Взаимодействие субъектов в социальном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Взаимодействие – это организация совместной деятельности индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу.
Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности (познания, спорта, общения и т. д.).

Работа содержит 1 файл

контрMicrosoft Office Word.docx

— 28.70 Кб (Скачать)

Тема  № 2: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

  1. Как можно определить понятие «взаимодействие»

        Взаимодействие – это организация совместной деятельности индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу.

    Содержательной  основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией, в  которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые  таковыми членами конкретного коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности (познания, спорта, общения и т. д.).

  1. Охарактеризуйте структуру взаимодействия субъектов социального воспитания

    Организуется  взаимодействие в контактных группах  – в коллективе, в микрогруппах, входящих в его состав; между группами – в воспитательных организациях, а также в различных формах массового взаимодействия, когда  в него вовлекается большая группа членов организации либо специально собираемые дети, подростки, юноши для  организации их взаимодействия на базе какой-либо организации.

    Планирование  взаимодействия в процессе реализации принятого в результате групповой  дискуссии решения предполагает определение того, что нужно сделать  и как распределить обязанности  между членами коллектива, т. е. поиск  ответов на ряд вопросов:

1) из  каких элементов состоит работа  по реализации принятого решения;

2) кому  лучше, целесообразнее реализовывать  ту или иную часть работы (всему  коллективу, отдельным его членам  или микрогруппам);

3) кому  лучше быть организаторами той  или иной части работы;

4) в  какое время, в какой последовательности  и к какому сроку должны  быть сделаны те или иные  части работы.

    Реализация  спланированной работы осуществляется в соответствии с определенными нормами взаимодействия.

Под обучением  взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности. Оптимальными периодами подготовки к взаимодействию являются детство, отрочество, юность, когда человек наиболее восприимчив  к обучению и обладает настоятельной  потребностью взаимодействовать с  окружающими. Подготовка к взаимодействию может вестись в воспитательной организации несколькими путями.

Во-первых, в процессе организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение при этом происходит с помощью  соответствующего инструктирования, осуществляемого  руководителем, о том, как целесообразно  и эффективно взаимодействовать  в том или ином случае, а также  в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел  и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации.

Во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных  коллективов, которые предполагают взаимодействие.

В-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр и этюдов, органично включенных в жизнь организации.

  1. Дайте характеристику структуры функционально-ролевого взаимодействия индивидуальных субъектов социального воспитания

    Функционально-ролевая  сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием  успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя  с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение  под определенные стандарты.

    Личностная  сторона педагогического взаимодействия в большей степени затрагивает  мотивационно-смысловую сферу учащихся. Научное знание, содержание образования  в этом случае выступает средством  преобразования этой сферы.

    Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно, предлагая образцы своей субъективности другим людям, и, прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействие не вызывает необходимого преобразующего эффекта, сколь бы не были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально - ролевые параметры.

    Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение. Убеждение  выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих  личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми  в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

    Убеждение — это система логических доказательств, требующая осознанного отношения  к ней того, кто её воспринимает. Внушение, наоборот, основано на некритическом  восприятии, и предлагает неспособность  внушаемого сознательно контролировать поток поступающей информации.

    Необходимым условием внушающего воздействия являются авторитет педагога, доверие к  его информации, отсутствие сопротивления  его влиянию. Поэтому установки, мнение и требование учителя могут  стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание учениками той  или иной информации.

    Особенностью  внушения являются его направленность не на логику и разум личности, не на его готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитарным учителем установка может стать  основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в  педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить  через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их. С внушением тесно  связано подражание.

    Подражание  — это повторение и воспроизведение  действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражал, осознавал, что это действие и  мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание — это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны педагога вступают в сложные связи с особенностями  личности ученика. Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение. Именно обобщение подражания не являются важным повторением образца, примера, оно вызывает сходную деятельность, имеющую качественное отличие. При  таком подражании заимствуются лишь общие идеи. 

    Оно требует значительно большей  сообразительности и находчивости, зачастую связано с самостоятельной  и творческой деятельностью, представляя  его первую степень. В ходе развития личности возрастает самостоятельность  и уменьшается подражание.

    Следует обратить внимание на то, что категория  педагогического взаимодействия учитывает  личностные характеристики взаимодействующих  субъектов и обеспечивает как  освоение социальных навыков, так и  взаимопреобразование на принципах  доверия и творчества паритетности и сотрудничества.

  1. Покажите особенности эмоционально-межличностного взаимодействия индивидуальных субъектов.

    Эмоционально-межличностное взаимодействие возникает в сфере общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте.

Эмоция - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.

В зависимости  от вышеперечисленных особенностей у человека можно проследить преобладающие  эмоции. Мы не берем примитивный  уровень. Если у человека преобладает  радость, это совсем не значит, что  он должен всегда улыбаться. Такому индивиду нужно сходить к психиатру  и пройти лечение.

Радостный человек преобладает оптимистическим  настроем, поэтому у него больше выражены радостные эмоции. Это определяется поведением и реакцией человека в  разных жизненных обстоятельствах. Но помимо этого, личность, как и  все люди, испытывает и переживает все другие существующие эмоции.

В разные периоды своей жизни, у человека могут меняться преобладающие эмоции. На это влияет внутренний фактор, внешний  и независимый. Независимый фактор - это, то, что неподвластно ничему и никому - время! Внутренний фактор – это ваше психологическое состояние, которое зависит от размышлений и умений осознания действительности – оценка и самооценка. Внешний фактор – это все происходящее вокруг нас и все, что может воздействовать на нас, и все, что взаимодействует с нами. Внутренние и внешние факторы тесно повязаны, а сквозь них проходит независимый фактор.

Внешние факторы принимают главное участие  в формировании внутренних факторов. В свою очередь, наши внутренние факторы  для остальных являются внешними факторами. Каждая личность воздействует друг на друга. Таким образом, формируется  общество.

Вывод: Мы только что разобрались о личностных преобладающих эмоциях и о взаимосвязанных факторах формирующие эти эмоции. 

    Сейчас  рассмотрим более детально эмоции. Эмоции могут быть мгновенными, а  могут быть затяжными. Иногда люди испытывают одновременно несколько эмоций или  хаотично одну за другой. Но такие эмоциональные  взрывы вызываются редко. В основном схема очень простая: действие внешних  факторов – ваша реакция (эмоции) на эти действия. Очень часто идет такая цепочка: производит действие один фактор, а ваши эмоции одновременно направлены на этот же фактор и другой фактор. Например: прозвенел звонок на урок, а учителя нет. Дети обращают внимание на действие звонка и отсутствие учителя. При этом они могут ощущать  разные чувства: радость, ликование, недовольство, удивление, взволнованность….

Как вы заметили, внешние факторы могут  быть как люди, так и результат  их действия или бездействия, так  же это могут быть факторы природного характера. И еще один момент, в  эмоциональных межличностных отношениях не обязательно присутствие личностей, между которыми происходят отношения. В нашем примере учитель не пришел, но к нему все равно направлены эмоциональные отношения. Это односторонние  отношения.

Межличностные отношения могут быть: взаимными, противоречивыми, односторонними и  нейтральными.

    Так же есть временной фактор. События, происходящие, в разное время одинаково  могут вызывать у вас эмоции. Различают  такие временные факторы: прошлое, настоящее и будущее. Все очень  просто и понятно. Вчерашняя обида  может до сих пор у вас вызывать негативные эмоции. Вы только что получили подарок – у вас радость. Скоро  Новый Год – предвкушение праздника. 

Эмоции  бывают:

  1. Позитивными (удовольствие, радость, ликование, восторг, доверие, симпатия, любовь, умиление, блаженство, предвкушение).
  2. Нейтральными (любопытство, удивление, изумление, безразличие).
  3. Негативными (тоска, печаль, отчаяние, тревога, страх, гнев, возмущение, ненависть, злоба, ревность, стыд, ярость, презрение, разочарование).

Межличностные эмоциональные отношения многогранны  и богаты на оттенки. Они непрерывно связаны с нашими мыслями и  происходящим вокруг нас. Эмоции вспыльчивы, но вы пытайтесь не идти на поводу одних эмоций. Вы личность! Личность принимает решения, оценивая ситуацию, невзирая на эмоции.

    5.Проанализируйте различные определения цели социального воспитания,выявите в них общее и особенное 

   Термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. 

   Развитие  человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним- биологические, наследственные факторы. Факторы влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка- не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его из биологического индивида в социальное существо – личность. 

Информация о работе Взаимодействие субъектов в социальном воспитании