Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Его не нужно рассматривать как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека.
Особенным во всех отношениях оказывается третий год жизни человека. У малыша идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому (родителям и воспитателям детского сада).

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста.docx

— 23.34 Кб (Скачать)

 

 Взаимодействие с родителями детей  группы раннего возраста

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Его не нужно рассматривать  как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека.

Особенным во всех отношениях оказывается третий год жизни  человека. У малыша идет интенсивное  физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить  ребенка смотреть или слушать  невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в  раннем возрасте ведущая роль принадлежит  взрослому (родителям и воспитателям детского сада).

Вот уже больше тридцати лет я работаю воспитателем, из них десять в группе раннего возраста. Наше дошкольное учреждение коррекционное. В группу  раннего возраста поступают дети с диагнозом Тяжелое нарушение речи, моторная алалия по направлению Медико-психлолго-педагогической комиссии Выборгского района.  По тем или иным причинам речь ребенка может задерживаться на любом этапе его развития, поэтому при поступлении в логопедический детский сад  необходимо тесное взаимодействие родителей со специалистами детского сада: воспитателями, логопедом, врачем-невропатологом, психологом и др.

Основная роль в организации  коррекционно-речевой работы принадлежат  учителю-логопеду и воспитателю. Для  родителей учитель-логопед еженедельно  проводит консультации: «Что делать, если ребенок не говорит», «Научите меня говорить правильно», «Чтобы ребенок  не заикался» и т. д. На таких консультациях  родители  получают разъяснения, что нужно делать для развития артикуляции, мелкой моторики, в какие игры поиграть с ребенком, о чем говорить с ребенком, какие книги читать.

В тесном контакте с учителем-логопедом  работает воспитатели, которые не только помогают логопеду в коррекционной  работе, но и сами проводят огромную работу по всестороннему развитию детей. На воспитателях лежит огромная ответственность  за здоровье и комфортное пребывание детей в группе. Для того что  бы осуществить все задачи, поставленные перед дошкольным учреждением, необходима плодотворная и кропотливая работа с родителями. Огромная доля этой работы ложится на воспитателя. Тесное сотрудничество с родителями и является одной  из специфических особенностей педагога. Для этих целей сотрудники детского сада могут использовать наглядно-информационную агитацию, которая включает в себя:

  1. информационные уголки,
  2. семейные альбомы,
  3. педагогическая библиотека.                                                                     

Взаимодействие воспитателей и родителей начинаются в нашей  группе в конце августа, именно тогда  мы готовим группу для пребывания детей в детском саду. Мы предлагаем помочь нам в этой работе, причем просим придти их, вместе с детьми. Это позволяет нам познакомиться, что очень важно для детей, так как первого сентября они войдут в знакомое помещение и к знакомым педагогам. В группах раннего возраста тяжелее всего проходит период адаптации, связанного с тем, что детей приводят из семьи в чужое помещение к незнакомым людям. Поэтому в нашу первую встречу с родителями, мы предлагаем им заполнить анкету о своих детях, примерно следующего содержания, чтобы мы могли бы лучше узнать и понять вашего малыша:

  1. ФИО родителя
  2. ФИО малыша и  обязательно, как ребенка называют дома
  3. Аппетит и вкусовые пристрастия ребенка
  4. Какой сон у ребенка, требует ли он к себе повышенного внимания в период засыпания.
  5. Может ли сам себя занять (умеет ли самостоятельно играть)
  6. Легко ли идет на контакт с детьми и взрослыми
  7. Как переносит разлуку с родителями
  8. Особенности и привычки малыша
  9. Какие трудности испытывают сами родители в процессе воспитания ребенка дома.

Познакомившись с анкетами, мы многое узнаем о наших воспитанниках: об их навыках в самообслуживании, об игре, об их отношениях со сверстниками и взрослыми.

В нашей группе, в «информационном  уголке для родителей» мы помещаем памятку для родителей: «Что нужно  знать родителям об особенностях поведения детей 2-3 лет», а также  информацию

  1. о режиме дня в детском саду и дома,
  2. о совместной деятельности детей и педагогов,
  3. о предстоящих мероприятиях.

В течении года эта информация пополняется новыми рекомендациями и обучающим материалом. Там можно  найти информацию, касающуюся речевых  расстройств у ребенка, упражнения для ликвидации этих расстройств, а  также наиболее часто задаваемые вопросы к логопеду: 

  1. тренируем язычок,
  2. тренируем пальчики ― развиваем речь,
  3. как учить стихи играючи,
  4. я учусь наблюдать и запоминать и т.д.

Здесь также можно найти  и рекомендации медицинских работников:

  1. роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей
  2. наши привычки-привычки наших детей,
  3. основы закаливания,
  4. основы правильного питания,
  5. профилактика авитаминоза.

На протяжении всего адаптационного периода идет напряженная работа с родителями. Педагоги, и я в  том числе, беседуют с родителями своих воспитанников о том, как  дети ведут себя дома, какие эмоции возникают у детей при упоминании детского сада, нервничают ли они утром, когда родители приводят их в детский  сад или ведут себя спокойно и  непринужденно. Мы просим родителей  положительно и доброжелательно  вести разговор о детях, посещающих детский сад вместе с их ребенком, о педагогах, которые работают в  детском саду.

Очень помогает в работе сделанные родителями семейные альбомы, на котором  представлены все члены семьи. Мало того что просмотр такого альбома очень успокаивает малышей, он еще и является поводом для бесчисленных разговоров, любому приятно поговорить о свих любимых и родных, а тем более деткам.

В течение трех недель сентября мы проводим совместно с логопедом  обследование, по выявлению уровня развития каждого ребенка. А после  двадцатого сентября, проводится, на мой  взгляд, самое важное родительское собрание, и важное не только для  родителей, но и для педагогов. На этом собрании устанавливается контакт  между родителями и педагогами, обсуждается  участие родителей в жизни  детского сада, проведение праздников и дней рождений детей, так чтобы  это приносило радость и удовольствие детям, объединяло и учило заботиться их друг о друге.

В свою очередь педагоги на этом первом собрании не могут не уделить внимания таким вещам  как программа воспитания и обучения ребёнка в детском саду на год, программа сохранения и укрепления здоровья детей и т.д. В связи  с этим в группе раннего возраста я рекомендую родителям особенно обратить внимание на следующие моменты:

  1. режим дня; если ребенок живет по режиму, он спокоен и активен, игры-занятия дают положительный результат, поскольку он хорошо усваивает знания, которые ему предлагают тем или иным способом (вместе с другими детьми или индивидуально);
  2. внушаемость детей; им легко передается настроение окружающих, если один ребенок разбрасывает кубики по группе и при этом весело смеется, можете быть уверенными, что остальные тоже начнут это делать. Но просто запретить им что-то делать нельзя, это отрицательно сказывается на психике ребенка, лучше переключить их внимание на что-то, например, в данном случае игра «Построим дом из кубиков»;
  3. запреты; должны быть обоснованными, посильными для выполнения и высказанные спокойным тоном.

Поэтому мои основные формы  взаимодействия с родителями заключаются  в следующем:

  1. общие и групповые родительские собрания,
  2. консультации,
  3. выставки детских работ,
  4. участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,
  5. совместное создание коррекционно-развивающей среды,
  6. работа с родительским комитетом группы,
  7. беседы с детьми и родителями,
  8. тренинги,

Особое значение в первые полгода приобретает развитие культурно-гигиенических навыков детей, с самого начала детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами и т. д.

Вежливость и деликатность тоже занимают не последнее место  в жизни маленького человечка, ведь ему постоянно придется находиться в обществе, а значит, он должен соблюдать  этические и культурные законы. В  данном вопросе без помощи родителей  педагогу не обойтись.

Также не могу обойти вниманием  наши игры-занятия по изобразительной  деятельности, поскольку это не только благотворно сказывается на речевом  развитии детей, так как развивает  мелкую моторику малышей, но и благодаря  выставкам детских работ сближает воспитателей, родителей и детей.

Следующее родительское  собрание обычно проходит на эмоциональном подъеме, к этому времени обычно достигаются большие успехи в установлении контактов между родителями и детьми, скованность и нервозность уходят, приходят открытость и доброжелательность. Кроме этого, мы уже можем говорить о подведении некоторых итогов:

  1. завершается адаптационный период у детей,
  2. налажены отношения с родителями, с помощью их участия в подготовке и проведении праздников, досугов,
  3. активно наращивается уровень культурно-гигиенических навыков,
  4. выставки работ детей, позволяют родителей все больше гордиться своими детьми, что тоже благотворно сказывается на отношениях родителей, детей и воспитателей,
  5. выпуск семейных газет, это в основном прерогатива родителей, но иногда диву даешься, сколько творческого потенциала у наших родителей.

Мы практикуем проведение совместно с родителями музыкальных  и спортивных досугов;

Например, спортивный досуг  «Жизнь как сказка», где в процесс  вовлечены:

  1. воспитатели, которые не только читают сказку, но и практически показывают ее в лицах,
  2. воспитатель по физической подготовке, который  придумывает движения «как ходит мишка?», «как скачет зайка?»,
  3. родители, которые с удовольствием скачут вместе со своими малышами.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки  родителей, совместное создание корекционно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было интересно и уютно. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

итоге на последнем майском родительском собрании мы расстаемся с родителями добрыми друзьями. Мы знаем, что на следующем этапе жизни их детей, они будут знать, как эмоционально поддержать своих малышей. И готовим их к следующему этапу, рассказывая им о том, что ожидает их впереди, какие возможности ожидают их. Но главное, в том, что мы знаем доброе начало уже положено. И мы искренне надеемся, что совместные усилия педагогов и родителей уже привели к положительному результату, первый шаг сделан, и наши (а за прошедший год они стали нам родными) воспитанники вступят в новую жизнь с новыми знаниями, навыками и тем багажом, который мы попытались им подготовить.


Информация о работе Взаимодействие с родителями детей группы раннего возраста