Взаимоотношения детей со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА СО СВЕРСТНИКАМИ 5
1.1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.2. ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 8
1.3. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 10
1.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 11
1.5. ПРОБЛЕМНЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ 17
1.6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

взаимоотнош-я со сверстниками!!!.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

 

    В настоящее время важность сверстника в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Значение сверстника в жизни ребенка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. Особенно велико значение сверстника в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии.

    Большое значение и актуальность приобретает  изучение ребенка в системе его  взаимоотношений со сверстниками в  группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный  период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

    Общение с детьми -  необходимое условие  психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

    Изучению  этой проблемы посвящены работы В.П  Залогиной, З,В. Лиштван, Р.И. Жуковской  и др.,  в которых отмечались принципы педагогического руководства  взаимоотношениями детей в разных видах детской деятельности и формы общения детей разного возраста. Однако в  них не исследовались вопросы о представлениях детей о нравственных понятиях  при взаимоотношениях в детском коллективе и с окружающими. В большей мере это сделано в работах Т.А. Марковой , В.Г. Нечаевой и др. Этот вопрос представляется важным для совершенствования методов формирования положительных взаимоотношений между детьми. 

    Бронфенбреннер  в качестве основных качеств личности, которые приобретаются детьми в  процессе общения со сверстниками, выделяет взаимное доверие, доброту, готовность к сотрудничеству, открытость и др. Б. Спок также подчеркивает, что только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права.

    Наиболее  принципиальным в этой проблеме является вопрос о «начале» взаимоотношений сверстников, т.е. о сроках его возникновения. Характерно, что разработка этого вопроса часто происходит в полемике с Ж. Пиаже. Если Ж. Пиаже указывал на то, что сверстник становится значимым фактором развития релятивистского мышления лишь после восьми лет, а социализированный разговор между детьми появляется только после пяти лет, то современные исследования показывают, что целенаправленное социальное поведение возникает уже в 3—4 года  и уже у двухлетних детей появляется интерес к другому ребенку и первые формы игрового взаимодействия.

    Цель  работы: изучение особенностей взаимоотношений детей со сверстниками.

    Задачи  работы:

    1.Теоретическое  изучение проблемы  взаимоотношений ребёнка старшего дошкольного возраста со сверстниками.

    2. Формирование выводов на основе  изученной литературы.

    Объект  исследования: коммуникативное взаимодействие детей 5-7лет.

    Предмет исследования: особенности взаимоотношений детей со сверстниками.

    Методы  исследования:

    Теоретические:

    - анализ литературы по проблеме исследования

1. Теоретические основы  взаимоотношений  дошкольника со  сверстниками

      1.1. Проблема детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

    Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.

    Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей у нас и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

    Несмотря  на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.

    Как известно уже, изучение дошкольных групп  имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко  и Н.К.Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.[14, с.17-18]

    В 1968 г. при Институте дошкольного  воспитания, была создана лаборатория  «Формирование личности ребенка». Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада, а также на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников. [15, с.4]

    Как известно, потребность ребенка в  общении со сверстниками возникает  несколько позже, чем его потребность  в общении со взрослыми. Но  именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

    Так в своих работах американский психолог Т.Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых  родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности  во взаимоотношениях. Он писал, что только «группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки». Т.Шибутани высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей. [14, с.21]

    А по определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа – это  первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх  детей, где они имеют возможность  самостоятельно объединится друг с  другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.[19, с.23]

    В первые этапы проведенного исследования подтвердилось, что возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.

    При исследовании системы взаимоотношений  в группе детского сада они выделяли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание в исследованиях лаборатории было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной и Л.А.Рояк). Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения. [13, с.46]

    Изучение  ценностных ориентаций детей-дошкольников, особенностей их взаимных оценок и  самооценок проводилось в исследованиях  Репиной, Горяйновой, Стеркиной. В исследовании А.Ф.Горяйновой с помощью специально разработанных математических приемов изучалась степень единодушия в оценках сверстников у детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также основные нравственные понятия. Интересная работа была проведена Р.Б.Стеркиной по изучению самооценки детей дошкольного возраста.

    Важным  направлением в научных исследованиях  лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного  возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.

    Исследование  прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения «непопулярного» ребенка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с луч шей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Репина и Бухтиарова.

    В зарубежной науке имеет место  субъективно идеалистическая теория, считающая, что отношения между  людьми, в частности, отношения симпатии и антипатии, определяются их врожденными  качествами. Соответственно этим своим неизменным качеством тот или иной ребенок якобы будет обречен на «непопулярность» и попадает в разряд «изолированных» или будет «звездой» среди детей, т.е. ему будет обеспечена в любой детской группе особо высокая «популярность». Представители этой теории пытаются найти в ней оправдание классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы – это закон природы. Исследования наших психологов доказали обратное. выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей также возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей.

    Педагогические  и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая  является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследование, проведенное лабораторией формирования личности ребенка НИИ дошкольного воспитания, показало, что в сельских детских садах, где часто дети встречаются и посоле возвращения из детского сада, а также в группах с интернатным пребыванием детей, дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений и общения в группе были выше. Избирательность отношения между детьми были ярче выражены: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась  его нравственными качествами. [14, с.74-75]

      1.2. Понятие отношения и взаимоотношения

    В группах, коллективах существуют отношения  и взаимоотношения.

    Человек, так или иначе, относится к  вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимания – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях у составляющих их людей представлены не отношения, взаимоотношения.

    Взаимоотношение – это отношение идущее от людей  к людям, «навстречу друг другу». При  этом, если в отношении не обязательно  поступление к человеку обратного  сигнала, то при взаимоотношении  постоянно осуществляется «обратная связь». Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

    Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

    Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение  и взаимоотношение – стороны  общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в  общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

    Межличностные отношения определяют положение  человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное  благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Значит, отсюда вывод:

    Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.

    Взаимоотношение – это взаимная позиция одной  личности к другой, позиция личности по отношению к общности. [18, с.215]

    По  отношению к детям отношения  и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

Информация о работе Взаимоотношения детей со сверстниками