Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:30, практическая работа

Описание работы

Натурфилософия - философия природы - стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д. Для всех натурфилософов общей проблемой является проблема первоначала - космогонизм (что же лежало в основе всего?)

Содержание

Почему представителей Милетской школы натурфилософского периода древнегреческой философии (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) можно уже назвать философами (а не просто мифологами, мудрецами)?
Какие проблемы являются общими для всех представителей ранней античной философии - натурфилософов?
Кому принадлежит высказывание: «Из чего возникают вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время»? Приведите какое-нибудь другое интересное высказывание данного автора….........................................................3

Какой образ жизни предлагали пифагорейцы, целью которого является освобождение души от тела посредством ее очищения?................................................4

Сравните концепцию бытия у элеатов (Парменид, например) с учением о космосе у Гераклита. Выделите общее и различие. (Используйте оригинальные тексты самих авторов)…………………………………………………………………………….6

Демокрит ввел понятие «пустоты». Как Вы думаете, зачем? Демокрит рассмотрел движение как способ бытия конкретных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, а «для вечного движения нельзя искать причину». Какие три формы движения он выделял?..........................................................................8

Что общего у софистов с Сократом? Что для Сократа было совершенно неприемлемо во взглядах софистов? Что означает для Сократа призыв «познать самого себя»? Почему счастье и добродетель тождественны? В чем сила и притягательность этического учения Сократа?............................................................10

Почему Платона считают создателем концепции объективного идеализма? Что такое идея у Платона? В чем своеобразие гносеологии Платона? Какова структура души и какой художественно-мифологический образ рисует Платон, чтобы объяснить суть и значение души (диалог «Федр»)? (Используйте оригинальные тесты самих авторов, не переписывайте учебники)……………………13

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 59.03 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КОВРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ  В. А. ДЕГТЯРЕВА»

 

 

Кафедра Гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Домашняя работа

по философии

по теме: Античная философия

 

 

 

 

 

 

Руководитель:                                                                         Зуева Н.Б.

 

Исполнитель:                                                                          ст. гр. ЭБ-111

Харковник Е.А. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ковров 

2012 г.

 

Содержание

 

  1. Почему представителей Милетской школы натурфилософского периода древнегреческой философии (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) можно уже назвать философами (а не просто мифологами, мудрецами)?

Какие проблемы являются общими для всех представителей ранней античной философии - натурфилософов?

Кому принадлежит  высказывание: «Из чего возникают  вещи, в то же самое они и разрешаются  согласно необходимости. Ибо за свою нечестивость несут наказание и  получают возмездие друг от друга  в установленное время»? Приведите  какое-нибудь другое интересное высказывание данного автора….........................................................3

 

  1. Какой образ жизни предлагали пифагорейцы, целью которого является освобождение души от тела посредством ее очищения?................................................4

 

  1. Сравните концепцию бытия у элеатов (Парменид, например) с учением о космосе у Гераклита. Выделите общее и различие. (Используйте оригинальные тексты самих авторов)…………………………………………………………………………….6

 

  1. Демокрит ввел понятие «пустоты». Как Вы думаете, зачем? Демокрит рассмотрел движение как способ бытия конкретных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, а «для вечного движения нельзя искать причину». Какие три формы движения он выделял?..........................................................................8

 

  1. Что общего у софистов с Сократом? Что для Сократа было совершенно неприемлемо во взглядах софистов? Что означает для Сократа призыв «познать самого себя»? Почему счастье и добродетель тождественны? В чем сила и притягательность этического учения Сократа?............................................................10

 

  1. Почему Платона считают создателем концепции объективного идеализма? Что такое идея у Платона? В чем своеобразие гносеологии Платона? Какова структура души и какой художественно-мифологический образ рисует Платон, чтобы объяснить суть и значение души (диалог «Федр»)? (Используйте оригинальные тесты самих авторов, не переписывайте учебники)……………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Почему представителей Милетской школы натурфилософского периода древнегреческой философии (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) можно уже назвать философами (а не просто мифологами, мудрецами)?

Какие проблемы являются общими для всех представителей ранней античной философии - натурфилософов?

Кому  принадлежит высказывание: «Из чего возникают вещи, в то же самое  они и разрешаются согласно необходимости. Ибо за свою нечестивость несут наказание  и получают возмездие друг от друга  в установленное время»? Приведите  какое-нибудь другое интересное высказывание данного автора.

Милетская школа — самая  первая из известных нам философских  школ Древней Греции. Она формируется  в VII в. до н. э. в городе Милете.  Здесь жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Почему же именно представителей этой школы можно уже называть философами, а не мифологами? Разберём этот вопрос подробнее.

Начнём с того, что между  мифологией и философией имеется  существенное различие. Миф повествует о том, кто родил все сущее, а философия спрашивает, из чего оно произошло.  Все три мыслителя сделали решительные шаги в демифологизации античного мировоззрения. «Из чего все?»  - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь.

Натурфилософия - философия  природы - стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д. Для всех натурфилософов общей проблемой является проблема первоначала - космогонизм (что же лежало в основе всего?)

Первым древнегреческим  философом принято считать Фалеса, основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе, в качестве которой он рассматривал воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: «мир одушевлен и полон богов». При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. Фалес устойчивость земли объяснял тем, что она находится над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью.

После смерти Фалеса во главе  Милетской школы стал Анаксимандр. О его жизни практически не сохранилось никаких сведений. Считается, что ему принадлежит работа “О природе”. Анаксимандр утверждал, что все вещи произошли из единой первичной субстанции, но это не вода, как думал Фалес, и не какая-либо другая известная нам субстанция. Первосубстанция – апейрон - бесконечна, вечна, вневременна и «объемлет все миры», ибо Анаксимандр считал наш мир лишь одним из многих. Первосубстанция превращается в различные известные нам субстанции, а те переходят друг в друга. По этому поводу Анаксимандр делает важное и знаменательное замечание: «Из чего же вещи берут происхождение, туда и гибель их идет по необходимости; ибо они платят друг другу взыскание и пени за свое бесчинство после установленного срока». “Части изменяются, целое же неизменно” ещё одно из его изречений.

Вода, огонь и земля  должны находиться в мире в определенной пропорции, но каждый элемент  вечно  стремится расширить свои владения. Но имеется некоторого рода необходимость, или естественный закон, который постоянно восстанавливает равновесие. Там, где был, например, огонь, остается пепел, то есть земля. Это понятие справедливости – не переступать установленных от века границ – было одним из самых глубоких греческих убеждений.

Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н. э.). Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха.

Из воздуха затем возникает  все остальное. Разрежение воздуха  приводит к возникновению огня, а  сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. Сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно  противоположные процессы, участвующие  в образовании различных состояний  материи.

Итак, подводя итог, я считаю, что представители Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Натурфилософы по возможности искали рациональные  объяснения происхождения мира и его сущности. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию, оперирующему понятиями. Этот переход осуществляется постепенно.

Милетская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. Они  делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (вода, воздух, огонь и т.д.).

 

2. Какой образ жизни предлагали пифагорейцы, целью которого является освобождение души от тела посредством ее очищения?

Одной из важнейших философских школ Древней Греции была школа Пифагора. Пифагор (вторая половина VI – начало V вв. до н. э.) родился на острове Самос.

В основе всех вещей, учил Пифагор, лежит число; числа – сущность вещей. Вся Вселенная признавалась им гармонией чисел и их отношений. Пифагорейцы приписывали числам особые мистические свойства. Они  считали, что свойством одних  чисел является справедливость, других – душа и ум, третьих – удача  и т. п. Душа также является числом, которое приводит в движение самое  себя.

Верования пифагорейцев касались души и метемпсихоза. Они сводились  к ряду положений: 1. Душа существует отдельно от тела. 2. Душа может присоединиться к любому телу. Это верование находит  свое выражение в признании «превращения»  людей в животных. 3. Душа более  устойчива, чем тело. Она сохраняется  даже тогда, когда тело гибнет, она  более совершенна и обладает большими потенциями, чем тело. 4. Тело для  души — тюрьма. 5. Душа вселяется  в тело в силу того, что она  отягощена виной. Помещение в  тело — знак упадка. 6. Душа освободится  от тела, если очистится, а очистится, когда ответит за свою вину. Наказанием для души является вселение в тело; она освободится, если пройдет через ряд тел.  7. Несчастья, которым является перевоплощение, можно избежать при помощи религиозной практики. Такой практикой была мистерия. Она служила для того, чтобы приблизить освобождение души или на какое-то время освободить ее из тела. Не менее действенным считали набожный и справедливый жизненный уклад — «пифагорейский стиль жизни».

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ  жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь» жизнь мудреца, направленная на научные поиски истины и блага. Путь познания есть высшее общение и ведет к соединению души человека с Богом. Душа — «гармония телесных элементов», исчисляемая числом. Пифагорейский образ жизни опирался на своеобразную иерархию ценностей. На первое место в жизни пифагорейцы ставили прекрасное и благопристойное, на второе – выгодное и полезное, на третье же – приятное. К прекрасному и благопристойному пифагорейцы относили и науку.

Пифагорейская школа пользовалась большим авторитетом  у древних  греков, но попасть  в нее было не так легко. Для этого необходимо было пройти посвящение. Стремящегося к посвящению заставляли провести ночь в пещере, находившейся в окрестностях города, в которой – по слухам – появлялись чудовища и привидения. Не имевших силы выдержать зловещие впечатления одиночества и ночного мрака, признавали слишком слабыми для посвящения и их отправляли назад.

Нравственное испытание носило более серьезный характер. Внезапно, без всяких предупреждений, ученика  заключали в келью, печальную  и обнаженную. Ему давали доску  и короткий приказ: найти внутренний смысл одного из пифагорейских символов, например: "что означает треугольник, вписанный в круг"?

Он проводил 12 часов в пустой келье наедине со своей задачей, имея лишь кружку воды и кусок хлеба вместо обычной пищи. Затем его вводили в залу собраний, где были все ученики. Они должны были беспощадно поднимать на смех испытуемого.

Удрученный постом и одиночеством, раздраженный сарказмами, униженный  своим бессилием разгадать непонятную задачу, он должен был сделать огромное усилие, чтобы овладеть собою. Некоторые  плакали слезами ярости; другие отвечали грубыми словами, третьи бросали  доску вне себя от гнева, осыпая всех бранью. Тот, кто проходил испытание становился учеником.

Пифагорейцы вставали до восхода  Солнца. День  пифагорейцам  надлежало  начинать  со  стихов:

  Прежде,  чем  встать от  сладостных снов,  навеваемых  ночью,

  Думай,  раскинь,  какие  дела  тебе  день  приготовил.

Проснувшись, они проделывали  мнемонические упражнения, после  чего шли на берег моря встречать  восход Солнца. Затем обдумывали предстоящие  дела, делали гимнастику, трудились. Вечером  они совершали совместное купание, после чего все вместе ужинали  и совершали возлияние богам. Затем было общее чтение. Перед  сном пифагореец давал себе отсчет в прошедшем дне.

На первоначальной стадии обучения главной целью было очищение души, освобождение ее от страстей. Кроме исправления души музыкой и применения различных видов воздержания, сюда входило выполнение чисто этических требований, которые помогают «следовать Богу»: уважение родителей, старших, почитание богов, принцип справедливости по отношению ко всем, включая неразумных животных, и в этой связи требование не причинять вреда ничему живому, а также соблюдение верности договорам, подчинение законам. «Человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует», отсюда «нет зла большего, чем безвластие (анархия)».

Информация о работе Античная философия