Анархизм Бакунина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:22, реферат

Описание работы

Цель данного реферата уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его исторические корни). Прежде всего хотелось бы узнать что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное политическое движение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Применительно к прошлому веку, можно считать справедливым определение анархизма, данное в словаре русского языка С.И.Ожегова: "Враждебное марксизму мелкобуржуазное общественно-политическое течение, [...] отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу и руководящую роль пролетарской партии".1

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 58.19 Кб (Скачать)

 

                                                          Введение.

 

   Цель данного реферата уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его исторические корни). Прежде всего хотелось бы узнать что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное политическое движение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата.         Применительно к прошлому веку, можно считать справедливым определение анархизма, данное в словаре русского языка С.И.Ожегова: "Враждебное марксизму мелкобуржуазное общественно-политическое течение, [...] отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу и руководящую роль пролетарской партии".1                               Известна и формулировка этого слова одного из представителей анархизма П.Кропоткина: Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига Капитала и Государства. Определив, что такое анархизм поговорим о его истоках.                                                  Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации – подобные настроения в той или иной форме можно обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф. Косого и французского мыслителя конца XVIII в. С. Марешаля. Роднящее упомянутых мыслителей умонастроение уместно обозначить термином протоанархизм. Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение. Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой   Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности.                                                        Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же анархизма, противостоявшего обоим течениям, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость...

Социализм без свободы  есть рабство и скотство»2.                                                                              Михаил  Александрович  Бакунин   (1814-1876),   несомненно,   является ключевой фигурой в истории  анархической  мысли  и  анархического движения, крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на  практике. Именно Бакунин, будучи одаренным философом,  заложил  основы  анархизма  как цельного  мировоззрения  (а   не   только   как   программы   действий   или социологического  учения). Бакунин   и   инициировал   появление   мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти  по  всей  Европе. Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить  основной  мотив анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности  и общества.

                               Взгляды М.А. Бакунина

     Существенной особенностью политических и правовых воззрений М.А. Бакунина является их длительная эволюция и тесная глубокая связь идей на всех ее этапах. Без рассмотрения этой эволюции нельзя выяснить идейные истоки и специфику раннего классического анархизма. В условиях крепостнической России, неразвитости массового революционного движения, отсутствия сложившейся анархической теории Бакунину потребовалось около трех десятилетий для выработки основ

     Теории анархизма. В дальнейшем, в конце XIX – начале XX вв. Формирование взглядов теоретиков анархизма происходило значительно быстрее и основывалось во многом на усвоении, пропаганде и развитии уже имеющейся анархической теории.

В развитии политико-правовых взглядов Бакунина можно выделить три  основных этапа: этап формирования политических и правовых идей с преимущественно  просветительской ориентацией (1830-е  гг. До начала 1840-х гг.), революционно-демократический (1840-е – середина 1860-х гг.) И  анархический (середина 1860-х – 1876 гг.).

Начальный период формирования и развития политико-правовых взглядов Бакунина относится к числу наименее, изученных, хотя и не менее важных. Значение 1830-х гг. Для мировоззрения  Бакунина определяется его тесной связью с рядом видных политических мыслителей России XIX в., ролью в пропаганде немецкой классической философии в России и освоении ее передовой отечественной мыслью.

Уже в этот период внимание мыслителя привлекают общие проблемы, стоящие перед всеми народами, перспективы человечества, закономерности политического развития. Процесс  исторического развития рассматривался им как прогрессирующее возрастание  социальной свободы. Идеалы и цели человечества уже в 1830-х гг. Он относил к области  естественных законов природы, признавал  элементами гармонии Вселенной. Деспотизм  и произвол рассматривались как препятствия движения к свободе, равенству и справедливости, а демократия, права человека, их развитие – как цели, к которым человечество движется через революции, всемирные перевороты и потрясения.

Для оценки ранних воззрений  М. Бакунина интересна его рукопись "Записки, касательные всеобщей истории, извлеченные из моего чтения и  дополненные моими примечаниями" (1834 г.).3Очевидно, это первая попытка обобщить собственные взгляды на историю, общество, политику и право. Приступая к изучению исторического сочинения К.Г. Коха "Описание переворотов" (выпискам из него и комментариям посвящена рукопись), М. Бакунин составил как бы программу изучения. Он писал о необходимости внимательного изучения ряда правовых явлений – "законов, судов, налогов", "народного права", вопросов, связанных с властью отдельных сословий и политических сил – королевской власти, дворянства, духовенства. Обращал внимание на политическую динамику, на взаимодействие политических сил, ставил задачу внимательного исторического изучения разных социальных групп, общественного сознания.4

Заметка свидетельствует  о наличии политико-правовых интересов  в ранних исторических занятиях Бакунина, о его стремлении разобраться  в сложных взаимосвязях исторических явлений. Содержащиеся далее в рукописи примечания (неопубликованные) указывают  на радикальность воззрений Бакунина накануне его вхождения в кружок Н.В. Станкевича, на наличие определенных радикально-демократических элементов  во взглядах. Заметен здесь и идеализм Бакунина. Так, особое значение в историческом развитии и падении государств он придавал общественному мнению. С  потерей его поддержки происходит упадок и гибель государства. "Таков  закон природы", – считал Бакунин. Для него основаниями типологии  развития, взаимосвязи, соотношения и положения государств Европы являлись "общая вера, общие понятия, общие предрассудки, общий феодальный образ правления, равно примыкающий к неограниченной власти...".

Любопытны его рассуждения  о значении третьего сословия как  активной политической силы эпохи буржуазных революций. Вступление третьего сословия на политическую арену ознаменовало собой, по Бакунину, зарю "той законной свободы народов, к которой в наше время так видимо стремится вся Европа, той свободы, без которой жизнь человечества может быть уподоблена пресмыканию, прозябанию, ибо деспотизм и образование, процветание и благо народов никогда не могут быть совместны".5 "Законная свобода"–идеализируемые право, свобода, правопорядок капиталистического общества – вот что восхищало молодого Бакунина. Оппозиционность монархизму, деспотизму – не только подтекст, но и содержание исторического резюме автора. "Законная свобода", приходящая на смену средневековому феодальному устройству, учитывает основные требования общественной жизни – всеобщую безопасность, процветание, независимость и развитие всех состояний. Эта "законная свобода" представлялась Бакунину "одной из премудрых целей провидения". Важно и то, что говоря здесь о революциях и кровопролитиях, путем которых утверждается эта свобода, Бакунин замечал, что хотя эти происшествия и средства кажутся противоречащими и несовместимыми "с понятием о благости провидения", но и в целом они необходимы" ко всеобщему благу".6

В 1835 г. Он знакомится с Н.В. Станкевичем – поэтом, философом, много сделавшим для формирования и организации духовных интересов  и поисков Бакунина, входит в его  кружок. В этом кружке, отличавшемся широтой взглядов и интересов, открытой и свободной мыслью, ориентированной  на освоение

Достижений мировой цивилизации  и критику всего, что препятствует прогрессу, вызревали будущие лидеры нескольких политических течений. Из кружка вышли, кроме Бакунина, известный  критик и совесть русской революционной  демократии В.Г. Белинский, лидер левого славянофильства К.С. Аксаков, идеолог  дворянского консерватизма М.Н. Катков, видный деятель либерализма Т.Н. Грановский и другие. В кружке Станкевича Бакунин был признанным авторитетом  в толковании идей философии Гегеля, его переводчиком. "Из молодежи гегельской, конечно, № 1 – Бакунин", – писал  А.И. Герцен в письме от 6 апреля 1840 г.7

После вхождения в кружок Н.В. Станкевича основным предметом  занятий Бакунина становится немецкая классическая философия. С 1837 г. Он изучал произведения Г.В.Ф. Гегеля, интересовался  также историческими, социально-политическими  и правовыми вопросами. Например, в мае 1839 г. Перед приездом в Прямухино  Бакунин выслал в имение "Философию  права" Гегеля (VIII том немецкого собрания сочинений философа), "Законы Ману" (парижское издание на французском языке 1833 г.), один из томов четырехтомной работы К. Роттека "Учебник естественного права и государственных наук" (на немецком языке).8

В кругу друзей Н.В. Станкевича искали и находили применение идеям  философии права Гегеля в разных областях. Они использовались для  либерального осмысления логики и системы  российского законодательства в  связи с изданием Свода законов  Российской империи (П.Г. Редкин), в театрально- и литературно-критических работах (В.Г. Белинский, В.П. Боткин, М.Н. Катков), для разработки, развития идей Гегеля о действительности, праве, нравственности, преступлении и наказании (М.А. Бакунин, Н.В. Станкевич, П.Г. Редкин), как методология  и теоретическая основа для преподавания правоведения (вслед за Редкиным –  младшие братья Бакунины, Елагины).

Большое значение для характеристики взглядов M А. Бакунина 1830-х гг. Имеет его рукопись "Гамлет", – своеобразный перекресток английской поэзии, немецкой философии (особенно философии права) и русской духовной культуры 1830-х гг. До последнего времени эта рукопись фактически была неизвестна. Только КХМ. Стеклов упоминал ее среди рукописей, не вошедших в собрание сочинений и писем М.А. Бакунина, хотя и неточно.9 Судя по всему, данная рукопись Бакунина была написана летом-осенью 1837 г. Интерес к Шекспиру в кружке Н.В. Станкевича был весьма серьезен. Огромный интерес у друзей Станкевича вызвала постановка в театре в начале 1837 г. "Гамлета" в переводе Н.А. Полевого. В 1838 г. Печатается знаменитая статья В.Г. Белинского "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета". Произведения Шекспира в кружке Станкевича переводили и посвящали им статьи В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, М.Н. Катков. Особенность рукописи М.А. Бакунина – тесная ее связь с "Философией права" Гегеля.

В ноябре 1837 г. Бакунин приезжает  в Москву из Прямухино, а в начале декабря перебирается на квартиру к  своему другу В.Г. Белинскому. Позже  в письме к Н.В. Станкевичу Белинский  вспоминал: "Приезжаю в Москву с  Кавказа, приезжает Бакунин –  мы живем вместе. Летом просмотрел он философию религии и права  Гегеля. Новый мир нам открылся. Сила есть право, и право есть сила, – нет, не могу описать тебе, с  каким чувством услышал эти слова  – это было освобождение. Я понял  идею падения царств, законность завоевателей, я понял, что нет дикой материальной силы, нет произвола, нет случайности, – и кончилась моя тяжелая  опека над родом человеческим, и значение моего отечества предстало  мне в новом виде".10

Анализ рукописи "Гамлет" свидетельствует  об отражении в ней идей "Философии  права" Гегеля. Прежде всего, созвучие идей касается вопросов понятия и  сущности права, преступления, наказания. Взгляды автора рукописи отчетливо созвучны с элементами естественно-правовых идей, в объективно-идеалистической философии Гегеля. На примере разбора "Гамлета" Шекспира Бакунин как бы апробировал универсальность гегелевской философии права.

Основную идею драмы Шекспира Бакунин  видел в том, что "Право, воля господня должна исполниться как на небе, так и на Земле".11 Вечность и незыблемость основ права, вечность, бесконечность и всесилие духа, считал Бакунин, – основное философское содержание "Гамлета". Начальной и

конечной сферой права, по Бакунину, говоря современным языком, является не правовое государство или общество, а правовая Вселенная. Торжество  права в обществе и государстве  для него – часть, фрагмент, проявление всеобщности и естественности основ  правовых отношений.

Как и Гегель, Бакунин прослеживал  различие естественной справедливости, основ права и позитивного  права (закона). Существующие законы, суд  и т.д. не обязательно справедливы. Они – воплощение несправедливости, если несправедлив их источник (как  в "Гамлете" братоубийство –  условие завладения королевской  властью). Когда же суд и право  бессильны восстановить нарушенную справедливость в силу своей несправедливой основы или торжествующего всесилия несправедливости, то справедливость должна быть восстановлена помимо формального  права и официального суда. "Злодеяние  еще не открыто, – писал Бакунин, – совершил же его король, в руках  которого сосредоточены и суд  и исполнение суда, – и несмотря на это, оно должно быть открыто, доказанное преступление должно быть осуждено и  оскорбленное Величество право отомщено и восстановлено в своей неприкосновенной святости".12 Так как король не подлежит власти законов, то Гамлет должен выступить в роли мстителя за своего отца. Как и у Гегеля, в рукописи прослеживается мысль о возможности коллизий между индивидуальной и всеобщей волей, между истинной и формальной справедливостью.

Информация о работе Анархизм Бакунина