Античная философия: досократовский период (милетская школа, Пифагор, античный атомизм). Бытие как предмет философской онтологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия», как мы уже видели, греческого происхождения. Поэтому можно говорить, что философию придумали греки. Они прочертили весь круг главных философских проблем и вопросов, наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали высказанные греками идеи. Греческая философия сейчас считается классической, т. е. образцовой, показательной, является эталоном (наилучшим вариантом) философии.

Содержание

1.Античная философия : досократовский период

(милетская школа, Пифагор, античный атомизм)

Введение 3

1.1. За множеством вещей стоит незримое единство

мира (милетские философы) 6

1.2. Все есть число (Пифагор) 9

1.3. Античный атомизм 11

2. Бытие как предмет философской онтологии

Введение 13

2.1. Бытие – основной предмет онтологии 15

2.2. Типы онтологии 16

2.3. Модель онтологии 16

2.4. Современная онтология 17

Вывод 19

Список используемой литературы 21

Краткий словарь терминов 21

Работа содержит 1 файл

контр. работа по философии.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Факультет дистанционного и комбинированного обучения

                                   
 
 

                   Контрольная работа

                           по дисциплине : «Философия»

                                          на темы:

    1. «Античная философия: досократовский период (милетская школа, Пифагор, античный атомизм);
    2. «Бытие как предмет философской онтологии».
 
 

Выполнил:

     Студент 1-го курса

     Баулин С.П.

     шифр  УГ-09503 

     Проверил :

                      ____________              ____________ 
 
 

                                    Новосибирск  2010 г.

                                    

    Содержание 

1.Античная  философия : досократовский период

   (милетская школа, Пифагор, античный атомизм)                 

Введение                                                                                        3

1.1.   За множеством вещей стоит  незримое единство             

         мира (милетские философы)                                               6

1.2.   Все есть число (Пифагор)                                                    9

1.3.   Античный атомизм                                                              11

2. Бытие  как предмет философской онтологии                        

Введение                                                                                        13

2.1.   Бытие – основной предмет онтологии                               15

2.2.   Типы онтологии                                                                   16

2.3.   Модель онтологии                                                               16

2.4.   Современная онтология                                                      17

Вывод                                                                                             19

Список  используемой литературы                                              21

Краткий словарь терминов                                                          21 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 1.

            Античная  философия : досократовский период

           (милетская школа,  Пифагор, античный  атомизм)  

Введение 

     Философия в чистом виде появилась у древних греков. Само слово «философия», как мы уже видели, греческого происхождения. Поэтому можно говорить, что философию придумали греки. Они прочертили весь круг главных философских проблем и вопросов, наметили пути их решения. Последующие народы и эпохи развивали дальше, обогащали и продолжали высказанные греками идеи. Греческая философия сейчас считается классической, т. е. образцовой, показательной, является эталоном (наилучшим вариантом) философии. Греческую философию также часто называют эллинской, потому что на греческом языке Греция - это Эллада, а греки — эллины.

     Греческую философию часто называют античной. Но античность - это история и культура Древней Греции и Древнего Рима , поэтому можно считать, что античная философия является греко-римской. Но это не так. Рим - величайшее государство Древнего мира - за свою тысячелетнюю историю превратился из маленького города на семи холмах в огромнейшую империю, которая охватила собой все Средиземноморье. Представим себе этот размах: вся Европа и половина британских островов,  Малая  и  Передняя Азия, Ближний Восток, вся Северная Африка - поистине мировая держава. Все силы римского народа ушли в завоевательные войны в создание необъятного государства, равного которому не было в человеческой истории. Понятно, что римлянам было не до философии, и поэтому их любовь к мудрости была заимствованием греческих идей. Рим оставил человечеству свою необыкновенную политическую историю, юриспруденцию (правоведение) и риторику (искусство и науку красноречия), но философское наследие мир получил от греческой цивилизации. Поэтому под античной философией следует понимать философию греков.

     Древняя Греция, история которой охватывает период приблизительно с XXII по II вв. до н. э., осталась в человеческом сознании как нечто прекрасное, единожды появившееся на земле и с тех пор более недостижимое. В романе Ф М Достоевского «Подросток» один из персонажей -Версилов - произносит такие замечательные слова: «Мне приснился совершенно неожиданный для меня сон, потому что я никогда не видал таких. В Дрездене, в галерее, есть картина Клода Лоррена, по каталогу. - «Асис и Галатея»; я же называл ее всегда «Золотым веком», сам не знаю почему. Я уж и прежде ее видел, а теперь, три дня назад, еще раз мимоездом заметил. Эта-то картина мне и приснилась, но не

как картина, а как будто какая-то быль. Я, впрочем, не знаю, что мне именно снилось: точно так, как в картине, — уголок Греческого архипелага, причем и время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые, ласковые волны, острова и скалы, цветущее побережье, волшебная панорама вдали, заходящее зовущее солнце — словами не передашь. Тут запомнило свою колыбель европейское человечество, и мысль о том, как бы наполнила и мою душу родною любовью. Здесь был земной рай человечества: боги сходили с небес и роднились с людьми... О, тут жили прекрасные люди! Они вставали и засыпали, счастливые и невинные; луга и рощи наполнялись их песнями и веселыми криками; великий избыток непочатых сил уходил в любовь и в простодушную радость. Солнце обливало их теплом и светом, радуясь на своих прекрасных детей... Чудный сон, высокое заблуждение человечества! Золотой век — мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю жизнь свою и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже и умереть! И все это ощущение я как будто прожил в этом сне; скалы, и море, и косые лучи заходящего солнца — все это я как будто еще видел, когда проснулся и раскрыл глаза, буквально омоченные слезами...».

     Греческая философия была одной из сторон этого «земного рая человечества» и прошла в своем развитии три этапа. Первый — архаический, т. е. древнейший, охватывает время примерно с VII по V вв. до н. э. Второй — классический, датируется У—ГУ вв. до н. э., и последний — эллинистический, начавшийся с похода эллинов на Восток, т. е. с завоевания (эллинизации) Востока, охватывает период с III по II вв. до н. э. Первый период чаще называется досократическим, т. е. бывшим до появления в греческой философии Сократа, а архаических философов часто называют досократиками. В составе имени любого греческого философа два слова: первое — его собственное имя, а второе происходит от названия города, в котором он родился. Например, имя Фалес Милетский означает, что этот мыслитель был из города Милет. Под словом «школа» в истории греческой философии понимается не учебное заведение, а группа мыслителей, объединенная сходными идеями или мыслями, образующими в философии определенное течение или направление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.    За множеством вещей стоит незримое единство мира

                                   (милетские философы) 

     Первую школу в греческой философии основал (создал) мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название Милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр, тоже жившие в Милете.

     Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи, причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение — это не камень, животное — не растение, океан — не планета, воздух — не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь, несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром, или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего существующего. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем разных комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Это примеры из современной жизни, и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу, — очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу, или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий. и назвали его архэ (первоначало).

     Фалес считал основой всего существующего воду: есть только она, а всё остальное — ее порождения или формы. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня понимаем под этим словом. У него она — некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется. Анаксимен первоначалом считал воздух: все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Самый разреженный воздух — это огонь, более густой — атмосферный, еще гуще — вода, далее — земля и, наконец, — камни. Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому — неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется апейроном (в переводе с греческого — бесконечное мировое вещество).

     Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, — не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем: какой мир сам по себе, что он собой представляет на самом деле. Он такой, каким мы его видим или же — совершенно другой, но мы этого не видим и поэтому не знаем об этом. Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы, по большому счету, — одно и то же: все они являются различными состояниями одного мирового вещества — воды. Дерево — это одно состояние воды, гора — другое, птица — третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму: то, что нельзя воспринять глазами, можно постичь мыслью.

     Эта идея о различных способностях чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса) и разума тоже является одной из основных в философии. Многие мыслители считали, что разум намного совершеннее чувств и более способен познать мир, чем чувства. Эта точка зрения называется рационализмом (от латинского слова «рацио» — разум). Но были и другие мыслители, которые считали, что в большей степени надо доверять чувствам (органам чувств), а не разуму, который может нафантазировать что угодно и поэтому вполне способен заблуждаться. Эта точка зрения называется сенсуализмом (от латинского слова «сенсос» — чувство). Обратите внимание на то, что термин «чувства» имеет два значения: чувствами мы называет различные человеческие эмоции (радость, печаль, гнев, любовь и т. д.), но также чувствами мы называем органы чувств, с помощью которых воспринимаем окружающий мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). На этих страницах речь шла о чувствах во втором значении слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.                                     Все есть число (Пифагор) 

     Другим знаменитым греческим мыслителем, современником милетских философов, был уже известный нам Пифагор Самосский (с острова Самос). Вспомним, что его знаменитые слова «Я не мудрец, но только философ» принято считать началом философии.

     Так же, как и милетцы, Пифагор считал, что видимые нами вещи и предметы окружающего мира не являются подлинной реальностью. Настоящее существование, истинную действительность нам может открыть разум, а не чувственные восприятия (т. е. восприятия мира с помощью органов чувств). Мы видим, говорит Пифагор, что нас окружают совершенно различные, не похожие друг на друга вещи. Кто же станет спорить с тем, что гора — это не дерево, птица — не цветок, облако — не река и так далее? Но у этого мирового разнообразия, продолжает самосский мыслитель, должна быть единая основа, которую мы не видим (или не воспринимаем органами чувств), но которую можно познать разумом (рационально). Как видим, первая часть рассуждений Пифагора точно такая же, как и у милетских философов: за видимым многообразием мира скрывается его невидимое единство, которое надо постичь с помощью мысли. Фалес называл это невидимое единство, эту общую мировую основу водой, Анаксимен — воздухом, а Анаксимандр — бесконечным веществом (апейроном). Как же представлял себе первоначало мира или его единую основу Пифагор?

Информация о работе Античная философия: досократовский период (милетская школа, Пифагор, античный атомизм). Бытие как предмет философской онтологии