Античное познание правовых явлений и его характерная методология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества, которая относится к числу историко-теоретических дисциплин. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Цель данной работы изучить мысли Античного общества и сравнить взгляды великих деятелей Древней Греции и Древнего Рима. Задача — на конкретном историческом периоде показать закономерности развития политико-правовой идеологии, т.к. каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий.
Государственность и политико-правовые учения впервые зародились в эпоху древнего мира — в обществах Востока и античности (Древней Греции и Рима).
На Востоке наиболее заметный вклад в политико-правовую мысль внесли мыслители Индии и Китая. Здесь типичной государственной формой была «восточная деспотия». Широкое распространение получили патерналистские представления о власти; в соответствии с ними считалось, что монарх в своих действиях связан исключительно обычаем и традициями. Цель государства — общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве: установленный порядок незыблем и может быть нарушен лишь в случае несоблюдения божественных предначертаний.
Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементов его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.
Особое место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция. Здесь формой политической организации служил полис, или город-государство. Формы правления были разнообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску «идеальной государственной системы», наилучшей формы правления, что было невозможно в рамках древневосточных цивилизаций.
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.
Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона¹ и Клисфена² в VI в. до н.э. Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение, и даже почтение, как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.
В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.
Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира
____________________________________________________________________
1. Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
2. Клисфен (Kleisthénes), в Афинах (Древняя Греция) законодатель 6 в. до н. э. Из рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате которого в 510 из Афин был изгнан тиран Гиппий
правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право - это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представ

Содержание

Введение………………………………………………………..3

Политические идеи Древней Греции……………………….6

Политические идеи Древнего Рима………………………..12

Законы ХII таблиц……………………………………………16

Заключение…………………………………………………….21

Список используемой литературы…………………………24

Работа содержит 1 файл

Античное познание правовых явлений и его характерная методология.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра теории и истории  государства и  права 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

по дисциплине: История и методология юридической  науки

    на  тему: «Античное познание правовых явлений и его характерная методология» 
     
     
     

                  Выполнил  студент

                  1 курса

                  Группы 463/1

                  Мамедова  С.Ф 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург

2011 год 

     План 

Введение………………………………………………………..3

Политические  идеи Древней Греции……………………….6

Политические  идеи Древнего Рима………………………..12

Законы ХII таблиц……………………………………………16

Заключение…………………………………………………….21

Список  используемой литературы…………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Всемирная история политических и правовых учений  -  одна  из  важных составных частей  духовной  культуры  человечества, которая относится к числу историко-теоретических дисциплин.  В  ней  сконцентрирован большой  политико-правовой  опыт  прошлых   поколений,   отражены   основные направления, вехи и итоги  предшествующих  исследователей  проблем  свободы, права,  законодательства,  политики,  государства.   Этот   опыт   оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

     Цель  данной работы изучить мысли Античного  общества и сравнить взгляды великих  деятелей Древней Греции и Древнего Рима. Задача — на конкретном историческом периоде показать закономерности развития политико-правовой идеологии, т.к. каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий.

     Государственность и политико-правовые учения впервые зародились в эпоху древнего мира — в обществах Востока и античности (Древней Греции и Рима).

     На  Востоке наиболее заметный вклад  в политико-правовую мысль внесли мыслители Индии и Китая. Здесь  типичной государственной формой была «восточная деспотия». Широкое распространение получили патерналистские представления о власти; в соответствии с ними считалось, что монарх в своих действиях связан исключительно обычаем и традициями. Цель государства — общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве: установленный порядок незыблем и может быть нарушен лишь в случае несоблюдения божественных предначертаний.

     Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементов его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.

     Особое  место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция. Здесь формой политической организации служил полис, или город-государство. Формы правления были разнообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску «идеальной государственной системы», наилучшей формы правления, что было невозможно в рамках древневосточных цивилизаций.

     Утверждение полисной системы имело результатом  активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.

     Начало  новой демократической конституции  в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона¹ и Клисфена² в VI в. до н.э. Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение, и даже почтение, как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

     В Афинах, где утвердилась демократическая  система законодательства, где право  в глазах граждан ассоциировалось  с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.

     Не  случайно, что именно в римском  обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира

____________________________________________________________________

  1. Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
  2. Клисфен (Kleisthénes), в Афинах (Древняя Греция) законодатель 6 в. до н. э. Из рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате которого в 510 из Афин был изгнан тиран Гиппий

правовая  система, имеющая целостный и  всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право - это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние, которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело вневременной, внеисторический характер.

     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Политические  идеи Древней Греции.
 

     История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности

     Усилиями  древнегреческих исследователей был  совершён переход от мифологического  восприятия окружающего мира к рацонально-логическому  способу его познания и объяснения.

     Развитие  политико-правовой мысли в Древней  Греции можно разделить на три этапа:

    ранний  период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением

древнегреческой государственности. В этот период наблюдается  заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется  философский подход к проблемам  государства и права;

     период  расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

     период  эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

     На  ранней стадии своего развития воззрения  древних народов на мир носят  мифологический характер. В мифе господствует представление о божественном происхождении  существующих отношений власти и  порядка. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям. 
Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.

     Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки  рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции, максимы мирской практической мудрости. Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Многие их них сами были активными участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса.

     С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили  Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай  и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.

     Определяющую  роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число, по их представлениям - это начало и  сущность мира. Исходя из этого, они  пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.

     Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в  воздаянии равным за равное. Идеалом  пифагорейцев является полис, в котором  господствуют справедливые законы. Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью. Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию. Критикуя её, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания. Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.

     Мнения  противоположного пифагорейскому придерживался  Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают всеуправляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

Информация о работе Античное познание правовых явлений и его характерная методология