответствия цели и организации  действий, помогающих достигнуть эту цель

3.от  соответствия соц. практики и  характера воспитательного влияния  на воспитанника

4. от  объективных и субъективных факторов  и их совокупности

5. от  интенсивности воспитания и самовоспитания

6.от  эффективности развития и обучения

7.от  активности участников

8.от  интенсивности воспитательного  воздействия и  качества

9.от  качества и интенсивности взаимоотношений  воспитанников

    Основные  задачи воспитания:

  1. изучение природных особенностей ребенка в развитии его личностных качеств
  2. создание современной программы воспитания (программы воспитания РФ до 2001, до 2015), в которой делается упор на индивидуальные формы работы, а также с различными категориями детей
  3. разработка и создание программ и пособий по различным направлениям воспитания, а особенно патриотического и физического воспитания, созданию и проведению здорового образа жизни, художественно-эстетическому воспитанию
  4. подготовка высококвалифицированных кадров в сферу воспитания
  5. создание разработок, программ для воспитания детей в летний период

Целью воспитания должно быть формирование личности, способной в условиях рыночных отношений найти свое место в  жизни, обществе; определиться с трудовой деятельностью, испытывать удовлетворение от своей жизни.

Базовые теории воспитания и  развития.

Газман  О.С. цель: каждому школьнику –  базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения.

Задачи  направлены на формирование способности  личности к культурной самореализации.

Кветковский Е.Е. разработал систему худож воспитания. Основная цель:формирование эстетически-художественно развитой личности. Предлагает развивать худ.интересы на гуманитарных уроках и внеурочно, включая детей в активную творческую деятельность.

Щетинин М.П. цель: всестороннее развитие личности. Большую роль отводит худож.обр.. физ.развитию, трудовому и нравственному воспитанию.В школьный период заклад.основы и привычки дальнейшего развития личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Коллектив как  объект и субъект  воспитания

Коллектив - организованная группа людей объеденных общими целями профессиональными интересами, ориентацией, совместной деятельностью, общением,  и взаимной ответственностью. Человеческая история показывает, что человек на протяжении всей истории жил вместе с другими себе подобными, первыми коллективами были: племена, общины, коммуны, где человек был защищен, где существуют определенные права и обязанности. Благодаря такой общности человек сохранился как вид. В научном плане проблему коллектива и личности стали разрабатывать с тех пор как появилось массовое, коллективное обучение и воспитание. Это произошло в 17 в. когда от индивидуального перешли к классно-урочной системе, но в этот период проблемой коллектива, а также взаимоотношением личностей в коллективе не занимались. Лишь в 20 в. вплотную стали заниматься этой проблемой, т. к. в 1917г произошла  октябрьская революция, и было создано государство, в основе которого лежало общественная собственность нужен был человек, который разделял эти взгляды и был воспитан в этом духе.

В 20 гг начались эксперименты по созданию коллектива и воспитанию детей в них. Одним из первых кто включился в эту работу были: Макаренко, Сухомлинский, Песталотце. На современном этапе проблеме коллектива и личности уделяют внимание Новикова и Куракина. Основные положения концепции коллектива разработанные Новиковой и Куракиной:

  1. Детский коллектив – своеобразный инструмент в создании которого обусловлено необходимостью воспитания всех и развитии каждого в отдельности. Механизм саморазвития воспитательной системы, позволяющий педагогам управлять сферой деятельности и сферой отношений.
  2. Детский коллектив – единство организационной структуры и психологической общности
  3. Коллектив воспитательного учреждения единство разнотипных коллективов
  4. Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособление в коллективе.
  5. В управлении детским коллективом выделяется 3 аспекта: социально- педагогический, педагогический и психолого-педагогический

Хотя  существуют разные точки зрения на коллектив и личность, но все они считают, что коллектив это:

-сфера  его жизнедеятельности

-сфера  самоутверждения, самовыражения,  самореализации

-сфера  общения

-гарант  защищенности и поддержки

-модель  общества в миниатюре

-носитель  социальных норм и ценностей

-духовное  ценностно-ориентированное единство  людей

Существуют  разнообразные виды  коллективы:

  1. По содержанию объединяющих их членов деятельности: учебные, трудовые, научные, творческие и. Т. д.
  2. По внешне заданной функции ( коллектив-инструмент, средства: произв-ые и восп-ые)
  3. По степени сложности структуры и опосредованности личностных отношений:

    Первичные-класс, группы, отряд

    Вторичные-школа

  1. По юридически социальному фиксированному статусу: официальные или формальные и неформальные
  2. По длительности функционирования: постоянные,временные.

В своем  развитии коллектив проходит ряд  этапов:

По Макаренко:

1 Педагог  – воспитанник (актив)

2 П–  А – В(создание самоуправления)

3 В-В

По Лутошкину

1 Песчаная  сыпь

2 Мягкая  глина

3 Мерцающий  маяк

4 Алый  парус

5 Горящий  факел

Условия развития коллектива

  1. Умелое соблюдение требований
  2. Формирование здорового обществ. Мнения
  3. Организация увлекательных перспектив
  4. Организация самоуправления
  5. Создание, сохранение и умножение + традиции коллективной жизни

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. Классный руководитель, функции и основные направления его деятельности. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

В письме Мин. Образования РФ говориться, что  классный руководитель – это лицо, осуществляющее классное руководство  в любом типе учебного заведения. Классный руководитель назначается директором образов.учреждения из числа учителей, работающих в данном классе, имеющих высшее пед.образование.

Функции классного руководителя:

  1. Организаторская, которая заключается в том, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс вверенных ему детей.
  2. Воспитательная, которая предполагает создание условий для развития каждого ребенка.
  3. Просветительская, помогающая каждому ребенку многое знать не только по общеобразовательным предметам, но и в других областях, в различных сферах современной жизни.
  4. Коррекционно-диагностический, предполагает изучение особенностей каждого ребенка (воспитанность, природные задатки, своевременная корректировка, исправление негативных проявлений)
  5. Координирующая, заключающаяся в том, что классный руководитель координирует усилия учителей, воспитателей, педагогов в данном классе.
  6. Защитная, от произвола учителей и родителей.

Основные  направления деятельности классного  руководителя:

  1. изучения учащегося;
  2. составление плана воспитательной работы;
  3. работа с учителями предметниками;
  4. взаимодействие с родителями, с семьей;
  5. взаимодействие с учителями доп.образования

Планирование  воспитательной работы:

План  – это документ, который помогает класн.руководителю и учащимся целенаправленно  и содержательно осуществлять учебно-воспитательную деятельность.

Планирование  – это процесс, включающий:

  1. диагностическое (изучение) состояние деятельности
  2. целеполагание и постановка задач
  3. разработанное содержание (что, каким образом, какими методами осуществляется воспитание).

Планирование  бывает: 1) текущее (день, неделя, месяц); 2) перспективное (четверть, полугодие, год). Планирование основывается на следующих  принципах: 1)рациональность; 2)гуманизм; 3)демократизм; 4)открытость; 5)возможность  проверить нужность; 6)результативность.

Информация о работе Вопросы по педагогике