Античное познание правовых явлений и его характерная методология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества, которая относится к числу историко-теоретических дисциплин. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Цель данной работы изучить мысли Античного общества и сравнить взгляды великих деятелей Древней Греции и Древнего Рима. Задача — на конкретном историческом периоде показать закономерности развития политико-правовой идеологии, т.к. каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий.
Государственность и политико-правовые учения впервые зародились в эпоху древнего мира — в обществах Востока и античности (Древней Греции и Рима).
На Востоке наиболее заметный вклад в политико-правовую мысль внесли мыслители Индии и Китая. Здесь типичной государственной формой была «восточная деспотия». Широкое распространение получили патерналистские представления о власти; в соответствии с ними считалось, что монарх в своих действиях связан исключительно обычаем и традициями. Цель государства — общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве: установленный порядок незыблем и может быть нарушен лишь в случае несоблюдения божественных предначертаний.
Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементов его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.
Особое место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция. Здесь формой политической организации служил полис, или город-государство. Формы правления были разнообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску «идеальной государственной системы», наилучшей формы правления, что было невозможно в рамках древневосточных цивилизаций.
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.
Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона¹ и Клисфена² в VI в. до н.э. Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение, и даже почтение, как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.
В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.
Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира
____________________________________________________________________
1. Соло́н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э.) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
2. Клисфен (Kleisthénes), в Афинах (Древняя Греция) законодатель 6 в. до н. э. Из рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате которого в 510 из Афин был изгнан тиран Гиппий
правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право - это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представ

Содержание

Введение………………………………………………………..3

Политические идеи Древней Греции……………………….6

Политические идеи Древнего Рима………………………..12

Законы ХII таблиц……………………………………………16

Заключение…………………………………………………….21

Список используемой литературы…………………………24

Работа содержит 1 файл

Античное познание правовых явлений и его характерная методология.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Мы  видим,  что  уже  в  Древней  Греции  были   созданы   социально-политические теории, которые во многом  предопределили  дальнейшее  развитие социально-политической     мысли.     Древнегреческие     мыслители   были первооткрывателями  в  многочисленных   областях   человеческого   познания. Поэтому  можно  говорить  не  только  о  вкладе  древних  греков  в  историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании  ими  фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории  и практики.

     Громадное  влияние   на   последующее    развитие   политико-правовой идеологии  оказало  учение  Платона.  Под  его   воздействием   складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля,  стоиков,  Цицерона и других представителей античной  политической  мысли.  Выдвинутые  Платоном идеи «правления  философов»  и  «мудрых  законов»  были  восприняты  многими мыслителями эпохи Просвещения.

     Далеко  за пределы античности  вышло  влияние  политико-правовых  идей Аристотеля. Широкое распространение в последующей   политической  мысли  получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради  общего блага.

В  политическую  идеологию  Средневековья   и   Нового   времени   из аристотелевского  учения перешли классификация форм  государства,  положения о  причинах  смены   политических   состояний,   смешанном   государственном устройстве.

     Античная  политико-правовая  идеология   сделала   первые   шаги   по осмыслению политической свободы.  Государство  и  законы  в  Древней  Греции начинают рассматриваться  как  установления,  созданные  самим  человеком  и призванные служить его.

     Римское право в свою очередь является уникальным творением человеческого гения и одним из высших достижений цивилизации. Система римского права базировалась на идеях естественного права, на принципах порядочности, справедливости и добропорядочности, что обусловило ее совершенство. Многократные попытки возродить дух римского права, использовать его удачные решения и находки подтверждают его огромный потенциал. Право Римской империи стало "материнским" для всех правовых систем Европы.

     Конечно, в древних цивилизациях существовали свои правовые системы. Римское право заимствовало от них определенное количество идей, принципов и правовых норм. Но именно античная цивилизация Рима превратила право в самостоятельный предмет, который и сейчас не утратил своей актуальности.

     Еще за пятьсот лет до н.э. правовые нормы  организации гражданского общества были изложены в законах XII таблиц. Они  развивались в течение тысячелетия  и в конце концов приобрели  вид совершенной системы права, создав множество понятий и категорий, которыми до сих пор пользуется юриспруденция.

     Выдающийся  римский юрист Ульпиан отмечал, что изучение права делится на две части: публичное и частное  право. Он различал частное и публичное  право в зависимости от того, чьей пользы оно прежде всего касается: общественной (государственной) или частной (отдельных лиц): «Публичное право - это то, что касается положения римского государства, частное - это то, что касается пользы отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении » (Дигесты Юстиниана. 1.1.2).

     Однако, кроме того, римское право имеет  свою внутреннюю структуру, обусловленную  логикой взаимосвязи отдельных  его норм, институтов и т.д. При  этом исходим из сентенции другого  выдающегося римского правоведа - Гая: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к правовым действиям» (Институции Гая. 1.81).

     Греческие мудрецы и римские юристы утверждали, что первоосновой порядка в обществе должны быть не насилие и жестокость, не варварские издевательства над людьми, а справедливое законодательство. А это привело к оформлению сути понятий «гражданин» и «гражданство», а вместе с ними и представлений о правах человека. Осознание своих прав, умение отстаивать их считалось неотъемлемым признаком каждого гражданина

     Цивилизационное значение римского права состоит  в том, что оно, воздействуя в  течение длительного времени  на формирование и развитие всех европейских  правовых систем, стало важной составляющей мировой цивилизации.

     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Общая теория государства  и права. Академический  курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1999. – 656с.
  2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М. - Издательство НОРМА, 1996. – 480с.
  3. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1996г.
  4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Редактор З.М. Черниловский. М. 2000г.
  5. Бурдье П. Социология политики. - М., 2007.
  6. Гегель. Политические произведения. – М., 1978.
  7. Грин Роберт. 48 законов власти. – М., 2006.
  8. История политических и правовых учений. Учебник для вузов.Изд.2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца.- М.,2007.
  9. Макиавелли Николо. Государь. Пер. с итал.- М.,1990.
  10. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. - М., 2008.
  11. Дождев Д.В.  Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
  12. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА - М), 2001.
  13. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч.1 / под общ. Ред. д. ю. н., проф. О.А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н.А. Крашенниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Норма, 2004.

Информация о работе Античное познание правовых явлений и его характерная методология