Английская философия 17-18 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 00:36, контрольная работа

Описание работы

Работа посвящена исследованию философских концепций известных британских мыслителей Джорджа Беркли, Т.Гоббса, Д.Локка. Период их творчества был временем необычайного подьема и развития английской философии. Их творчество определило основы главных философских течений: идеализма и материализма.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…стр.3
1. Понятие, предмет философии………………………………………стр.4
2. Биография Джорджа Беркли……………………………………..…стр.4
3. Философское учение Джорджа Беркли…………………………….стр.5
4. Т. Гоббс………………………………………………………………стр.11
5. Д.Локк……………………………………………………………..…стр.13
Заключение……………………………………………………………..стр.16
Список литературы……………………………………………………..стр.17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знаний: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас. Внутренний опыт - «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.

Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Если бы все было не так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их содержание у всех было бы примерно одинаковым. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,- вот основной тезис Локка – Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира.  В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк допускает все же, что уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков или предрасположенности к той или иной деятельности. В этом заключается главное противоречие в его философской системе.  Локк под вторым источником фактически понимал работу мышления над полученными извне ощущениями и идеями, осмысление чувственного материала, в результате которого действительно возникает ряд новых идей. И по содержанию и по происхождению «второй источник» попадал тем самым в прямую зависимость от первого.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на

простые и сложные. Простые идеи со­держат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей.  Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные каче­ства внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии они не были, и

которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти ка­чества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть

идеи этих качеств совершенно точно отображают объектив­ные свойства этих тел. Ко второй группе он относит идеи отражающие вто­ричные качества, которые по его мнению, не находятся в самих вещах, но представляют собой силы,

вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. (т.е.

объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко

вторичным качествам Локк относит та­кие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким обра­зом, проявление вторичных качеств связывается англий­ским мыслителем не с самим объективным миром, а с его вос­приятием в человеческом сознании.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из про­стых идей в результате

самодеятельности ума.  Сложные идеи есть собрание, сумма, простых идей каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи.  Д.Локк вы­деляет три основных способа образования сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; 2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обо­зревать их сразу, но не соединять в одну; З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности. Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека – знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему

доступно. Локк выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. Самый достоверный род познания, по Локку,- интуи­ция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое воспри­ятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором месте после ин­туиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстра­тивное познание. В этом роде познания восприятие соответ­ствия или несоответствия двух идей совершается не непо­средственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род

познания - чувственное или сенситивное познание. Этот род познания

ограничивается восприя­тием единичных предметов внешнего мира. По своей

досто­верности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает

ясности и отчетливости.

Философия Джона Локка была вершиной в развитии британского материализма

Нового времени.

 

 

Заключение

 

Различие этих двух течений заключается в том, что рационалисты верили в познание с помощью силы разума. Эмпирики же опирались на опыт, и считали, что истинное знание получается через ощущения — из опыта. Таким образом, рационалисты выбрали математическую модель знаний, а эмпирики взяли за основу физические науки. Первые использовали дедуктивный метод познания (от общего предположения к частным выводам). Эмпирики (Френсис Бэкон) пришли к выводу, что следует использоватьиндуктивный метод (от частных случаев к общему заключению).

Таким образом, философские мысли этого века сильно разнились между собой. К примеру, большинство рационалистов считали, что на практике нам следует полагаться на науку в познании внешнего мира, и многие из них были вовлечены в научные исследования. Эмпиристы, напротив, в основном считали априорное знание возможным в области математики и логики.

Этот период так же стал периодом рождения классики политической мысли, в частности, трактат Томаса Гоббса «Левиафан», а также «Два трактата о правлении» Джона Локка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы  

                            

1. Быховский Б.Э. Джордж Беркли. – М.: Мысль, 1970.
2. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М.: Мысль, 1988.

3.      В. Голосов «Очерки по истории английского материализма XVII-XVIII веков»

4.      «Введение в историю философии» Учебник для  высших учебных заведений.

    

17

 



Информация о работе Английская философия 17-18 веков