Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

Содержание

Введение 2
1. Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста 2
1.1. Создание условий для формирования у детей - дошкольников гуманного отношения к окружающим 2
1.2. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств 4
1.3 Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников 7
Заключение 11
Литература: 13

Работа содержит 1 файл

Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

К каждой этической  беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых  ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно. 

Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5-6 человек. 

В беседе можно  использовать наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т.п.). 

Педагогическое  мастерство воспитателя будет проявляться в умении в наибольшей степени активизировать познавательную и эмоциональную активность детей, их самостоятельность в поиске решения предлагаемых ситуаций, сочетать разные средства и методы. 

Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем. 

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию  ребенком моральных ценностей, практика поведения, упражнения также остаются важной частью педагогической работы. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспитатель не только использует случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы. 

1.3 Режиссерская  игра как средство воспитания  гуманного отношения к сверстникам  у старших дошкольников 

Дошкольный возраст  – это период приобщения ребенка  к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Периодом наиболее интенсивного развития считается  именно дошкольный возраст. Высокая  восприимчивость детей дошкольного  возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.  

“Социальное развитие – это усвоение ребенком достижений общественно-исторического опыта  общения, взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками”. [7]. Ведущее место в социальном развитии ребенка занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и, позднее, познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей.  

Одним из факторов, влияющих на социальное развитие дошкольников, является установление тесного и плодотворного контакта детей с окружающей действительностью и обществом.  

Степенью социального  развития ребенка, социальной зрелостью  его личности, его социальной компетентности определяется успешность социализации дошкольника, позволяющей ребенку занять достойное место в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в окружающем мире: в группе детского сада и семье.  

Социальная компетентность состоит, как отмечает Т. В. Антонова, из компонентов:

мотивационно- эмоционального, включающего отношения к другому человеку как высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

когнитивного, который  связан с познанием другого человека (взрослого и сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д. ;

поведенческого, касающегося выбора адекватных ситуаций, способов общения этически ценных образцов поведения. [8].  

Фактором развития социальной компетентности является социальная ситуация развития, которая, по определению Л. С. Выготского, “не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью”. Именно она, социальная ситуация развития, определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе. [12].  

Поэтому, воспитание правильных взаимоотношений между  детьми, основанными на принципе гуманности - особая задача в работе педагога. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми.  

“Многообразные  отношения к человеку, обществу, к духовным ценностям, к деятельности составляют содержание гуманной сущности личности. Гуманность – это не просто черта личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс его свойств, выражающих отношение человека к человеку”. [10].  

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности она проявляется в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь к другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности – к сочувствию и сопереживанию; в толерантности – терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.  

Многочисленные  педагогические и психологические исследования подтверждают, что при условии целенаправленного воспитания уже в дошкольном возрасте закладываются основы моральных качеств личности. Труды многих педагогов и психологов – К. Д Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко. Е. А. Аркина, Т. А. Марковой, Л. А. Пеньевской, В. К. Котырло, С. Теплюк и др. , посвящены этой проблеме.  

Воспитание гуманного  отношения к другим людям у  детей дошкольного возраста всегда было одной из задач дошкольной педагогики, а сейчас она выдвигается на первый план в процессе воспитания. Разрабатываются все новые и новые методики, апробируются новые программы и технологии.  

Формирование  у детей эмпатийных способностей - умения выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим, и принимать иную точку зрения, умения достойно выйти из конфликтной ситуации и т. п. - основа гуманного отношения к окружающим людям. Определяющими факторами в психическом развитии являются:

признание взрослыми  уникальности личности каждого ребенка;

учет индивидуальных и возрастных особенностей;

деятельность;

общение.  

Любое взаимодействие ребенка с окружающим миром происходит в процессе общения, формы которого у ребенка меняются в зависимости  от возраста. Как отмечает М. И. Лисина, до семи лет у ребенка сменяются четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, вне ситуативно-познавательная и вне ситуативно-личностная. Опыт своего общения со взрослыми ребенок переносит в ситуации общения со сверстниками.  

В старшем дошкольном возрасте у детей большое значение приобретают отношения со сверстниками, которые прямо и непосредственно зависят от опыта общения со взрослым. [9].  

Взрослый - это  помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора и, поэтому, общение с ним должно осуществляться как сотрудничество. Это сотрудничество, по мнению С. Ткачева, должно строиться на уважении в ребенке Человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.  

Самое существенное в воспитании у детей нравственных чувств - это непосредственное проявление их в деятельности детей, в их поведении и поступках. При воспитании чувств необходима глубокая связь знаний, оценочных отношений и практических действий.  

Развитие личности как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Советские психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др. ) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др. ) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.  

Исследования (В. П. Залогиной, Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской  и многих др. ) показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре  и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста.  

В ней отражается содержание окружающего ребенка  социального мира, существующих в  нем нравственных норм и правил.  

Общение ребенка  с окружающими людьми происходит в различных видах деятельности. Непосредственное проявление эмпатийные способности ребенка получают в игре, как в ведущем виде деятельности. Значит, именно игра является в дошкольном возрасте эффективным средством формирования нравственных качеств ребенка, воспитания гуманного отношения к сверстникам. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в творческих играх. Существуют различные виды творческих игр и одним из них является режиссерская игра.  

“Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников”. А. Н. Острогорский  

Фундамент теории игры в отечественной педагогике заложили исследования А. А. Аркина, Е. И. Тихеевой, Р. И. Жуковской, Д. Б. Менджерицкой, А. П. Усовой и др.  

Понимание игры как деятельности, определенной социальными  условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных  зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (ГДР), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.  

О социальном развитии дошкольников в игре говорят нам  результаты исследований М. М. Стрекаловской, Ю. Н. Косенко, Н. П. Дубриковой, О. Л. Ведьмедь и многих других. Большой вклад  в развитие теории игры внесли С. Л. Новоселова, Р. С. Буре, В. П. Залогина, Н. Я. Михайленко, В. Я. Воронова и др.  

Учитывая огромную роль игры в социальном развитии ребенка. Прежде всего, то, что в ней создаются  возможности для полноценного гармоничного всестороннего развития личности ребенка, важно привлечь внимание родителей к различным видам детских игр, помочь им овладеть умением психологически грамотно руководить игрой.  

Режиссерская  игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется  это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр.  

Конечно, каждого  ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и  понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. [7]. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.  

Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к  личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Известны лишь немногие ученые, исследователи  режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др. Все дело, видимо, в том, что режиссерскую игру трудно увидеть со стороны:

во-первых, она  практически всегда индивидуальна;

Информация о работе Воспитание гуманного отношения к людям у детей дошкольного возраста