Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Две с половиной тысячи лет назад в Греции появились люди, которых не устроило основанное на суевериях суждение о мире. Они и стали первыми философами. В то время Греция находилась на более низком уровне развития многих областей культуры, чем Китай или Вавилония.

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

 Сократу исполнилось  65 лет, когда Афины потерпели  сокрушительное поражение в Пелопонесской  войне. Победитель, спартанский царь  Лисандр, приехал в покоренный город и учредил там лояльное себе правительство тридцати тиранов. Демократии пришел конец – начались несправедливые аресты, суды и казни всех инакомыслящих. Многие в страхе бежали из города, но только не Сократ. Одним из лидеров нового правительства был Критий, бывший ученик Сократа. Он хорошо знал, какую опасность могут представлять взгляды и острый ум философа. Его деятельность была подвергнута запрету, а самого Сократа тираны хотели превратить в своего сообщника. В 404 году до н. э. философу приказали отправиться на остров Саламин и арестовать Леонта, лидера демократической оппозиции. Было ясно, что затем тираны собирались физически устранить своего соперника. Сократ не стал помогать палачам, рискуя поплатиться за это жизнью. Правительство тридцати тиранов вскоре было свергнуто, а Критий убит. Это был 403 год до нашей эры. Однако, восстановление демократии не спасло Сократа. В 399 году до н. э. он был арестован по обвинению в безнравственности, развращении юношества религиозным вольнодумством, в отрицании старого пантеона греческих богов и почитании нового божества. За обвинениями стоял ведущий демократ, ученик и завистник Сократа по имени Анит. Несомненно, что Сократ не был безбожником и искренне верил в богов и бессмертие души. Вместе с тем, он старался избегать суеверий и предрассудков, господствовавших в Античной Греции, как, собственно и во всем тогдашнем мире.

Семидесятилетний  философ предстал перед судом, и  свою защиту вел самостоятельно. Его  противником в этом рискованном  «философском споре», где на кону стояла жизнь, был молодой поэт-трагик Мелет, потребовавший казнить Сократа. Объявленная годом раньше всеобщая амнистия не коснулась философа. Надо сказать, что последний весьма несерьезно отнесся к судилищу, даже после того, как большинство из пятисот членов правящего совета согласились с необходимостью приговорить философа к смерти.

Обвинения действительно  были несерьезны, но, возмущенные насмешками подсудимого, члены совета вновь  проголосовали за смертную казнь, на этот раз еще большим количеством голосов. Вполне возможно, Сократ умышленно обрек себя на мученическую гибель, ведь суд наверняка мог бы применить к философу другую меру наказания – ссылку (а, ведь у Сократа были друзья, которые бы позаботились о нем). В Афинах смертные приговоры нельзя было приводить в исполнение, пока священный корабль не вернется из ежегодного плавания на остров Делос. Своей участи Сократ дожидался в государственной тюрьме. Последние дни великого учителя Платон позже опишет в своих произведениях. Предложение друга Критона о побеге Сократ отверг – ведь подобное противоречило его принципам.

Священный корабль  возвращался в Афины. Сократ попрощался с женой Ксантиппой, завел свою последнюю философскую беседу с  друзьями. Речь шла о природе жизни  и смерти. Как позже писал в «Федоне» Платон, его учитель говорил об истинности души и грешности тела. Именно оно «мешает нам улавливать бытие», доставляет нам трудности и несчастья, побуждает нас к войнам.

 Оно никогда  не дает забыть о себе, отвлекает  от поиска истины. «…Пока мы обладаем телом, и душа наша неотделима от этого зла». Приговоренные к казни должны были выпить яд. Сократ без сопротивления исполнил этот приказ. «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте!» с этими словами Сократ навеки покинул мир смертных. Возможно, в его последних словах была просьба принести жертву богу

врачевания, который  был способен излечивать не только тела, но и души. Значит, Сократ все  же верил в то, что души людей  после смерти могут найти вечный покой. Осознав несправедливость приговора, афиняне казнили Мелета, изгнали Анита, а Сократу поставили памятник. Доброе имя философа было восстановлено, а память о нем осталась в веках. 

 Библиография. 1). Лосев А.Ф. История античной  эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М  1969. 2). Рожанский И.Д. Загадка Сократа в сб. Прометей, в. 9, М 1972. 3). Кессиди Ф.Х. Сократ. М 1988. 4). Нересянц В.С. Сократ. М 1977. 5) Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М 1970.

Информация о работе Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения