Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае в середине I в. до н.э.

Работа содержит 1 файл

Античная философия.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

 В философской  системе Платона уже четко  можно выделить все четыре составные  части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию  и этику.

 Онтология. Платон, также как и элеаты, характеризует  бытие как вечное, неизменное, всегда тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но, в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия.

 Космология. С учением о бытии в системе  Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о  творении божеством Космоса из первобытного Хаоса.

 Теория познания. Теория познания Платона опирается  на его учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой.

 Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный  характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой  базы для обоснования главной  части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Эти истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона она состоит из трех частей: разумной, пылкой (волевой) и вожделеющей (чувственной). Платоновская этика ориентированна на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – государства. Укреплению идеального государства, по Платону, должна служить строгая система воспитания и образования.

 Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

 Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в "Метафизике". Аристотель сохраняет характерное для элеатов  и Платона понимание бытия  как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

 В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин:

 Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

 Формальные, в которых форма проявляет  себя, образуя сущность, субстанция бытия. Каждая вещь есть то, что она  есть.

 Действующие или производящие – рассматривающие  источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

 Целевая или  конечная причина, отвечающая на вопросы "Почему?" и "Для чего?"

Учение о душе. Душа является формой по отношению  к материи, однако, по Аристотелю, присуща  лишь живому существу. Душа – это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животные и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер.

Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу как такую  часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.

 Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная и теоретическая. Так же, как и у Платона, аристотелевское учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству личность.  

 Итоги античной философии.

 Подводя итог анализу античной философии, следует  отметить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Наиболее яркое и полное воплощение данный подход нашел в системах Платона и Аристотеля.

Информация о работе Античная философия