Взаимодействие семьи и школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:19, реферат

Описание работы

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.docx

— 21.11 Кб (Скачать)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ  И ШКОЛЫ 

МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 

 Городиская О. А., руководитель МО  

классных руководителей  начальной школы, 

МОУ СОШ №6, г. Ноябрьск, Тюменской обл.  

  

 В условиях  кардинальных изменений в социальной  жизни нашей страны, перемен в  области просвещения, проблемы  взаимодействия семьи и школы  являются особенно актуальными.  Родители и педагоги – две  мощнейшие силы в процессе  становления личности каждого  человека, роль которых невозможно  преувеличить. Актуальное значение  приобретает не столько взаимодействие  в нашем старом, традиционном  понимании, сколько, прежде всего,  взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

 Цели и задачи  работы с родителями:Установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

Изучение воспитательных  возможностей семей.

Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного  потенциала семьи.

Вооружение родителей  необходимыми для воспитания детей  психолого – педагогическими  знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

Предупреждение наиболее распространенных  ошибок родителей  в воспитании детей.

Оказание помощи родителям в организации педагогического  самообразования.

 Семья,  как  и школа, - это своего рода посредник  между формирующейся личностью  ребенка и обществом. Значит, родители  должны иметь представление о  целях и задачах, конечном результате  воспитания, что поможет в воспитании  собственного ребенка. Как мобилизовать  родителей на непосредственное  включение в педагогический процесс?  В практике современной отечественной  общеобразовательной школы рассматривается  традиционно сложившаяся и утвердившаяся  форма работы школы с родителями  – родительское собрание. 

 Основное назначение  собраний – повысить уровень  психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.

 Значительное  место в системе работы школы  с родителями относится к их  психолого – педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.

Планируя психолого – педагогическое просвещение   родителей. Нужно исходить из следующих задач:

сделать школу и  семью союзниками в воспитании детей;

обеспечить полное взаимопонимание и согласованное  взаимодействие школы и семьи  в осуществлении комплексного подхода  к воспитанию;

нейтрализовать возможное  отрицательное влияние семьи  на ребенка;

компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал  семьи. 

Принципы проектирования  родительского всеобуча: 

 учет личностных  интересов, склонностей и возможностей  родителей; 

включение родителей  в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;  

постоянная актуализация самоопределения родителей в  целях и смыслах их деятельности; 

культивирование конструктивного  взаимодействия и общения родителей; 

увязывание  содержания всеобуча и социальной поддержки  педагогов. 

 Можно выделять  некоторые основные направления,  внутри которых создаются ситуации  совместной продуктивной деятельности  и психолого – педагогического самообразования родителей:  

 психолого – педагогическое образование родителей; 

проведение семинаров, конференций, родительских собраний; 

планирование,   реализация, рефлексия мероприятий  как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива; 

разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов); 

совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности. 

               

  

 Формы работы  с родителями 

  

1. Научно – практическая  родительская конференция – форма  сочетания пропаганды  педагогических  знаний с практическим передовым  опытом семейного воспитания. Их  организаторами выступают родительский  комитет и актив класса. Это  могут быть заседания, посвященные  отдельным воспитательным проблемам. 

 Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как  требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается  на родительском комитете: продумывается  план, выявляются семьи, чей опыт  воспитания достоин распространения. 

Успех конференций  зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования  форм и методов сотрудничества с  детьми. 

Условиями успешного  проведения родительских конференций  являются  следующие: 

актуальность, значимость и доступность предложенной темы; 

тщательная предварительная  подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература); 

организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений; 

создание благоприятного эмоционального  климата во время  проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора. 

  

Порядок работы конференции  может быть определен следующим  образом: 

Вступительное слово  педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей. 

Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного  процесса в семье). 

Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить. 

Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные выставки по обсуждаемой проблеме. 

 Примерные темы  для совместного обсуждения на  конференции: 

«Основы построения общения с ребенком» 

«Права и обязанности  ребенка в семье» 

«Стили и методы воспитания ребенка в семье» 

«Психология  ребенка» 

«Особенности адаптации  ребенка в школе» 

«Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др. 

2. Наиболее распространенной  формой работы с родителями  является классное родительское  собрание.   Главным ее предназначением  является согласование, координация  и интеграция  усилий  школы  и семьи в создании условий  для развития личности ребенка.  Родительское собрание – одна  из основных универсальных форм  взаимодействие школы с семьями  учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

На собрании обсуждаются  проблемы жизни класса и родительского  коллектива.   По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько  видов:

 Организационные  собрания (выбор классного родительского  комитета; выбор деятельности по  направлениям; выбор представителей  в совет школы; разборка и  утверждение плана работы родительского  комитета и т.п.).

Аналитические собрания  (ориентированные на разрешение возникающих  проблем педагогического просвещения  родителей).

 Итоговые собрания (направленные на подведение итогов  работы класса за определенный  период времени: четверть, полугодие,  год).

Комбинированные собрания  (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует  о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

На организационных  собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается  план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются  инициативные группы родителей по различным направлениям работы,  разрабатываются планы  проведения общешкольных мероприятий  с участием родителей.  

Первое родительское собрание является, как правило, организационным  и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость  и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления  работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. Собираются материалы  о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете. 

  

 Эти предложения  могут быть такими: 

поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с  детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство  кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство  клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление  сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов; 

поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие  в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса; 

поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и  укреплении материально – технической  базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве  школы; спонсорская помощь школе. 

  

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов: 

Анализ учебных  достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников. 

Знакомство родителей  с состоянием эмоционального климата  в классе. Темой для разговора  здесь могут быть взаимоотношения  учащихся, внешний вид и другие вопросы. 

Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих. 

Обсуждение организационных  вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и  пр.). 

Рефлексия. В конце  родительского собрания родители оценивают  его значимость, актуальность, полезность. 

Личные беседы с  родителями. 

  

Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих  принципов: 

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе; 

тема собрания должна учитывать возрастные  особенности  детей; 

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы