Взаимодействие педагога и ребенка в детском творческом объединении

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Взаимодействие педагога и детей - это особый вид общественных отношений, демократичных по своей сути (партнерских), которые зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как и от личности педагога.
Взаимодействие и все многообразие взаимоотношений между педагогом и детьми зависят только от профессионализма педагога, особенностей его педагогического такта, мастерства, стиля и его авторитета как руководителя.
Процесс взаимодействия имеет свою собственную природу и закономерности, которые можно реализовать в педагогической практике на разном уровне.

Работа содержит 1 файл

выступление.docx

— 40.74 Кб (Скачать)

Взаимодействие  педагога и ребенка в детском  творческом         объединении

 

В ряду специфических характеристик  системы дополнительного образования  детей ключевое значение имеют «право свободного выбора» и «взаимодействие  педагога и ребенка» как соподчиненные  педагогические принципы и явления. Именно безоговорочное признание прав ребенка на добровольный выбор существенно  влияет на характер личностных отношений  между педагогом и учеником в  дополнительном образовании. Добрая воля ребенка - это то, что авансирует, делает реальной педагогическую деятельность.

Одной из самых привлекательных, активно обсуждаемых проблем  современной науки и практики, является проблема взаимодействия педагога и ребенка. Причинами такого внимания можно назвать:

-ставшее аксиомой признание взаимодействия людей в качестве основы всех сфер общественной жизни и деятельности, но одновременно и дискуссионность в определении понятия «взаимодействие»;

-постоянность инновационных поисков адекватного раскрытия сложного мира личностных способностей через взаимодействие;

-констатацию существующей зависимости эффективности педагогического процесса от состояния реального взаимодействия его участников: педагога и ребенка, педагога и объединения детей (группы, класса, кружка и пр.);

-широкое практическое освоение новой педагогической парадигмы, в центре внимания которой - ценность индивидуальности ребенка;

-массовое увлечение экспериментальной работой, стремление на практике апробировать привлекательные идеи теоретических исследований в области психологии, социальной психологии, педологии, педагогического менеджмента и т. д.;

-переход от традиционного понимания педагогической деятельности только как формы воздействия взрослых на ребенка на поддержку процессов, связанных с развитием в ребенке способностей к самоопределению и самореализации в общих целях и задачах.

На современном этапе  обсуждения проблемы педагогического  взаимодействия сложились следующие  основные тенденции:

Взаимодействие педагога и детей - это особый вид общественных отношений, демократичных по своей  сути (партнерских), которые зависят  от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как  и от личности педагога.

Взаимодействие и все  многообразие взаимоотношений между  педагогом и детьми зависят только от профессионализма педагога, особенностей его педагогического такта, мастерства, стиля и его авторитета как  руководителя.

Процесс взаимодействия имеет  свою собственную природу и закономерности, которые можно реализовать в  педагогической практике на разном уровне.

Долгое время активное использование понятия «взаимодействие» ограничивалось литературой по философии (в самом общем своем значении) или управлению и бизнесу (в узкопрагматическом смысле). В психологической и педагогической литературе единого взгляда на определение этого понятия нет (в последнем издании Российской педагогической энциклопедии оно просто отсутствует как самостоятельная лексическая единица!), так же, как и нет должного согласования между этими двумя научными областями.

Для более четкого осмысления сущности педагогического взаимодействия в целом и его особенностей в условиях дополнительного образования  детей выделим «опорные точки» из общих трактовок понятия.

Взаимодействие — связь  явлений; система отношений связи, взаимозависимости между людьми и общественными группами; взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели, решения общих задач.

В этом определении взаимодействие утверждается только в качестве внешней, объективной закономерности социальной жизни. Вместе с тем взаимодействие - это согласованная деятельность людей в достижении совместных целей (результатов), в решении всеми  участниками задач, проблем, имеющих  значение для всех. В этом определении  выделяется активность человека, его  осознанная избирательность (желание, интерес, цель) по отношению к деятельности и к другим людям. Естественно, данная согласованность не может быть статичной - она должна осознанно изменяться (развиваться) в последовательности получения промежуточных результатов, сохраняя ориентацию на цель (образ  желаемого результата).

С точки зрения социальной психологии к основным признакам  согласованной, или совместной деятельности относится наличие:

-единой цели для участников, включенных в деятельность;

-общей мотивации к деятельности;

-объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (простых, частных);

-разделения единого процесса деятельности на отдельные, функционально связанные операции и их распределения между участниками;

-согласования индивидуальных деятельностей участников, соблюдение строгой последовательности операций в соответствии с заранее определенной программой (управление);

-единого конечного совокупного результата;

-единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.

Среди названных признаков  единая цель совместной деятельности является центральным компонентом. Именно к цели как идеально представленному  общему результату стремится общность индивидов.

Взаимодействие - это не только отношения участников совместной деятельности, но это и связанное с ним  общение людей друг с другом. Известна существующая зависимость между  общением и совместной деятельностью  в становлении психики человека и развитии личности.

Данный постулат получил  обоснование в работах известных  психологов Д.Б.Эльконина и А.Н. Леонтьева о последовательности доминирования ведущих видов общения и деятельности на протяжении определенного возрастного периода человеческого развития.

Суть идеи последования достаточно проста - с рождения до юности происходит естественная смена ведущих видов деятельности и общения, что обеспечивает преемственность этапов становления личности и познавательной сферы человека.

При этом надо иметь в  виду, что каждую разновидность ведущей  деятельности отличает и особый способ взаимодействия - общения - сотрудничества людей друг с другом. Этот особый способ утверждается и сохраняется  у личности на всю жизнь как  определенная способность к эмоциональному общению, рефлексии, коммуникативным  и предметно-орудийным действиям, учению, воображению, умению пользоваться символами, умению сотрудничать, анализировать, планировать собственные действия и т. д.

об этой известной закономерности. Более детальный разговор о ведущей  деятельности и ее практическом воплощении пойдет дальше.

№ п/п

Доминирующий вид общения  или деятельности

Возрастной этап

1

Непосредственно-эмоциональное  общение с матерью, окружающими  людьми

Младенческий возраст

2

Предметно-манипулятивная деятельность

Раннее детство

3

Ролевая игра

Дошкольный возраст

4

Учебная деятельность

Младший школьник

5

Интимно-личностное общение

Подростковый возраст

6

Учебно-профессиональная деятельность

Ранний юношеский возраст


Различают общение двух типов:

-обмен информацией или познание людьми друг друга;

-персонализация.

Между данными типами общения  есть серьезная разница по отношению  к совместной деятельности. Общение  первого типа - необходимая предпосылка  подобной деятельности (знакомство, адаптация  друг к другу), а персонализация включает ее в свой состав. Вместе с тем известно, что персонализация наиболее успешно проходит в ситуациях творческого сотрудничества (выработки, определения и осуществления общих целей).

Персонализация - обретение человеком своей идеальной представленности и продолженности в других людях, благодаря чему он выступает перед самим собой и в общественной жизни как личность (А.В. Петровский). Личность как субъект пер-сонализации обладает потребностью и способностью вызывать значимые изменения в окружающем мире.

Потребность в персонализации (потребность быть личностью) является фундаментальной потребностью человека. Она присуща каждому человеку, но в зависимости от мотива проявления своего «Я» она проявляется в разных вариантах. Это может быть альтруизм, дружба, но может быть и агрессивность или конформизм. Динамику потребности в персонализации важно учитывать при выборе модели взаимодействия (совместной деятельности) с детьми разного возраста.

Способность к персонализации (способность быть личностью) представляет собой совокупность индивидуально-психологических качеств человека и средств, которые позволяют ему осуществлять социально, значимые действия не только для себя, но и для других. Эта способность человека отличать свое «Я» от других, но одновременно понимать свое сходство, продолженность в других утверждается не сразу и не просто. Говорят, что личность определяется всей жизнью!

Но «учиться» и «учить»  способности к персонализации необходимо, ибо то, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми и с самим собой (Л.С. Выготский).

И здесь мы еще раз обратимся  к идее зависимости развития психики  человека от ведущего типа деятельности. А.Н. Леонтьев рассматривал ведущую  деятельность не как «жесткий каркас»  одной деятельности, поглощающий  все другие мотивы и виды деятельности. Суть ее в другом. Ведущую деятельность следует рассматривать как интегрирующее основание для выражения смысла отношения растущего человека к реальному миру, которое обязательно доминирует в конкретный возрастной период. Типы и формы ведущих деятельностей на разных этапах развития личности взаимодействуют между собой, между ними существует определенная преемственность в этом едином процессе становления личности человека.

Кроме того, существует три  основных признака ведущей деятельности:

В форме ведущей деятельности определенного возрастного периода  детского развития возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые  виды деятельности.

В ведущей деятельности рождаются, утверждаются все частные психические  процессы (воображения, отвлеченного мышления и пр.).

От ведущей деятельности зависят возрастные психологические  изменения личности ребенка.

Признание этого важно  для практического воплощения приоритетов  дополнительного образования детей. Нравственные, гражданские и другие социальные качества личности (к сожалению, не только позитивные...), ее психический  склад, а значит все, что связано  с освоением способности к  персонализации, производно от ведущей деятельности, детерминировано развитием общения, отношений взаимозависимости, сотрудничества. Следовательно, психологически и педагогически целесообразная деятельность организуется в соответствии с возрастом детей.

В российской педагогике примеры  такой организации уже были - А.С. Макаренко с его методикой  коллективной самоорганизации, коллективного  учения и труда, И.П. Иванов с системой коллективных творческих дел. Немаловажной общей особенностью этих и других подобных примеров педагогически организованной деятельности, или «педагогики сотрудничества», было и то, что в ней обеспечивалась сплоченность и доброжелательность отношений внутри групп (межличностные  отношения) наряду с гибкой самоорганизацией и глубоким влиянием на поведение  каждого участника общего дела (межличностное  взаимодействие).

Отношения между людьми в  процессе их совместной деятельности и общения всегда есть общественные отношения. Таковыми являются производственные, политические, нравственные, эстетические и другие отношения. В этом перечислении свое место занимают так называемые психологические отношения между  людьми. В педагогической литературе их принято дифференцировать на официальные или неофициальные, деловые или личностные (межличностные).

Межличностные отношения - это  субъективно переживаемые взаимосвязи  между людьми, проявляющиеся в  характере и способах их взаимных влияний в процессе совместной деятельности и общения.

В общеобразовательном учреждении отношения «учитель -ученик», «учитель - класс» содержательно и структурно формируются, определяясь функциями педагогической деятельности по воздействию и управлению процессами обучения и воспитания (социализации личности).

Информация о работе Взаимодействие педагога и ребенка в детском творческом объединении