Античность. Скептицизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:50, реферат

Описание работы

Скептици́зм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Содержание

Введение
1. Обзор периодов развития скептицизма
2. Пиррон и его школа
3. Скептицизм Платоновской Академии
4. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

реферат АНТИЧНОСТЬ.docx

— 32.29 Кб (Скачать)

Омский  государственный технический  университет 
 
 
 
 
 
 

   РЕФЕРАТ 

на тему «Античность. Скептицизм» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила: студентка

   группы ПГ-210 Данько Д.А. 

   Проверила: преподаватель

     Нагопетян К.Ж. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск  2012 

      Содержание 
 

Введение

1. Обзор периодов  развития скептицизма

2. Пиррон и  его школа

3. Скептицизм  Платоновской Академии

4. Секст Эмпирик:  Скептицизм как образ жизни

Заключение

Библиографический список 

      Введение

      Скептици́зм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее  сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и  теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние  неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. 
 

      Обзор периодов развития скептицизма 

      Античный  скептицизм как реакция на метафизический догматизм предшествующих философских  школ представлен, прежде всего, Пирроном, затем средней и новой академиями (Аркесилай, Карнеад) и т. н. поздним  скептицизмом (Энесидем, Секст Эмпирик  и др.)[1].

      Античный  скептицизм прошел через многие изменения  и фазы в своем развитии. Вначале  он имел практический характер, то есть выступал не только как самая истинная, но и как наиболее полезная и выгодная жизненная позиция, а затем превратился  в теоретическую доктрину; изначально он ставил под сомнение возможность  какого-либо знания, затем критиковал знание, но лишь полученное предшествующей философией. В античном скептицизме  можно выделить три периода: скептицизм философский направление пиррон

      1) Старший пирронизм, развивавшийся  самим Пирроном (ок. 360-270 гг. до н.э.) и его учеником Тимоном из  Флиунта, относится к III в. до  н. э. В то время скептицизм  носил чисто практический характер: его ядром была этика, а диалектика  только внешней оболочкой; с  многих точек зрения, он был  доктриной, аналогичной начальному  стоицизму и эпикуреизму.

      2) Академизм. Собственно говоря, в  тот период, когда прервался ряд  учеников Пиррона, скептическое  направление господствовало в  Академии; это было в III и II вв. до н. э. "в Средней Академии", наиболее выдающимися представителями  которого были Аркесилай (315-240 гг.) и Карнеад (214-129 гг. до н.  э.).

      3) Младший пирронизм нашел своих  сторонников, когда скептицизм  покинул стены Академии. Изучая  работы представителей Академии  более позднего периода, можно  видеть, что они систематизировали  скептическую аргументацию. Исходная  этическая позиция отошла на  второй план, на первый план  выдвинулась эпистемологическая  критика. Главными представителями  этого периода были Энесидем  и Агриппа. Множество сторонников скептицизм обрел в этот последний период среди врачей "эмпирической" школы, в числе которых был и Секст Эмпирик.

      Лосев А.Ф.[2], самую раннюю ступень скептицизма, возглавляемую Пирроном, называет интуитивно-релятивистической. В дальнейшем скептицизм развивался в пределах платоновской Академии. Впервые скептическое учение мы находим  у главы Средней Академии Аркесилая. Это направление Лосев А.Ф. называет интуитивно-вероятностным. Оно получило свое дальнейшее развитие у главы  Новой Академии Карнеада. Этот период именуется рефлективно-вероятностным. Этот академический скептицизм постепенно ослабевал и превращался в  эклектизм, который известен по Филону из Ларисы и Антиоху из Аскалона (II-I вв. до н.э.), возглавлявшим так  называемые Четвертую и Пятую  Академию. Более твердую и последовательную позицию скептицизма занимает отдаленный последователь и возобновитель  пирронизма, скептик I в. до н.э. Энесидем, скептицизм которого называют систематическим, или рефлективно-релятивистическим.

      За  ним следовал логически-релятивистический  скептицизм Агриппы и Менодота (I в. н.э.) и уже окончательным завершением  античного скептицизма, или абсолютным скептицизмом, который граничит с  нигилизмом, хотя далеко и не сводится к нему, считается скептицизм Секста Эмпирика и Сатурнина (II-III вв. н.э.).  
 

       Пиррон и его школа 

      Пирро́н из Элиды (ок. 360 до н. э. - 280 до н. э.) —  древнегреческий философ из Элиды. Родоначальник античного скептицизму  Пиррон считал философом того, кто  стремится к счастью.

      Основатель  древней скептической школы. Он придерживался  того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково (adiaphoron —  безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем  другое. Все неодинаковое, различное  является (произвольными) человеческими  установлениями и обычаями. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан  метод воздержания от суждений. В  качестве же практически-нравственного  идеального метода отсюда выводится  «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия).

      Учение  Пиррона называется пирронизмом. Это  название по смыслу отождествляется  со скептицизмом. Скептики сомневались  во всем, опровергали догматы других школ, но и сами ничего не утверждали. Скептики отрицали истинность любого познания и отбрасывали любые  доказательства.

      Скептики  приходят к выводу, что чувства  сами по себе не несут в себе истины. Чувства не могут судить сами о  себе, а потому они не могут устанавливать, истинны они или ложны. То есть мы можем утверждать, что тот или  иной предмет является красным или  зеленым, сладким или горьким, но мы не знаем какой он на самом  деле. Он такой только для нас. Согласно Пирону, всякому нашему утверждению  о любом предмете может быть с  равным правом, с равной силой противопоставлено  противоречащее ему утверждение.

      Из  невозможности никаких утверждений  ни о каких предметах Пиррон заключает, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может  состоять только в воздержании от каких бы то не было суждений о них. Если мы будем воздерживаться от всяких суждений о вещах, то мы достигнем  невозмутимости (атараксии), которая  есть высшая степень доступного философу счастья.

      Приводятся  примеры из его личной жизни как  иллюстрация необходимого для правильного  скептицизма безмятежного покоя. Пиррон, находясь со своими учениками на корабле  во время бури, поставил им в пример свинью, которая в это время  спокойно пожирала свой корм, когда  все пассажиры необычайно волновались  и боялись катастрофы. Вот таким  же невозмутимым, по его мнению, подобает быть истинному мудрецу[3]...

      Не  менее важное, а может быть даже и более важное, значение имела  этическая область пирронова  скептицизма. Хотя сам Пиррон ничего не писал, до нас дошло достаточно материалов и об его скептицизме  в целом, и об этическом разделе  его философии. Тут важен целый  ряд терминов, которые с легкой руки Пиррона получили огромное распространение  во всей последующей философии.

      Таков термин "epoche", обозначавший "воздержание" от всякого суждения. Раз мы ничего не знаем, то, согласно Пиррону, мы и  должны воздерживаться от каких-либо суждений. Для нас всех, говорил Пиррон, все "безразлично", "adiaphoron", –  другой популярнейший термин, и не только у скептиков. В результате воздержания от всяких суждений мы должны поступать только так, как  поступают все обычно согласно нравам и порядкам в нашей стране.

      Поэтому Пиррон употреблял здесь еще два  термина, которые могут только поразить всякого, кто впервые занимается античной философией и испытывает желание  вникнуть в существо античного скептицизма. Это – термин "ataraxia", "невозмутимость", и "apatheia", "бесчувствие", "бесстрастие". Этот последний термин некоторые  безграмотно переводят как "отсутствие страдания". Именно таково должно быть внутреннее состояние мудреца, отказавшегося  от разумного объяснения действительности и от разумного к ней отношения. 

 

      Скептицизм  Платоновской Академии 

      Обычно  преемников Платона (академиков) делят  на Старую, Среднюю и Новую академию. (Некоторые принимают еще, кроме  того, 4-ю и даже 5-ю академию).

      Против  стоического и эпикурейского  догматизма выступает сначала Новая  Академия, являющаяся продолжением Платоновой Академии. Самыми значительными фигурами явились Аркесилай и Карнеад.

      Основание Средней академии приписывается  Аркесилаю, Новая академия представляет воззрения Карнеада. Обе, впрочем, родственны скептицизму, и сами скептики затруднялись указать различие между своей  точкой зрения и академической. Представители  скептицизма уже считали обоих  этих философов скептиками, но они  все же проводили какое-то различие между академиками и чистыми  скептиками.

      В период господства Средней и Новой  Академии чистый пирронизм уже замолкает, и замолкает надолго, почти на полтора столетия. Но в I в. до н.э., когда  академический скептицизм уже изживает себя, вступая в связь с критикуемыми им же самим догматическими системами, и прежде всего с системой стоицизма, пирронизм вновь появляется на сцене, но теперь не в столь обнаженном и наивном виде, как это было первоначально, в лице Энесидема  и других скептиков, и выступает  он в виде достаточно разработанной  системы, завершением которой явится во II-III вв. н.э. Секст Эмпирик.

      Аркесилай (315—240 гг. до н.э.) — древнегреческий  философ, глава второй (Средней) академии. Он представлял иной тип личности, чем уважаемый Пиррон и саркастический Тимон; он был типом скептика - светского  человека, и в силу этого изящество  должно было быть доминирующей чертой его мышления. Аркесилай был человеком, который умел устроить свою жизнь, был  любителем прекрасного, искусства  и поэзии, был известен независимым  и рыцарским характером.

      Придал  школе скептическое направление, проповедуя «воздержание от суждения» (epoche); только вероятное, считал он, находится в  пределах достижимого, и его достаточно для жизни.

      Получив основательное образование и  прослушав беседы перипатетика Феофраста  и академика Крантора, он выработал  под влиянием философии Пиррона  особое скептическое мировоззрение, опровергавшее  учение стоиков и состоявшее в  том, что (в мире) не существует неоспоримого критерия для определения истины и что всякое положение может  быть оспариваемо теми или другими  доводами, которые тоже кажутся вероятными; поэтому достижение абсолютно истинного  недоступно человеческому сознанию, и, следовательно, необходимо ограничиться одним только вероятным, что, по учению Аркесилая, является вполне достаточным для практической нашей деятельности.

      При Аркесилае наступила новая фаза в развитии школы. Иронический метод  Сократа и Платона он использовал  в новом скептическом духе, для  массированной и неуступчивой атаки  на стоиков. Из двух одно: либо мудрец-стоик  должен согласиться, что владеет  лишь мнениями, либо, если дано, лишь мудрец знает истину, он должен быть "акаталептиком", т.е. несогласным, и значит, скептиком. Если стоик рекомендовал "остановку  в суждении" только в случаях  недостатка очевидности, Аркесилай  обобщает: "ничто не имеет абсолютной очевидности".

      Термин "epoche" был, скорее всего, открыт Аркесилаем, а не Пирроном, именно в пылу антистоической полемики. Пиррон, впрочем, уже говорил  об "adoxia", т.е. о неучастии в  суждении. Ясно, что стоики должны были живо реагировать на попытку Аркесилая  радикально поколебать понятие "согласия", без которого невозможно решение  экзистенциальных проблем, невозможно и действие. На это Аркесилай отвечал  аргументом "eulogon", или рассудительности. — Неверно, что в результате воздержания  от суждения моральное действие становится невозможным. В самом деле, и стоики, объясняя общепринятые действия, говорили о "долге", имеющем собственное  основание.

Информация о работе Античность. Скептицизм