Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Две с половиной тысячи лет назад в Греции появились люди, которых не устроило основанное на суевериях суждение о мире. Они и стали первыми философами. В то время Греция находилась на более низком уровне развития многих областей культуры, чем Китай или Вавилония.

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

3. Две с половиной  тысячи лет назад в Греции  появились люди, которых не устроило  основанное на суевериях суждение  о мире. Они и стали первыми  философами. В то время Греция  находилась на более низком  уровне развития многих областей  культуры, чем Китай или Вавилония. Но, именно благодаря тому, что в греки не могли найти ответы на все вопросы в религии,

 и родилась  философия, способствовавшая невероятно  быстрому расцвету греческой  науки и культуры. Первым философом  принято считать Фалеса Милетского, впервые прославившегося в 585 году до н. э. верным предсказанием солнечного затмения. Фалес первым попытался объяснить мир в терминах природы, а не мифологических образах. Правда, его заключение об устройстве Вселенной оказалось неверным – по мнению Фалеса, наш мир полностью состоит из воды. Количество разнообразных философских идей и самих философов быстро росло. Выдвигались самые разные и, порой, совершенно невероятные концепции мироустройства. Однако, те сведения о них, что дошли до наших дней, разрозненны и отрывочны. Не всякий может похвастаться тем, что его имя ознаменовало окончание целой эпохи и начало новой. Уже то, что философов творивших в период с середины VI по середину V в до н. э. называли досократиками, говорит об огромной значимости фигурыСократа (469-399 гг. до н. э.) для мировой истории. Он разработал совершенно новые подходы к философии. Его методы ведения философской беседы были названы диалектикой, которая была прародительницей логики, изобретенной Аристотелем на целый век позже. Дело Сократа оказалось столь же опасным, сколь и великим – он был казнен за безбожие, но так и не отрекся от своего учения даже перед лицом неминуемой смерти. Наследие Сократа оказало большое влияние новые поколения философов. Одних сократических школ было целых четыре: киники, сложившиеся, в основном, благодаря деятельности Диогена Синопского, киренская школа (основана Аристиппом из Кирены), мегарская школа (основана Евклидом), элидо-эретрийская школа (основана Федоном, позже перенесена его учеником в Эретрию). Проводя все время в философских беседах с афинянами, Сократ не записал ни одной из своих идей, поэтому о них мы знаем лишь из сочинений его учеников – Платона и Ксенофонта. Первый стал блестящим философом, изложившим свои взгляды в диалогах, в которых часто действует Сократ. Второй вначале был солдатом, а после ухода из армии написал «Воспоминание о Сократе», один из наиболее знаменитых своих трудов. И эти два первоисточника рисуют совершенно противоположные образы философа. Ксенофонт защищает Сократа, но, если верить «Воспоминанию» и некоторым другим произведениям, то идеи философа были примитивны и вряд ли бы заслужили право называться великими. Сократ у Платона - безупречно честный и независимый мыслитель, для которого истина превыше всего.

 Большинство  мнений сходятся в том, что это - скорее литературный образ, чем реальное лицо. Из диалогов невозможно понять, где заканчивается учение Сократа, и начинаются собственные идеи Платона. Кроме того он явно приукрасил образ своего учителя. Разумеется, далеко не все отзывы современников о Сократе были восторженными. В 423 году до н. э. великий комедиограф Аристофан высмеял философа в «Облаках», одной из самых известныхсвоих комедий. * * * Итак, Сократ родился в 469 году до н. э. в деревне недалеко от афинских стен. Его отец был скульптором (вначале юный Сократ был у него подмастерьем), мать – повивальной бабкой. Позже он говорил, что занимается «Тем же ремеслом», но «…принимает роды у мужей, а не у жен и принимает роды души, а не плоти». Вот почему метод Сократа назвали майевтикой, ведь так в Древней Греции именовалось повивальное искусство).

Будущего философа отправили учиться к Анаксагору. Когда последний был изгнан из города, учителем Сократа стал Архелай. Еще одним человеком, повлиявшим на его взгляды, стал один из величайших философов своего времени Парменид Элейский. Этот философ не принял ни одной из сторон в непримиримом споре об устройстве мира; одни считали, что мир состоит из какого-то одного вещества, другие – что из множества веществ. Согласно же Пармениду, мир – не более чем иллюзия, а единственное, что существует на самом деле – это бесконечное Божество. «Все в одном» - именно так Парменид сформулировал основной принцип своего учения. Необходимо сказать, что в Древней Греции философия включала в себя многие области знания, которые позже выделились в отдельные науки. С течением времени философии «оставили» лишь изучение неразрешимых метафизических проблем, а все прочие ее области «забрали себе» математика, физика и другие науки.

 Именно поэтому,  греческих философов, а, особенно, Сократа, бывшего среди них одним из величайших, можно считать хранителями особой, всеобъемлющей мудрости. Анализ древнегреческих источников о Сократе показывает, что никакой философской «системы» у него не было. По своему облику и образу жизни Сократ скорее был народным мудрецом, чем философом в современном понимании. Философия у него была едина с жизнью. Сократ считал, что вопросы надо задавать не миру, а самому себе. Именно ему приписывается знаменитое высказывание «познай самого себя», которое является одним из основных принципов появившейся намного позже психологии. Свое учение Сократ начал излагать на афинской Агоре (так в Древней Греции называлась рыночная площадь). И, будучи еще достаточно молодым, он обрел большую славу и известность, а также заслужил звание «мудрейшего из людей» (в 440 году до н. э. таковым его провозгласила

пифия Дельфийского оракула). Несмотря на это, он был известен своим изречением «Я знаю только то, что ничего не знаю». Этим же обстоятельством  он объяснял тот факт, что никогда и ничего не записывал. Сократ славился своим мастерством задавать простые (но, только на первый взгляд) вопросы, разоблачать невежество и заблуждения собеседника. Его главным оружием была ирония (недаром же его прозвали «афинским оводом»). Нередко он доводил своих словесных противников до бешенства, особенно «доставалось» представителям аристократии. Сократ наглядно демонстрируя, что даже мудрейшие афинские граждане ничего не знают, но, в отличие от него, не ведают об этом. Уже упомянутая выше ирония Сократа являлась важным явлением в его философии, хотя сам «никогда не называл иронией ни своего философского метода, ни своей манеры обращаться с людьми» (Лосев А.Ф. История отечественной эстетики. Софисты, Сократ,

 Платон. М  1969, с. 74). У Ксенофонта мы не находим упоминаний о сократовской иронии, а вот Платон неоднократно упоминает этот термин, причем как в положительном, так и в отрицательном значении (превалирует первое). Ученик философа говорит о намеренном самоунижении своего учителя, его манере поддакивать ученикам. Однако, при помощи подобных приемов Сократ «…достигал зарождения и роста в душах людей высшего знания» (Лосев, op. cit. с. 77). Очень часто сократовская ирония носила социальный характер. Одним из ее важнейших свойств являлся «глубочайший принципиальный объективизм» (Лосев, op. cit. с. 78). Она была обращена не к космосу, а к человеку, и ставила своей целью изменить его жизнь к лучшему. Понятие иронии у Сократа очень подробно исследовал в своей знаменитой диссертации Серен Кьеркекор, датский мыслитель, во многом определивший развитие философской мысли в ХХ веке. По Кьеркегору ирония Сократа это «…когда я говорю «да», а на самом деле думаю «нет».

 Но «…я  не скрываю своего «нет» а  выявляю его». Саму диалектику  Сократ поставил на службу иронии. Кьеркегор отмечал, что Сократ в разных описаниях всегда разный, потому что он ироник. Сократовская ирония по Кьеркегору углубила критику мифологического мировоззрения, начатую софистами. Причем в отличие от них он принял иронию не как теоретический или эстетический, а как жизненный принцип.

 Таким образом,  философ оказался в ситуации  между двумя мирами: он не хотел  жить в своей действительности, но и не мог выйти за ее  пределы. Именно это по Кьеркегору  и предопределило его трагическую  судьбу. Сократ быстро собрал вокруг себя множество учеников, большая часть которых выступала против афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а так же выступление самого философа против демократического строя, сыграло свою роль в дальнейшей судьбе Сократа, настроило против него представителей власти.

 Важнейшая  заслуга великого философа состоит  в том, что в его практике  диалог сделался основным методом  нахождения истины. Если ранние  мыслители заявляли принципы  своих учений как догмы и  постулаты, то Сократ стремился критически рассмотреть все точки зрения, не присоединяясь заранее к какой-либо из них. Антидогматизм философа выражался и в том, что он считал себя не носителем высшей мудрости, а самым обыкновенным человеком. В разговоре Сократ просил собеседника дать определение обсуждаемому предмету (а он мог быть каким угодно). После этого философ находил смысловые недостатки извлеченного определения, стремясь сделать его более удачным. Таким образом, он нередко приходил от частных случаев к более конкретным вещам, и, в конечном итоге, до всеобщей истины. Сократ отрицательно относился к натурфилософии и софистике, он впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения. Также великий философ выдвинул теорию форм, или идей (хотя многие приписывают ее авторство

Платону, поскольку  об этом достижении его учителя нам  известно из «Федона», диалога, написанного  учеником Сократа). При этом, нельзя сказать, что Сократ был первым, кто  придумал нечто подобное. Еще Пифагор  выдвинул предположение, что такие абстракции, как число и форма, выражают саму суть реального мира. Именно из них создаются конкретные проявления этого мира. Позже эта теория была принята, но при этом изменена

Аристотелем. В  «Федоне» Сократ говорит о природе  мира форм (причем это понятие у него совпадает с «числом», «идеей» и другими понятиями). Согласно Сократу мир форм доступен только мыслям, но не чувствам человека. Мы можем думать о каких-либо абстрактных понятиях, но не ощущаем их. Чувства же способны воспринимать лишь конкретные предметы. «Красота есть красота смысла, сознания, разума» утверждал Сократ. Так, рассуждая о природе прекрасного, он говорил, что нет и не может быть критериев, позволяющих определить, прекрасен или нет, тот или иной человек или вещь. Не существует четких определений прекрасного, универсальных черт, которые бы отделяли его от всего остального. «Прекрасное само по себе отличается от отдельных прекрасных предметов, которых очень много и которые бесконечно разнообразны, а, тем не менее, им присуще одно и то же прекрасное» (Лосев, op cit. с. 54). «На человека прекрасного в беге… непохож другой, прекрасный в борьбе; щит, прекрасный для защиты, как нельзя непохож на метательной копье, прекрасное для того, чтобы с силой быстро лететь» говорит Сократ в «Воспоминаниях» Ксенофонта. Таким образом, понятие «красота» у Сократа часто синонимично понятию «польза». А.Ф. Лосев утверждает, что по Сократу красота это «факт сознания» (Лосев, op cit. с. 53), что отнюдь не противоречит тому, что она является и фактом вещественного мира.

 Мир форм  – реален и универсален, а так же строго иерархичен. Во главе всего в нем стоят три величайшие идеи – Добро, Красота и Истина. Человек способен воспринять их через конкретные предметы. Синонимом этих трех идей в мире Сократа является опять же число. Его изучение, то есть математика, была объявлена важной задачей.

 При этом  Сократ считал, что применение  этой науки в реальной жизни  является не нужным, и изучать  математику необходимо только  «в чистом виде». Философия,  как ее воспринимал Сократ  – не умозрительное рассмотрение окружающего мира, а учение о том, как следует жить. Это и была одна из причин, по которым Сократ выступал против натурфилософии, эмпирического изучения природы. Даже познавательное значение органов чувств философ оценивал не особенно высоко.

 Согласно  учению Сократа, в первую очередь необходимо рассмотреть вопрос о сущности знания. Оно - есть обнаружение общего для целого ряда вещей. Знание – это понятие о предмете, достигаемое посредством определения понятия. Так же Сократ говорил о понятии цели – по мнению философа, целью должно руководствоваться не только каждое отдельное действие, должна быть еще одна, единая, общая и высшая цель, подчиняющая все остальные.

И этой целью  должно быть высшее благо. Эта, и другие мысли резко отделяют Сократа  от софистов, многие из которых были его современниками. * * * Наступил 431 год до н. э. Мирная жизнь в Афинах, уже много лет процветавших под управлением мудрого Перикла, вскоре умершего, подошла к концу. Началась II Пелопонесская война (первая проходила в 460-445 гг. до н. э). Началась II Пелопонесская война, которая длилась 27 лет и привела к капитуляции высококультурных демократических Афин перед грубой и невежественной Спартой. Афины утратили свою ведущую роль в греческом мире. Эти драматические события оказали сильное влияние на Сократа. Философ был призван на военную службу. Сократ участвовал во многих сражениях и походах, но, несмотря на все тяготы солдатской жизни, продолжал свои философские искания, немало удивляя других солдат своим чудным поведением. По свидетельствам очевидцев, Сократ был доблестным воином: рискуя жизнью, он однажды спас от гибели своего боевого товарища. Вернувшись из армии, Сократ продолжил учить афинян. Занятия проходили в тесной лавке сапожника Симона у межевого камня Агоры. Уроки велись в форме непринужденной беседы, Сократ был талантливым актером, в совершенстве владевшим умением захватить внимание аудитории. Одним из самых известных высказываний философа было: «Жизнь без исследования не есть жизнь для человека». Сократ первым стал рассматривать саму жизнь как проблему. Он решил увести ее от безысходного древнего трагизма в «царство самосознания» (Лосев, op cit. c. 52). Главным в человеке Сократ считал душу, «вечное дыхание жизни», бессмертную и вполне сознательную сущность, которая может быть какой угодно. Человек в ответе за то, какой она будет, и он должен сделать свою душу как можно лучше. Философ стремился понять, оценить а, затем и исправить саму жизнь силой духа. Сократ доказывал, что все люди стремятся к счастью, но достигнуть его смогут лишь добрые души. Великий философ верил в то, что все плохие поступки люди совершают лишь по неведению; все зло – просто заблуждение. Добродетель тождественна знанию, и если бы всем и всегда было бы известно, где добро, а где зло, то, по мнению философа, распрей не было ни между людьми, ни в человеческих душах. Так же Сократ нередко ставил знак равенства между понятиями «добро», «красота» и «целесообразность». Подобные взгляды удивляли современников. Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в понятия или науки. При этом взгляды Сократа на искусство были антропологическими, что предполагает «различие образа и первообраза» (Лосев, op cit. с. 66). Искусство - это подражание жизни, «…специфика если не эстетического, то, во всяком случае, художественного (то же с 66). В этом своем суждении Сократ уже не объединял «красоту» с «благом» и «пользой». Подражание он выдвинул в качестве принципа художественного творчества. Кроме того, он утверждал что даже то, что отвратительно в жизни, может приносить наслаждение, будучи воссозданным в искусстве. На основании этого А.Ф. Лосев сделал вывод, что «…тенденция различать телеологию и эстетику у Сократа вполне налицо» (то же с 68). * * * В пятьдесят лет Сократ женился на Ксантиппе, у них было трое сыновей. Несмотря на свое недовольство мужем, который не мог обеспечить семью, Ксантиппа понимала, что он был гениальным философом.

Информация о работе Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения