Антропный космологический принцип и проблема поиска жизни во Вселенной

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

Идеи антропного космологического принципа, развивавшиеся в последнем столетии XX века, представляют большой научный интерес с точки зрения ответа на вопросы происхождения и эволюции окружающего мира. Основная идея этого принципа состоит в том, что фундаментальные свойства Вселенной, значения основных физических констант и даже форма физических закономерностей тесно связаны с фактом структурности Вселенной во всех масштабах - от элементарных частиц до сверхскоплений галактик - с возможностью существования условий, при которых возникают сложные формы движения материи, жизнь и человек.

Содержание

Введение 3
1. Космология 4
2. Истоки антропного принципа 8
3. Антропоцентрический и антропный принцип 10
4. Условия существования жизни 11
5. Космологический антропный принцип 15
6. Возможности антропного принципа 18
7. В чем ценность антропного принципа 22
Заключение 24
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

   Третье. Применение антропного принципа показало, что пределы изменения параметров, определяющие необходимые условия, очень узки: достаточно небольшого изменения параметров - и жизнь во Вселенной становится невозможной. Вот эта исключительно тонкая подстройка глобальных свойств нашей Вселенной к условиям, в которых становится возможным существование жизни (и человека) является, пожалуй, наиболее впечатляющим и, несомненно, очень важным результатом применения антропного принципа. Более того, при этом обнаружилась поразительная взаимосогласованность фундаментальных констант и астрономических свойств Вселенной, демонстрирующая глубокую целесообразность и гармонию физических законов. Это послужило дополнительным поводом для интерпретации антропного принципа в духе антропоцентризма, для отождествления его с антропоцентрическим принципом. Между тем, ни тонкая подстройка, ни взаимосогласованность параметров не декларируются антропным принципом. Они объективно присущи миру, антропный принцип только помогает вскрыть эту объективную реальность.

   Положительным моментом антропного принципа является общая постановка проблемы поиска конкретных физических условий, необходимых для  существования наблюдателя во Вселенной. Однако, слишком широкое толкование антропного принципа- от космологических совпадений до существования наблюдателя является, по-видимому, неправомерным. В частности, хотя бы по той причине, что в области от физических явлений микро- и мегамира до факта существования наблюдателя находится неизученный ряд закономерностей возникновения жизни вообще. Тем более, что наличие в формулировке принципа человека не является необходимым. Замена его любой формой органической жизни не меняет сути принципа. В случае, если принцип является физическим, то достаточно ограничиться закономерностями, познаваемыми посредством изучения структурных образований и физических явлений в неживой природе. В этом смысле, можно согласится с мнением А.Л. Симанова: "Антропный принцип - просто удобное для ряда исследователей средство познания, позволяющее обострить в известной степени классические проблемы, но введенное исходя из познавательных соображений в силу ограниченности наших знаний о человеке и Вселенной, о месте человека в ней. Преувеличение его возможностей может привести к антропоцентризму, к абсолютизации фундаментальных констант и фундаментальных свойств мира вместо раскрывания их природы. Как и любым другим орудием познания, пользоваться им необходимо осторожно, зная его пределы."

 

Заключение

   Таким образом, антропный принцип вряд ли можно считать онтологическим принципом, тем более, претендующим на решение каких-либо конкретно-научных  проблем, связанных с основными  свойствами нашей Вселенной. Он не может  ответить на интересующий нас вопрос, почему Вселенная возникла именно в том виде, который допускает зарождение жизни. В общепринятом естественнонаучном смысле антропный принцип ничего не объясняет. Скорее всего, его роль свелась к формулировке определенной гносеологической установки на поиск глобальных закономерностей развития и эволюции Вселенной, включающих в рассмотрение человека. Он напоминает о том, что при разработке теорий следует изначально учитывать наблюдателя. Применительно к космологическим теориям это означает, что не следует создавать теорий вообще не допускающих существования наблюдателя. И, таким образом, антропный принцип выступает своего рода "фильтром" для различного рода космологических теорий.

 

   

Литература

     1. Идлис Г.М. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной, как характерные свойства обитаемой космической системы // Изв Ас-трофиз.ин-та АН КазССР. 1958. Т. 7.

     2. Зельманов А.Л. Некоторые философские аспекты современной космологии и смежных проблем физики // Диалектика и современное естествознание. М., 1970.

     3. Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии. // Космология: теория и наблюдения. М., 1978.

     4. Розенталь ИЛ. Проблема начала и конца Метагалактики. М., 1985.

     5. Мартынов Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение // О современном статусе идеи глобального эволюционизма М., 1986.

     6. Мостспаненко А.М. Проблема "возможных миров" в современной космологии // Вселенная, астрономия, философия. М., 1988.

     7. Хокинг С. Виден ли конец теоретической физики? // Природа. М., 1982. № 5.

     8. Баженов Л.Б. О статусе антропного принципа в космологии // Вселенная, астрономия, философия. М., 1988.

Информация о работе Антропный космологический принцип и проблема поиска жизни во Вселенной