Античная демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 08:17, реферат

Описание работы

Одна из форм политической организации античного государства (полиса). Природа и сущностные черты античной демократии точнее всего раскрываются через ее определение как демократии полисной. Античный полис являл собою единство политических, гражданских и религиозных общин; в нем отсутствовало разделение государства и церкви, государства и гражданского общества, политических и военных организаций, прав и обязанностей гражданина.

Работа содержит 1 файл

АНТИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 Самый низший статус имели  рабы («говорящие орудия» - Аристотель), которые фактически не пользовались никакими правами. Их социальной функцией было обеспечение всех материальных нужд граждан и создание для них возможности беспрепятственно заниматься общественными делами.

 Понятие полисного гражданства было неотделимо от понятия свободы слова (парресии) – важнейшего права гражданина. Свобода слова в Народном собрании не означала вседозволенность или возможность выступать на любую тему. Свобода слова подразумевала ответственность за обещания и обвинения, высказанные публично. Граждане, нарушившие свои обещания или выдвинувшие клеветнические обвинения, могли подвергнуться осуждению Народным собранием или привлечены к суду по иску какого-либо лица. За различные проступки (неуважение к родителям, бегство с поля боя, растрата семейного имущества, занятие проституцией) граждане могли быть лишены парресии.

 Понятие полисного гражданства, гражданских  прав и вообще гражданской политической культуры очень важно для становления  демократической политической системы. Такое понятие, например, отсутствовало  на Востоке. Социально-политический статус греческого гражданина в этом смысле был несопоставимым с положением общинника в империях Древнего Востока. Это явилось одной из самых значительных причин того, почему демократия не зародилась в деспотиях.

 Ведущая роль среди политических институтов политической системы Афин принадлежала Народному собранию – Экклесии. Экклесия во времена Перикла была не только высшим законодательным, но и исполнительным и судебным органом.

 В народном собрании имели  право участвовать только граждане.

 Собрания  экклесии проходили 4 раза в пританию - месяц древнегреческого календаря. Всего в году было 10 пританий. Итак, ординарные экклесии собирались в Афинах 40 раз в году. Экстраординарные собрания проводились по мере необходимости для решения неотложных дел.

 Особый  статус имели первые Народные собрания каждой притании. Именно на таких собраниях  заслушивались сообщения о проверке должностных лиц, рассматривались  дела о наследствах и конфискациях имущества, обсуждались вопросы  обороны и обеспечения продовольствием. На вторых Народных собраниях каждой притании рассматривались ходатайства и просьбы граждан. Третьи и четвертые были посвящены рассмотрению прочих вопросов и решению текущих проблем.

 Участие в Народном собрании трактовалось не только как право, но и как обязанность гражданина полиса, ибо прямая демократия предполагала не только регулярную работу Народного собрания, но и участие в его работе всех граждан. Тем не менее, проблема политического участия стояла довольно остро. В Афинах, например, экклесию посещало обычно 2-3 тысячи граждан из 15-20 тысячДля решения наиболее важных вопросов существовал кворум в 6 тыс. граждан. Чтобы решить проблему политического участия в IV в. до н.э. была введена плата за посещение народного собрания (экклесиастикон) в размере одного обола, которая затем была увеличена до трех оболов, а потом доведена до полторы драхмы (прожиточного дневного минимума для семьи из трех человек).

 Голосование по наиболее важным вопросам (предоставление или лишение гражданских прав, изгнание из полиса) проводилось посредством черных и белых баллотировочных камешков(псефосов, отсюда само голосование - псефофория), ибо в этих случаях требовалось точно подсчитать все голоса «за» и «против». В остальных случаях голосовали поднятием рук (хиротония). Для избрания большинства магистратов в Афинах времен Перикла применяли жребий (клеросис), только самые ответственные государственные посты замещались путем хиротонии.

 Избрание  по жребию обеспечивало широкое участие  граждан в делах управления полисом и доступность государственных должностей для всех категорий граждан. Примерно шестьсот из семисот магистратур Афин времен Перикла избирались по жребию. Конечно, выборы по жребию не могли не нести с собой негативные моменты: выборы некомпетентных, а то и неадекватных лиц; занятие должностей лицами, не представляющие интересов большинства, то есть не демократами, а также лицами, не представляющими всех социальных групп полиса; возможность утраты подотчетности избранных лиц, которые не заинтересованы в позитивной оценке электоратом их деятельности.  Но выборы по жребию давали немало и позитивного для функционирования демократии, а именно: ограничение сроков полномочий занятия должности сроком не более года; контроль за тем, чтобы один и тот же граждан не занимал должность два срока подряд, то есть обеспечение своевременной ротации; контроль своевременного предоставления отчета всех сдавших должности (без которого гражданин не мог претендовать на другую должность); обязательная процедура освидетельствования перед жеребьевкой с целью выяснения, платит ли претендент налоги, хорошо ли относится к родителям, исполнял ли воинский долг; наконец вся деятельность магистратов находилась под постоянным контролем – любой гражданин мог выдвинуть против магистрата обвинение и потребовать его временного отстранения. Затем обвинение рассматривало народное собрание и дело направляли в суд. Только суд мог вынести обвинительный или оправдательный приговор магистрату. Такая система многократного контроля и постоянной ротации препятствовала формированию слоя постоянной административной элиты или номенклатуры, преследующей не общие, полисные, а собственные, личные интересы.

 До VI в. до н.э. председательствовали в Народном собрании архонты, но в начале V в. эту функцию стали исполнять стратегиВ середине V в. право ведения Экклесии перешло к специально избиравшемуся из числа пританов эпистату.

 Народные  собрания в Афинах проходили на площади, вмещавшей в классическую эпоху около 14 тыс. человек.

 Для определения повестки дня, предварительной проработки вопросов подготовки каждого собрания экклесия избирала своеобразный президиум – Буле (Совет) Народного собрания. По каждому вопросу повестки дня Буле готовил пробулевму – проект решения, который мог быть утвержден только путем голосования всех граждан. Каждый гражданин, и в этом тоже состояла особенность прямой демократии, мог вынести на обсуждение экклесии свой проект закона или решения, пройдя процедуру согласования его в Буле и подготовки пробулевмы. Но не запрещалось ставить вопросы для решения их в народном собрании напрямую, минуя Буле. Для этого следовало добиться их включения в повестку дня экклесии, утверждавшуюся на каждом собрании.

 В ходе реформ Эфиальта к функциям Буле, как  президиума Народного собрания добавляются прерогативы правительства, то есть правящего органа Народного собрания. В классическую эпоху Буле состоял из 500 членов (булевритов), которые избирались не только из представителей высших слоев и среднего класса, но также и из фетов. В Буле мог быть избран любой гражданин,достигший возраста 30 лет. Способом голосования булевритов первоначально служило поднятие рук (хиротония), затем с V в. до н.э. - жеребьевка (клеросис). Для того чтобы в Буле могли работать не только состоятельные граждане в IV в. до н.э. была введена плата булевритам – 5 оболов в день для члена Буле и 6 оболов (или драхма) для притана.

 Выборы  булевритов производились, по демам, выдвигавшим  число кандидатов, пропорциональное численности  населения таким  образом, чтобы от каждой филы в Буле проходило по 50 представителей. Эти представители (по 50 человек от каждой филы) дежурили в здании Буле (Булевтерии) в течение одного месяца (притании). Возглавлял булевритов каждой филы специально избранный председатель (притан). Из числа десяти пританов, как уже отмечалось, избирался председатель (эпистат пританов), который вел Народное собрание. Всего месяцев по древнегреческому календарю было десять. Поэтому в течение года в Буле дежурили и решали все текущие дела по очереди притании (здесь под этим термином понимается уже правящая коллегия) от всех десяти афинских фил. Притании заседали ежедневно, кроме праздничных и неблагоприятных по мнению жрецов дней, а именно – 260 дней в году. На заседаниях мог присутствовать любой гражданин, кроме заседаний, посвященных особо важным вопросам, составляющим государственную тайну.

 Важно подчеркнуть, что для предотвращения стабилизации членства в Буле, а  это могло привести к его олигархизации  и коррупции булевритов и представляло собой угрозу демократическому строю, существовал специальный механизм, включавший:

 - ежегодное  переизбрание членов Буле;

 - запрет  избираться в Буле более двух  раз и два срока подряд.

 Итак, в функции Буле входило:

 - подготовка  заседаний экклесии;

 - реализация  утвержденного бюджета;

 - содержание армии и флота, государственных органов;

 - распоряжение  общественным имуществом;

 - отношения  с союзниками и вообще текущая  внешняя политика;

 - разовый  итоговый контроль годовой деятельности  чиновников (евтина);

 - проверочный  контроль кандидатов на государственные  должности (докимасия);

 - текущий  надзор за магистратами (в том числе предотвращение коррупции) с помощью логистов - специальных чиновников, избиравшихся из состава Буле в количестве 10 человек;

 - судебные  действия по решению незначительных  дел (на сумму не более 500 драхм), более важные дела рассматривала гелиэя.

 Все функции Буле можно свести к трем: 1) пробулевтическая; 2) политическая (управление текущими внутренними и внешними делами); 3) судебная.

 Заседания Буле проходили в  Булевтерии, расположенном  недалеко от Агоры. В конце IV в. до н.э. было построено новое здание Булевтерия, а в Старом булевтерии стал использоваться как государственный архив.

 В Народный суд или суд присяжных (Гелиэю) ежегодно по жребию отбиралось 5000 присяжных заседателей (гелиастов) и 1000 запасных. 6000 гелиастов подразделялись на десять судебных палат – дикастериевВ дни заседания Гелиэи (не менее 300 дней в году) гелиасты также жребием распределялись по помещениямТакая система случайного распределения давала определенные гарантии против подкупа судей. По закону, афинянин должен был сам защищать себя в суде, что требовало от каждого гражданина определенных ораторских навыков и знания законов.Суд был открытым и гласным.

 В конце V–IV вв. до н.э. гелиэя стала играть не только судебную, но и политическую роль, приближавшуюся к роли экклесии. В это время гелиэе не только разбирались не только наиболее значимые гражданские и уголовные дела, но и решались политические вопросы. Кроме того, гелиэя классического периода стала высшей апелляционной инстанцией, в которой можно было оспорить не только приговоры по судебным делам, но и решения любого государственного органа власти. Гелиэе принадлежало и последнее слово в осуществлении контроля чиновников (докимасии и евтины).Из числа присяжных (гелиастов) формировалась по жребию комиссия номофетов в количестве от 500 до 1500 человек, в задачи которой входило рассмотрение вносимых в экклесию законопроектов, а также принятие некоторых законов и их отмена. Заседания комиссии номофетов проходили в форме дискуссии между автором нового законопроекта и специальными оппонентами – синегорами, отстаивавшими старый закон.

 Все гелиасты получали плату  за свою работу по 3 обола в день.

 С усилением  роли Народного собрания и его  совета – буле постепенно снижалась  роль Ареопага, который возник еще в архаичную эпоху как совет старейшин и пополнялся отслужившими десятилетний срок архонтами. В начале V в. до н.э. избрание архонтов было заменено жеребьевкой, что открыло путь на этот важный пост не только аристократии и богачам, но и демосу. В результате Ареопаг из органа евпатридов и олигархов превратился в демократический институт, утратив при этом прежний авторитет и политическое влияние.

 Как видим, древнегреческая демократия в отличие от современных демократий не предусматривала четкого разделения властей на законодательную, исполнительную и судебные ветви. В то же время функции народного собрания Афин если не аналогичны, то очень схожи с функциями современных национальных собраний, некоторые функции Буле коррелируют с некоторыми функциями современных Советов министров, функции гелиэи весьма напоминают функции современных судебных систем, а место и роль Ареопага близки к значению современных Государственных советов.

 Кроме ведущих демократических институтов экклесии, буле и гелиэи большую роль в функционировании политической системы Афин играли различные коллегии. Именно через них в большой мере афиняне реализовывали такой принцип демократии, как коллегиальность принятия и осуществления решений. Особое значение в эпоху демократии получили следующие постоянные коллегии:

 коллегия приемщиков (аподектов), ежегодно избиравшаяся в количестве 10 человек (по одному от каждой филы) для контроля поступления доходов, распределения их между различными кассами и определения правильности расходования бюджета;

 коллегия афлофетов, избиравшаяся в количестве 10 человек ( по одному от филы) на четырехлетний срок для организации главного праздника Афин – Панафиней, проходившему раз в 4 года;

 коллегия гендеков, избиравшаяся ежегодно в количестве 11 человек для руководства поддержанием правового порядка в полисе, фактически для осуществления полицейских функций;

 коллегия стратегов, состоявшая из 10 человек и игравшая роль высшего военно-политического руководства полисом;

 коллегия экзегетов, избиравшаяся дельфийским оракулом из списков кандидатур, подготовленных афинянами. В задачи этой коллегии входило толкование норм священного права, объяснение оракулов, решение вопросов ритуального очищения.

Информация о работе Античная демократия