Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Плюрализм древнегреческой философии: основные школы, идеи, проблемы.
Проблема человека в философии Сократа.
Особенности учений Платона и Аристотеля

Работа содержит 1 файл

Античная философия..doc

— 136.00 Кб (Скачать)

СТАВРОПОЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.

Античная  философия.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила студентка

                ___________________факультета

                _________курса  __________группы

                _____________________________

                Проверила:

                _____________________________ 
                 
                 
                 

Ставрополь 2006. 

 

1. Плюрализм древнегреческой  философии: основные  школы, идеи, проблемы.

       Древнегреческая философия возникла не в самой  Греции, а в ионийских городах  западного побережья Малой Азии, основанных греками.

       Первые  материалистические учения возникли на рубеже VII–VI вв. до н. э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. С конца VII до конца VI вв. до н. э. здесь жили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все возвращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первовещество они понимали не как мертвую и косную материю, а как вещество живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Все три философа наряду с постановкой философских и естественнонаучных вопросов занимались разносторонней практической деятельностью. Они развили первые в Древней Греции астрономические, математические, физические и биологические понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и т. д.); основываясь на наблюдениях, они первые предсказали астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые ими знания были для них не только основой практического действия и применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе материалистическое.

       Фалес. Первым милетским философом был  Фалес (конец VII –первая половина VI в. до н. э.). Он соединил практическую деятельность с глубоким изучением природы. Будучи купцом, он использовал торговые поездки и путешествия в целях расширения научных сведений. О предложил проект политического объединения малоазиатских греческих городов, на которые надвигалась угроза персидского завоевания. Он был знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Фалес прославился в Греции, впервые удачно предсказав солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии астрономические сведения о периодической повторяемости (цикличности) затмений. В исследованиях он пользовался изобретенными им или усвоенными от ученых Египта астрономическими приборами. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде. В то же время вещественное первоначало – вода – и все происшедшее из него вещи не мертвые, не лишены жизни. Вселенная полна богов, все одушевлено. Признак всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: из того, что магнит и янтарь способны приводить другие тела в движение, Фалес сделал вывод, что они имеют душу.

       Фалес пытался разобраться в строении Вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Однако он представлял себе порядок светил обратным тому, какой существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего – Солнце. Эта ошибка была исправлена уже его ближайшими продолжателями.

       Анаксимандр. Подобно Фалесу, своему учителю и  старшему современнику, Анаксимандр (род. ок. 610 г. до н. э.) интересовался вопросами  строения мира, географии, физики, происхождения жизни и человека. Результаты своих многолетних работ он изложил в своем прозаическом сочинении “О природе”, от которого уцелело только несколько отдельных слов и ни одного законченного предложения. Как и Фалес, Анаксимандр не только мыслитель, собирающий отовсюду сведения и перерабатывающий их в цельное представление о мире. Он применяет добытые знания для нужд практики. Он впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля со всеми водами на ней и с сушей, которую эти воды окружают, уже не плоский диск Фалеса. Анаксимандр утверждает, что земля напоминает срез цилиндра или колонны. Небо – сфера, или шар, окружающий Землю со всех сторон. Ни Солнце, ни Луна, ни звезды не погружаются с наступлением вечера в мировой океан: светила продолжают и ночью свое круговое движение вместе со всей небесной сферой, опускаясь под горизонт. Не нуждаясь ни в какой опоре, Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Для нее не существует причины, по которой она могла бы прийти в движение в какую-нибудь одну сторону скорее, чем в другую.

       Анаксимандр, по-видимому, предполагал, что пространство изначально было заполнено веществом. Однако вещество это не могло быть ни в одном из определенных, известных нам веществ: ни водой, ни каким-либо другим веществом. Первовещество, будучи неопределенным, включало в себя все виды веществ, которые в последствии выделились из “теплого” и “холодного” и, охваченные суточным вращением мировой сферы, расположились в мировом пространстве в зависимости от своего веса и количества. Не имея границ, “неопределенное” первовещество есть “беспредельное” (“апейрон”). На способе выделения веществ из противоположностей – “теплого” и “холодного” – Анаксимандр не останавливается, и вопрос об этом способе был поставлен впервые только продолжателем Анаксимандра Анаксименом. В процессе мирообразования, согласно Анаксимандру, возникли над Землей оболочки воды и воздуха; воздух в свою очередь облекла, “как кора обнимает дерево”, оболочка огня. Однако море не сохранилось как сплошная пелена, покрывшая некогда Землю; в настоящее время сохранилась только часть первоначала. Солнечное тепло высушило морскую оболочку, и местами морское дно обнажилось.

       От  происхождения оболочек, покрывающих и окружающих Землю, Анаксимандр переходит к происхождению форм жизни на Земле. Родина жизни, согласно его представлению, илистое дно моря. Древнейшие животные были покрыты илистой кожей или панцирем; выйдя из ила, обнажившегося на дне моря, они утратили эту оболочку. Однако человек не мог произойти таким образом. Его беззащитность и беспомощность в первый период его существования требовали длительного ухода и условий, которые не дали бы ему погибнуть. Поэтому люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда. При переходе на сушу они изменили свои формы.

       Все обособившееся от “беспредельного” первовещества должно со временем вернуться  в него, и за свое обособленное существование вещи должны понести в назначенное время наказание. По той же причине и миры возникают и разрушаются. При этом остается неясным, полагал ли Анаксимандр, что в каждый данный период времени существует один-единственный мир, на место которого впоследствии появится новый, или же он думал, что одновременно существует бесконечное множество возникших и со временем обреченных на гибель миров.

       Анаксимен. Милетский философ Анаксимен (ум. ок. 528–524 до н. э.) развил новые представления  о мире. Он полагал, что первовеществом не может быть ни “беспредельное” Анаксимандра, ни “вода” Фалеса. По его мнению для того, чтобы ответить на вопрос о первовеществе, необходимо объяснить тот процесс, посредством которого из первовещества должны были возникнуть известные нам тела и вещи природы. Первовеществом Анаксимен объясняет воздух. Именно воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разряжаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, в землю и, наконец, в камни. По своей физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля – плоский диск, поддерживаемый огромной массой воздуха и парящий на нем, так же как парят в нем наподобие листьев во время листопада плоские, состоящие из огня диски небесных светил. В то время как Анаксимандр ошибочно полагал, что ближе всего к Земле звезды, а дальше всего Солнце, Анаксимен устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле: ближе всего Луна, затем Солнце и, наконец, звезды.

       Воздух  был для Анаксимена не только первоначальной космической стихией, но и началом, источником жизни и психических  явлений: сама душа (psychē) для него – “дыхание”, дуновение воздуха. Анаксимен любит мыслить аналогиями, сравнениями. Он сравнивает дыхание жизни, поддерживающее тела животных и человека и сохраняющее их целостность, с воздухом, поддерживающим набесные светила и наполняющим вселенную. Как и его предшественники-милетцы Фалес и Анаксимандр, Анаксимен исходит из представления о всеобщей изменчивости: все вещества способны принимать различные формы и способы соединения и разъединения частиц посредством всюду действующего процесса сгущения и разрежения.

       Смелый  и плодотворный в своих физических догадках о процессах сгущения и  разрежения вещества, Анаксимен менее  проницателен и плодотворен в  астрономических представлениях. Здесь  можно отметить лишь догадку о  том, что небесные тела, испускающие  свет, сопровождаются темными телами, напоминающими по своей природе Землю. Зато несомненным шагом назад было утверждение и плоской форме светил. Однако утверждение это не только не казалось современникам правдоподобным, но и было принято впоследствии атомистическими материалистами.

       С утратой Милетом политической самостоятельности (в начале V в. до н. э.) прекращается и  развитие здесь философии. Однако в  других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать влияние, но и нашли продолжателей. Среди этих продолжателей были и Ксенофан, основатель философского учения элеатов, и Пифагор.

       2. Проблема человека  в философии Сократа.

       Предметом философии, ее основной задачей и  главной целью Сократ сделал познание “естества человека”, первоисточника его поступков и дел, его образа жизни и мышления. Такое познание он считал возможным лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: “познай самого себя”, начертанного на храме Аполлона в Дельфах, автором которого по традиции считался спартанец Хилон, Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. В осуществлении этого девиза Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.

       Сократовское  проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед (диалогов).

       Конечно, к своим взглядам, относящимся  к позднему наиболее известному нам  периоду, Сократ пришел не сразу. Естественно  поэтому предположить известную  эволюцию в его философских воззрениях. Однако точных данных о начальных стадиях развития философской мысли Сократа, сожалению не имеется.

       Во  времена сократовской молодости  философия в Афинах был импортным  продуктом. Афиняне были сильными в  политике, искусстве, ремеслах, торговле, военном и морском деле, но не в философии. Своих философских школ, течений или даже просто заметных философов не имелось. Собственно первым философом-афинянином был упомянутый Архелай - удачное для легенды связующее звено между Сократом и прежними натурфилософами, а через них и “семью мудрецами”.

       О новых веяниях в философии  и успехах тогдашней науки  афиняне и в “золотой век” Перикла  узнавали по преимуществу от приезжих философов и учителей мудрости. В  сократовское время Афины посетили такие знаменитости, как глава  элейской школы Парменид и его ученик Зенонг, представитель ионийской философии Анаксагор из Глазомен, софисты Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский из Сицилии, Гиппий из Элиды, косец Продик Эвен из Пароса и многие другие. Приезжие философы и софисты оказывались в центре духовной жизни Афин. Сократ, всегда отличавшийся большой любознательностью и общительностью, проявлял глубокий интерес к их выступлениям.

       Знакомство  молодого Сократа с основными  течениями тогдашней философии  сыграло, конечно, плодотворную роль в становлении и развитии его собственных представлений.

       Одно  из фундаментальных положений Сократа  состоит в следующем: одно дело - это инструмент, который используют, но совсем другое - “субъект”, который  пользуется инструментом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является тело. Стало быть, на вопрос “Что есть человек?” невозможен ответ, что “это тело”, скорее, это “то, чему служит тело”, то есть душа - “psychŠ ”.

       Истинное  познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее.

       Сократовское  положение о мудрости знания человеком границ своего знания и незнания - “я знаю, что ничего не знаю” - как раз и фиксирует отношение человеческого познания к божественному разуму. Философ стоит между богом и людьми, мудростью и невежеством. Философия как любовь к мудрости в сократовской трактовке предстает как любовь к божественной мудрости. Отсюда ясно, почему Сократ не упускал случая аттестовать свое философствование в качестве посильной службы богам.

Информация о работе Античная философия