Армянская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405 г. создал армянскую национальную письменность, на армянском языке появились многие литературно-художественные и научно-философские произведения.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 56.56 Кб (Скачать)

ТОЛКОВАНИЕ СЕМИ КНИГ ФИЛОНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

 Я не из тех легковерных,  которые без исследования верят  всякому слову и обольщаются  иллюзиями. Без исследования и  опыта не нужно соглашаться ни с каким высказыванием...

 Мысль должна быть  правдивой, а слово свободным;  оно не должно находиться под  гнетом и должно выражать непреложную  истину... Рассуждения мудрецов следует  проверять более на деле, чем  на словах... Разум приходит в  движение благодаря ощущениям,  и поэтому разум не действует  прежде ощущения...

 Эпикур говорит, что  материя совечна богу, что атомы существовали подобно пыли, играющей в лучах солнца, и якобы из нее бог сотворил четыре стихии... Еще много других причин возникновения мира приводили философы, утверждая, что мир вечен. Но это не так, ибо начало своего существования мир получил лишь от бога... Мы посредством веры постигаем, что мир начало своего существования получил от бога и им же опекается и что мир не самодовлеющ и не безнадзорен, как утверждают языческие философы... Четыре стихии — огонь, воздух, вода и земля — хотя и противоположны друг другу, однако из них возник этот мир.Природа каждой вещи представляет собой гармонию противоположностей подобно струнам арфы, у которой высокие и низкие тоны, сочетаясь, рождают благозвучие...Стихии возникают друг из друга, как, например, от кипения воды и гаснущего огня возникает воздух; точно так же вода, сгущаясь, превращается в землю, и так далее... Каждая стихия движется согласно своей природе: легкая стремится кверху, тяжелая — книзу.

МХИТАР ГОШ

 Мхитар Гош (1140—1213) — выдающийся мыслитель, законовед и баснописец средневековой Армении, автор «Армянского судебника» (1184). М. Гош был видным представителем социально-политической мысли Армении. Свободомыслиесочетается у него с попыткой обосновать необходимость укрепления власти монарха и борьбы с центробежными устремлениями феодалов. Перу М. Гоша принадлежит также «Сборник басен». Русский перевод «Судебника» Гоша (перевод А. Папо-вяна) издан в Ереване в 1954 г.

АРМЯНСКИЙ СУДЕБНИК

 Законы пророков и  Евангелия неизменны; суд же  по необходимости изменяется  у разных народов и стран.  Посему допустимо, чтобы люди, умудренные опытом, творили суд  по обстоятельствам...

 Лучше всего во всех  делах милосердие, но в суде  приличествует правда, дабы не  лицеприятствовать богатому и  не потворствовать бедному...Создатель сотворил человеческие существа свободными, а зависимость их от господ возникла из-за нужды в земле и воде.

СБОРНИК БАСЕН

 Государь должен поставить  дело так, чтобы знатные и  простолюдины выступали друг  против друга, чтобы они воевали  не против царя, а между собой...Люди, наблюдая земное царство человеческого рода, соответственно ищут того же и в небесном царстве... Велика дерзость людей, которые смеют судить о делах повелителей и считают последних причиной многих зол, не понимая, что этим они колеблют власть в стране.

ИОАНН ЕРЗЫНКАЦИ

 Иоанн Ерзынкаци (XIII в.)—видный армянский философ, грамматик, космограф и поэт. Представитель ертественнонауч-ного направления в философии. Большое значение придавал опыту и изучению природных явлений.Из литературного наследия Ерзынкаци издано немного; большинство его трудов содержится в фондах Ереванского института древних рукописей Матенадаран. Нижеследующие фрагменты из сочинений И. Ерзынкаци на русском языке издаются впервые.

О ДВИЖЕНИИ НЕБЕС

 Для устроения мира  бог создал четыре вещества: огонь,  воздух, воду и землю, которые  составляют первооснову и корень  всего существующего; они противоположны  друг другу. Все творения от  них получают свое начало и  рождение, от их смешения возникло  все сущее, растения и животные. Эти четыре стихии были необходимы, ибо без земли не было бы  плотного тела, без воды — смешения  и соединения, без воздуха, то  есть ветра, не было бы движения, а без огня — цвета и видимости. И поэтому бог создал все ощущаемые и телесные вещи из земли, одел их в зелень через посредство воды, сообщил им движение через воздух, придал им видимость и цвет посредством огня.

ФИЛОСОФСКИЙ КОМПЕНДИУМ

 Природа подобна плотнику: небеса — это руки, а [четыре] стихии — нечто вроде дерева  и железа; и если из последних  изготовляют стул или саблю,  то из стихий природа создает  животных, растения и минералы...

 Все, что существует  в мире, имеет начало и конец.  Начало есть возникновение всякого  сущего, а конец — разложение  его частей...Если бы не было -материи, откуда возникли бы сущности? Если бы не было сущности, откуда возникла бы возможность? А если бы не было возможности, откуда возникла бы действительность? Итак, именно из них образовано все сущее...

 Всякое тело образуется  из двух начал — материи  и формы. Материя — восприемница  формы. И первая форма в материи  имеет длину, ширину и глубину...

 Имеются три вида познания: первый — это познание с помощью ощущений, которым пользуются и зрелые мужи, и дети и которое не чуждо также и животным; второе — это разумное познание, которое свойственно только зрелым мужам; третье — логическое познание, которое есть дело мудрецов... Всякий переход из возможности в действительность совершается благодаря движению звезд. Растения

возникают двояко—или из семени, или самопроизвольно из воды, земли и движения солнца. И от сочетания звезд, небес и стихий происходят все животные, растения и минералы, как и их изменение, то есть уничтожение, когда уничтожается форма, например когда меняется форма соли, состоящей из земли и воды, то есть когда соль уничтожается, ее влага поднимается в воздух, а избыточная земляная часть переходит в ветер. И можно убедиться воочию, что соль при соприкосновении с теплотой огня превращается в воздух. Так происходит уничтожение и других тел в смысле [изменения] присущей им формы.

 Что же касается  чистЪй сущности и материи, то они никогда не уничтожаются...Благодаря форме существует разнообразие среди сущего. Имеется множество форм в одной и той же материи, как, например, из одной материи—железа— изготовлены и сабля, и нож, и многое другое. Материя бывает четырех родов. Первый — это материя ремесел, как, например, дерево для плотника и железо для кузнеца. Второй род—это материя природы, как четыре стихии и все то, что находится под луной. Из этой материи, приобретая форму, образуются минералы вплоть до центра земли, растения и животные; и от нее же исходит и уничтожение вещей, когда каждая стихия возвращается в первоначальное состояние: огненная часть — в огонь, как и все другие стихии. И в этом сила чистой сущности как источника движения.

 Третий род — это  общая материя, как, например, небеса, звезды и то, что в них  имеется; из нее и создается  все содержимое мира, и благодаря  ей сохраняется равновесие [в природе].

 Четвертый род —  это то, что называют первома-терией, которая и есть чистая сущность, постигаемая разумом и недосягаемая для ощущений; от нее берут свое начало все вещи, и она форма для сущего. Она сущность, в которой нет ни количества, ни качества. А количество и качество придают вещи вид, то есть форму...

Познание осуществляется четверояко — разумом, опытом, ощущением и верой... Опыт занимает среднее положение между разумом и ощущением.

ПРОПОВЕДИ

 Великочудная высота и глубина неба, как и распростертая длина и ширина земли, и все существующее в мире собрано творцом в пять видов сущего соответственно нашим [пяти] органам чувств... И из всего существующего ни одна вещь не может остаться недоступной этим нашим пяти ощущениям... Животные, растения и извлекаемые из недр земли благородные металлы — золото, серебро и драгоценные камни — и вообще все возникшее во времени и из материи с течением времени и сообразно с материей подвергается изменению.Тело не злое начало. Если бы это было так, то душа должна была бы быть еще более злой, ибо она предводительница и воспитательница тела.Окружающий нас мир есть чувственно воспринимаемый мир, ибо посредством ощущений и воздействий, получаемых от разнообразных цветов и великолепных красок, как и посредством передающихся по воздуху сладостных голосов всевозможных животных и звуков неодушевленных предметов, ощущений запахов, вкуса и осязания, весь этот мир вливается в наш разум через наши органы чувств, как через городские ворота...Все существующее под небом находится в движении и изменении. Оно возникает во времени по закону становления, точно так же во времени оно уничтожается по закону разрушения.

ВАГРАМ РАБУНИ

 Ваграм Рабуни (XIII в.) — видный философ, государственный деятель и летописец Киликийского армянского царства. В царствование Левона III (1270—1289) был государственным канцлером. В истории армянской философии сыграл выдающуюся роль как основоположник номиналистического направления. В своих комментариях к сочинениям Аристотеля и Порфирия развивал материалистические положения в вопросах гносеологии и логики. Оставил несколько комментариевк «Категориям» и «Об истолковании» Аристотеля и к «Введению» Порфирия. Перу В, Рабуни принадлежит также «Хроника» (история Киликийского армянского царства XII—XIII вв.), толкование «Определений философии» Давида Непобедимого и другие сочинения.

АНАЛИЗ «КАТЕГОРИИ» АРИСТОТЕЛЯ

 Подлинная, первичная  и главнейшая сущность — отдельный  человек, или отдельная лошадь, или отдельный орел и другие  индивиды... Сперва существуют индивиды, и лишь затем из индивидов образуется вид... Кто говорит, что индивид образуется из вида, а вид — из рода, тот не знает истины, ибо истина в том, что вид образуется из индивидов, а род — из видов, и поэтому, если упразднить индивид, исчезнет и вид, а если исчезнет вид, то исчезнет и род. Лишь при наличии индивида существуют вид и род. Например, сперва ведь был создан Адам — индивид, и лишь затем от него возник вид и род [человеческий].Роды и виды не могут возникнуть без индивидов, а индивид возникает сам и для своего существования не нуждается в них...Все существующее — живое и неживое — находится в движении, то есть растет и убывает, возникает и уничтожается...

 Ощущение Аристотель называет существующим в возможности, а ощущаемое — существующим в действительности и убеждает нас в том, что ощущаемое существует раньше ощущения... Ощущаемые и умопостигаемые вещи существуют вне человека, тогда как способность к восприятию имеется в человеке и в животных. Ощущаемое существует не в человеке, а во внешнем мире; это, например, камень и дерево, море и город, плоды и все тому подобное. Таково же отношение между умопостигаемыми вещами, существующими вне познания, и познающими их людьми.

АНАЛИЗ «ВВЕДЕНИЯ» ПОРФИРИЯ

 Общее существует не  само по себе; оно возникает  в нашем мышлении, закрепляется  в нем и не исчезает.

ИОАНН ВОРОТНЕЦИ

 Иоанн Воротнеци (1315—1386) — видный армянский философ и педагог, основатель Татевского университета (1345— 1415), крупнейшего центра научной мысли средневековой Армении. Оставил значительное философское наследие, а также ряд трудов богословского характера. Развивал материалистические положения средневекового перипатетического направления. В вопросах гносеологии и логики стоял на позициях номинализма. Своими трудами и лекциями в Татевском университете способствовал распространению номинализма и развитию материалистических тенденций средневековой армянской философии.Большая часть трудов И. Воротнеци не издана и хранится в фондах Матенадарана. Изданы лишь трактат «Об элементах» (критический текст вместе с русским переводом опубликован в «Вестнике Матенадарана», т. 3, 1956. Перевод с древ-неармянского С. С. Аревшатяна) и пространный комментарий к «Категориям» Аристотеля (И. Воротнеци. Анализ «Категорий» Аристотеля. Перевод с древнеармянского А. А. Адамяна и В. К. Чалояна, под редакцией С. С. Аревшатяна. Ереван, 1956).

ОБ ЭЛЕМЕНТАХ

 Говорят, будто мельчайшая  пыль — причина всего сущего  и будто создатель взял эту  пыль и придал ей форму и  меру, соединив их друг с другом. Но это ложь, ибо если бы это было так, то создатель был бы ремесленником, а не творцом. Ведь мельчайшая пыль есть не что иное, как ничтожные частицы, оторвавшиеся от земли и поднявшиеся в воздух. Но когда не было земли, откуда могли взяться эти частицы?..Творить — значит создавать нечто из ничего. И следует знать, что по-разному творят искусство [и ремесло], природа и божественное могущество. Искусство не может создавать нечто без основы, то есть без материи, так как плотник и ткач берут дерево и шерсть и придают им форму и меру... Искусство с его возможностями не может придать изделиям сущностной формы, а придает им форму случайную, и поэтому учители говорят, что все искусственные формы суть формы случайные.

 Природа же обладает  большими возможностями, чем искусство,  ибо ей достаточно малой основы, и к этой малой основе она  прибавляет многое. Ибо основой  для природы служит сотворенная  богом чистаяматерия, без которой она ничего Не может создать. Природа, полагая в основу чистую материю, прибавляет к ней не только случайную, но и сущностную форму. А божественное могущество, превосходящее искусство и природу, чудотворит своей чудодейственной силой, ибо оно дает созданию не только случайную форму, как ремесленник, или же сущностную форму, как природа, а творит и материю, ибо оно в отличие от искусства и природы не нуждается ни в какой основе: оно само творит основу и придает ей случайную и сущностную форму...

 Элементы противоположны  друг другу, и, кто не знает  их природы и действия, тот  вообще ничего не знает...

 Если элементы не  будут перемешиваться, не возникнет  и сущего. Это относится и к человеческой душе, которая есть свет среди четырех элементов. Бог создал землю для того, чтобы она связывала душу с другими элементами подобно солнечному свету и теплу, которые проходят сквозь другие элементы, но задерживаются на земле. Разум и мудрость слиты с душой так же, как солнечный свет и тепло — с элементами. И когда частичка огня соединяется с землей, появляется душа [неорганической] природы, и от этого возникают полезные ископаемые — соль, квасцы, купорос и другие подобные им вещи. Когда же огонь поднимается выше и соединяется с водой, появляются растительная душа и вслед за ней — земные растения, а также вещи, происходящие из воды. Когда же огонь соединяется с ветром, появляется чувствующая, то есть животная, душа, которая служит основой [для возникновения] животных и всего присущего им... И когда огонь соединяется с огнем, появляется мышление, ибо стихия огня есть носительница света, и, когда достигает высшей степени, она становится духовной природой, ибо достигает [области] мышления ангелов, что и есть разумная душа, ибо эта стихия среди остальных стихий подобна свету среди тьмы, а в человеке она служит основой [для возникновения] разума и мудрости, слитых, как мы поведали выше, воедино с душой по воле всемогущего бога.

Информация о работе Армянская философия