Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Работу по античной философии уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под понятием античной философии, которое подразумевает совокупность философии древней Греции и древнего Рима. Она является истоком европейской философии и возникает приблизительно в то же время, что и мудрость древнего Востока. Но мировоззренческие «векторы» их различны. Древнекитайская мысль – это, прежде всего размышление о нравственно-политических сферах существования человека. Индийская – внутреннее, самоуглубленное психологическое самосозерцание, соотнесенное с космосом. Греческое же начало европейской философии – это становление культуры рационального.

Содержание

1. Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация.
Введение___________________________________________________________________ 3
Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация._____________ 4
Заключение_________________________________________________________________ 16
Список использованной литературы____________________________________________ 18

2. Человек как философская проблема. Проблема сущности человека.
Введение___________________________________________________________________ 19
Человек как философская проблема. Проблема сущности человека.________________ 21
Заключение________________________________________________________________ 30
Список использованной литературы___________________________________________ 32

Работа содержит 1 файл

Античная философия ДКР.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация.

Введение___________________________________________________________________ 3

Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация._____________ 4

Заключение_________________________________________________________________ 16

Список использованной литературы____________________________________________ 18

 

2. Человек как философская проблема. Проблема сущности человека.

Введение___________________________________________________________________ 19

Человек как  философская проблема. Проблема сущности человека.________________   21

Заключение________________________________________________________________ 30

Список использованной литературы___________________________________________ 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Античная  философия: характерные черты,  проблематика, периодизация.

Введение.

На сегодняшний  день изучение данной темы является важнейшим  этапом становления профессионализма отдельного человека. Тема достаточно хорошо изучена в рамках общего курса по истории философии, однако, являясь неким фундаментом,  она отождествляет мысль, образ и действие. Человек, будучи сотрудником уголовно-исполнительной системы действует, реализуя свое миропонимание. В своих действиях он символизирует философию, которая воплощается и преобразуется в объекты (законы, социальные институты, религию и т.д.). Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству и при этом он так или иначе будет опираться на философский опыт античных мыслителей.

Нашу работу по античной философии уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под понятием античной философии, которое подразумевает совокупность философии древней Греции и древнего Рима. Она является истоком европейской философии и возникает приблизительно в то же время, что и мудрость древнего Востока. Но мировоззренческие «векторы» их различны. Древнекитайская мысль – это, прежде всего размышление о нравственно-политических сферах существования человека. Индийская – внутреннее, самоуглубленное психологическое самосозерцание, соотнесенное с космосом. Греческое же начало европейской философии – это становление культуры рационального. Философия существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными философами показывает нам, что греки были по-своему правы, относя философию к области искусств.

Греческая античная философия охватывает период с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Направленностью своего содержания, методом философствования она отличается от других древних философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержались в греческой философии.

В развитии античной философии  можно с определенной степенью условности выделить несколько основных этапов: древне-греческий (VII-V вв. до н.э.), классический греческий (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и философия эллинизма (поздняя античность: с IV в. до н.э. по VI в. н.э.).

Античная философия по-настоящему функциональна это означает, что она призвана помочь людям разобраться в собственной жизни, как мы убедимся многократно она не канула в далекую для нас историю и сохраняет свое значение и поныне.

 

 

 

 

 

 

 

Античная  философия: характерные черты, проблематика, периодизация.

Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с 6 в. до н. э. по VI в. н. э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода: 1) зарождение и формирование (6 в. до н. э.); 2) зрелость и расцвет (5 - 4 вв. до н. э.); 3) закат - это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3 - 1 вв. до н. э.) и 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1 - 5 вв. н. э.).1

Несмотря на разнообразие философских школ и традиций, для  этого периода можно выделить некоторые объединяющие черты. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии. Античная философия многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает законов науки. Этическое учение античности это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга или ценностей. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни.

Античная предфилософская  мифология существовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодовской и орфической. Этот период характеризуется мифологическим подходом к мироустройству и миропониманию, у орфиков доминирует мистический подход к осмыслению мира.

Следующий этап развития античной философии - ионийская философия. Если принять, что античная философия плод древнегреческой мифологической мировоззренческой и ближневосточной научной предфилософии, то факт зарождения философии в Ионии неудивителен. Иония - передовая часть Эгейского мира. Она была расположена на западном побережье полуострова Малая Азия и состояла из двенадцати самостоятельных полисов. Иония - родина эпической поэзии и лирики. Ионийцамп были первые логографы, писали прозу и первые историки. Среди них, историк Геродот. Ионийская философия была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия в целом стихийна и наивна, однако это не исключает наличия в ней и элементов идеализма. Ионийская философия - это протофилософия. Для нее характерны еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм, чем и объясняются стихийность ее материализма и уживчивость его с зачатками идеализма. Наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма,  отсутствие философской терминологии и связанная с этим иносказательность, представление физических процессов в контексте моральной проблематики, это свидетельствует о том, что античная философия рождается как этика.

Представителями милетской школы были ученые - естествоиспытатели Фалес (640 – 546 гг. до н. э.), Анаксимандр (610 - 547 гг. до н. э.), Анаксимен (575 - 528 гг. до н. э.), которых интересовали мировоззренческие вопросы. Они были озадачены поисками единого основания и начала сущего: "Из чего все?". Фалес усматривал его в воде, Анаксимандр - в апейроне, Анаксимен - в воздухе.2 Так милетские мудрецы, еще отягощенные мифологическими взглядами, пытались выйти за пределы непосредственной видимости и дать естественное объяснение мира. Эту линию греческой философии продолжает Гераклит (540 - 480 гг. до н.э.). Он также пытается за множеством явлений, постоянно изменяющихся и исчезающих, вычленить основу сущего и считает таковым огонь - вещественную и более всего изменяющуюся из природных стихий. Гераклита интересует и другая проблема - состояние мира: как он существует. "Все сущее, - отвечает философ, - течет (движется), и ничего не остается на месте".3 Для описания вечной изменчивости, динамичности мира Гераклит использует образы "огня", дающего представление о ритмичном характере мирового процесса, и реки - неукротимого потока, в который "нельзя войти дважды". Идя дальше в своих рассуждениях, он ставит вопрос о причине изменения и называет таковой борьбу противоположных сил: холодного и горячего, влажного и сухого.

В конце IV в. до н. э. центр зарождающейся европейской философии перемещается с Дальнего Востока Эгейского мира на его Дальний Запад из Ионии в «Великую Грецию» (так называли эту часть греческого мира римляне), или «Великую Элладу» (так называли ее сами эллины). Италийская философия была дальнейшим шагом в становлении античной философии после философии ионийской. К италийской философии принадлежали Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл.

Пифагор (570 - 497 гг. до н.э.) Считается, что именно он придумал слово «философия» для обозначения того дела, которое именуется так вплоть до настоящего времени. Себя Пифагор назвал философом (любителем мудрости) или лучше сказать: всего лишь философом в отличие от тех, кого прозвали мудрецами. И к нему же восходит ставшее классическим выделение трех образов жизни – чувственного, практического и созерцательного. По мнению Пифагора, созерцательный образ жизни свойствен философам, в силу чего они являются людьми самыми счастливыми. Философия возникла не просто как новый род занятий. Она несла с собой новое понимание жизни, новый порядок ценностей. Философско-созерцательный образ жизни не был тождествен бездеятельности. Он был связан с утверждением особой – мыслительной, познавательной, теоретической формы деятельности. Пифагор создает собственную школу и обосновывает математический подход к познанию действительности, в объяснении которой идет не от природы, а от числа - математического начала. Космос он рассматривает как упорядоченное гармоничное целое, выраженное в числах. "Число владеет вещами", "число - основа сущего", "лучшее числовое отношение - гармония и порядок"4 - таковы главные суждения Пифагора и его учеников, изложивших учение о числовой структуре мироздания. С пифагорейцев философия силой разума преобразует миф в теоретические конструкции, а образы превращает в понятия. Намечается тенденция освобождения философии от мифологии и формирования рационально-понятийного миропонимания.

Еще больше в  процессе перехода от образно-мифологического  мировоззрения к философско-теоретическому преуспела элейская школа, представителями которой были Ксенофан (570 - 548 гг. до н.э.), Парменид (520 - 440 гг. до н.э.), Зенон (490 - 430 гг. до н.э.). Как и у их предшественников, предметом дискуссий явилась проблема сущности мира и способов его существования. Сила разума, по Пармениду, состояла в том, что с его помощью можно продвинуться от бесконечного множества фактов к некоей внутренней их основе, от изменчивости к устойчивости, подчиняясь определенным правилам, например, закону, запрещающему противоречия. Только на этом пути и можно выявить основу мира, отвлекаясь от его многообразия, выделить общее, что присуще ему и всем вещам, а за изменяющимся миром увидеть неизменное. Парменид полагает, что таковым является бытие. Следуя закону противоречия, он умозаключает: "Бытие есть, небытия вовсе нет". Бытие наделяется такими качествами, как: неделимость, неподвижность, совершенство, вневременность, вечность.5 Заслуга Парменида и элейской школы огромна. Было выделено понятие бытия как основополагающей философской категории и тем самым положено начало важнейшей отрасли философии - онтологии. Также была обозначена проблема постоянного и изменяющегося в мире и отдано предпочтение устойчивым отношениям.

Вершиной философской  мысли досократовского периода  была идея античного атомизма, получившая проработку в философии Демокрита (460 - 370 гг. до н.э.). В своих рассуждениях он пытается разрешить противоречие, к которому пришла элейская школа, - противоречие между чувственно-воспринимаемой картиной мира и умозрительным ее постижением. В отличие от Парменида Демокрит допускает небытие, под ним он подразумевает пустоту. В то же время бытие мыслится как совокупность мельчайших частиц, которые взаимодействуют между собой, вступают в различные отношения, передвигаются в пустоте. Единому неподвижному бытию элеатов, таким образом, противополагается учение о двух состояниях мира: атомах и пустоте, бытии и небытии, и бытие оказывается делимым. Атомы представляют собой мельчайшие, неделимые, неизменяемые и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу первотельца, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и положением, сталкиваясь и сплетаясь, образуют тела.6

Классический  период - период расцвета древнегреческого общества и его культуры с полисной демократией, которая открывала большие возможности совершенствованию личности, предоставляя свободному греку право участия в управлении общественными делами, а значит, принятия самостоятельных решений и одновременно требуя ответственности и мудрости. Человек осознавал себя суверенной личностью. Остро вставала проблема человека, его познавательных и деятельностных возможностей и места в обществе. В философии осознается необходимость осмысления этих проблем. И первыми становятся софисты - античные просветители и учителя мудрости. В лице софистов философская мировоззренческая мысль Древней Греции поставила человека в фокус мировоззренческих изысканий. Свой релятивизм софисты распространили и на религиозные догмы. В целом релятивизм имеет одну положительную черту он антидогматичен. В этом смысле софисты сыграли особенно большую роль в Элладе. Там, где они появлялись, догматизм традиции был поколеблен. Относительно исторической последовательности можно говорить о «старших» и «младших» софистах. Среди старших софистов выделялись Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксёниад. Из младших софистов, действовавших уже в конце V - начале IV в. до н. э., наиболее интересны Алкидам, Трасимах, Критий и Калликл.

Дальнейшее  развитие античной философии связывают  с именами Сократа, Платона, Аристотеля - титанов античной философии. В целом, этот период античной философии был характерен космоцентрическим направлением философской мысли, стихийно-материалистическим подходом в онтологических учениях. Большое значение имеет моральный и гносеологический релятивизм софистов, имевший общую антидогматическую направленность. Сократ совершил в философии коренной переворот. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное. Человека отличает от других существ душа, считает Сократ. Душа - это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души.7 Сократ занимается телесными упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные - мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье.

Информация о работе Античная философия: характерные черты, проблематика, периодизация