Армянская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

Начало философской мысли в Армении восходит к древнейшим временам. По античным источникам армянский царь Тигран II и его сын Артаваад (I в до н. э.) покровительствовали философам, ученым и поэтам. Армения стала в дальнейшем одной из первых стран, принявших христианство в качестве государственной религии (в самом начале IV в.). После того, как выдающийся ученый и мыслитель Месроп Маштоц в 405 г. создал армянскую национальную письменность, на армянском языке появились многие литературно-художественные и научно-философские произведения.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 56.56 Кб (Скачать)

АНАЛИЗ «КАТЕГОРИЙ» АРИСТОТЕЛЯ

 Индивид в своем  существовании не нуждается в  том, чтобы род и вид сказывались  о нем. Последние же нуждаются в нем как в подлежащем, ибо образуются в нем и зависят от него... Индивид, но не род и не вид или что-нибудь другое рождается, растет и умирает, приемлет славу и муки, хвалу и поношение... Вот почему говорится, что индивид есть подлинная, первичная и главнейшая сущность.Род не может образоваться без вида, а вид — без индивида, как и случайный признак — без сущности. Для того же, чтобы существовал индивид, не требуется их существования, так как сущность может существовать и без случайного признака, как, например, бог.

 Индивид порождает  вид, а вид порождает род...

 Ощущение связано с  телом и находится в нем,  как, например, зрение связано  с глазом, а то, что ощущается  тобой, существует прежде твоего  тела. Если ты уничтожишь все  ощущаемое, будет уничтожено и  твое тело, а вместе с телом  исчезнет и твое ощущение. Если  же ты уничтожишь свое ощущение, тело твое все же останется,  и, если уничтожишь свое тело, все ощущаемое не перестанет  существовать... Следовательно, вместе  с уничтожением живого существа  исчезает и ощущение, однако не  исчезает все то, что предшествует  живому существу.

АНАЛИЗ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ»

 Мысль, не таящая  в себе знания, ничего не содержит. Она чиста, как чистое зеркало.  И как чистое зеркало отражает  в себе образ предмета и  заполняет им свою чистоту,  так и мысль, познающая какую-нибудь  вещь, заполняет себя ею. Точно  так же если у всех имеется  один первообраз, то и восприятие  у них одно и если восприятие  у всех одно, то и первообраз  у них один. Например, когда одним  перстнем тиснят множество кусков  воска, на них получается одно  и то же изображение. То же  получается, когда [у множества  людей] возникает знание об  одной и той же вещи...

Различие в вещах определяется не тем или иным высказыванием  о них, а наоборот, вещи сами определяют то или иное высказывание о себе. Природа вещей остается неизменной, все равно, имеется о них высказывание или нет. Никогда высказывание не изменяет природу вещей.

ГРИГОР ТАТЕВАЦИ

 Григор Татеваци (1346—1409) — выдающийся армянский философ, богослов, церковно-политический деятель и педагог. Ученик Иоанна Воротнеци, после смерти которого возглавил Татевский университет. Наиболее яркий представитель номинализма в средневековой армянской философии. Оставил обширное философское наследие, в котором нашли свое отражение достижения армянской философской мысли эпохи развитого феодализма. Среди трудов наиболее ценна многотомная «Книга вопрошений» (издана в Константинополе в 1729 г. на древнеармянском языке) — своеобразная энциклопедия философских знаний средневековья. Развивая материалистические тенденции Татевской школы, выдвинул ряд философских положений, предвосхищавших концепции философов нового времени. К ним относятся оценка роли прямохождения для деятельности разума, отрицание врожденных идей, сравнение души с неисписанной доской и т. п. Приводимые ниже отрывки из «Книги вопрошений», «Книги проповедей» (изданной в Константинополе в 1740— 1741 гг.), «Толкования притчей Соломоновых» (рукопись Мате-надарана № 1264) и «Краткого анализа учения Давида Непобедимого» (рукопись Матенадарана № 1695) публикуются на русском языке впервые.

КНИГА ВОПРОШЕНИЙ

 Если бы истинность наших слов была предопределена, то не только одно, но и все высказываемые нами слова были бы истинными... но тогда наши высказывания не следовали бы за вещами, а наоборот, вещь следовала бы за мыслью, а это явная ложь, ибо не постоянное следует за преходящим, а наоборот: ведь следы порождаются движением ног, а не ноги — следами и тень порождается телом, а не тело — тенью. Следовательно, не мысль свидетельствует об истинности вещи, а вещь определяет истинность мысли.

 Все, что существует, имеет причину. И сперва существует  причина, а затем то, что ею  порождается.Постигнув необходимую причину, мысль приобретает совершенную истинность...От возникновения и уничтожения вещей стихии не иссякают. Они не умирают и не уничтожаются. Уничтожение одних вещей есть возникновение других. Благодаря этому круговороту стихии существуют вечно...

 Посредством ощущений  мы познаем то, что находится  вне нас, посредством мышления  — то, что находится внутри  нас, а посредством высшего  созерцания — то, что находится  выше нас, по мере своих сил  просвещая себя, чтобы говорить  о неисповедимом...  Имеются два вида человеческого познания. Первый — это естественное познание, второй — благодатное. Естественное познание имеет три особенности. Оно, во-первых, преклоняется перед познаваемой вещью, во-вторых, смешивается с ней и, в-третьих, разделяет и расчленяет ее на многие части и таким образом постигает истину. А благодатное познание в противоположность естественному прямо и непосредственно возвышается до постижения божественного... Познание посредством ощущений, то есть постижение цвета глазом, звука — ухом и так далее, называется чувственным познанием. Оно нуждается в двух вещах: органы чувств должны быть здоровы и предлежащий предмет должен быть ясен. Только в этом случае от них получается чистое видение. В противном случае разум не в состоянии правильно мыслить о них...

 Человек — господин  и владыка всех животных, поэтому  все животные имеют опущенную  вниз голову, как слуги и подданные,  а у человека она поднята  вверх, как у князя и царя. Голова у него поднята, дабы  язык и руки служили мышлению  и труду. Ибо если человек  имел бы опущенную вниз голову  и обе его руки покоились  на земле, он не мог бы  трудиться. И поэтому ему нужны  были бы удлиненный язык и  утолщенные губы для собирания  пищи, и тогда язык не мог  бы служить разуму так, как  он служит теперь.Если кто-либо спросит нас, что же служит источником возникновения человека, мы ответим: сила семени,находящегося в нас, ибо именно оно есть источник образования материального тела и источник рождения души. В этом [семенном] веществе потенциально скрыта душа, которая затем проявляется актуально, сообразно с развитием этого вещества. Ибо, когда вещество еще недостаточно развито, в нем проявляется лишь способность к питанию. Когда же складывается ощущение, в нем появляется дыхание. И когда оно принимает облик человека, в нем благодаря заботам бега проявляется разумная душа. Заключенная в этом веществе образующая сила сперва подготавливает материю к жизни, затем к ощущению и лишь потом к мышлению. И это главным образом потому, что природа не может действовать внезапно, она постепенно поднимается от несовершенного к совершенному. Примером этому может служить восход солнца. Сперва появляются лучи, а затем само солнце. Точно так же лучи разумной души появляются в животной и растительной душе. Как саженец сперва должен зазеленеть, и, когда укрепится, — расцвести, и, когда еще более укрепится, начать плодоносить, так и душа, будучи связана с несовершенной материей, обладает лишь способностью питаться, и расцветет, когда утвердится в способности ощущать, а когда еще более укрепится, начнет плодоносить своей способностью мыслить. Разумная душа проявляется вместе с образованием тела... Если кто-нибудь скажет, что душа предшествует телу, а потом проявляется по частям, то мы на это ответим: выбрось кз головы это языческое воззрение, ибо душа не предшествует телу, как и тело не предшествует душе.

КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЛЕТНИЙ ТОМ)

 Разумное познание  следует за природой вещей,  и сверх природы оно . ничего не исследует, ибо то, что недоступно природе, недоступно и мысли. Вера же созерцает то, что выше природы, то есть созерцает бога, и признает творимые им чудеса, которые сверхъестественны...

Мы от природы рождаемся  голыми и лишенными всяких благ — и телесных, и духовных — и все приобретаем потом: святость и знание — для души, одежду и другие вещи — для телесных нужд. Мы созданы так, что трудом и старанием находим и то и другое: трудом удовлетворяем телесные надобности, добродетелью и образованием — духовные.Телесное направляет духовное, духовное нб может обойтись без телесного. Если не действует телесное, то не действует и духовное...Ощущения — орудия разума, посредством которых он видит, слышит и так далее. Когда они бездействуют, перестает действовать и разум подобно ремесленнику, лишенному своих орудий, который без них не в состоянии создать что-либо.Душа разумного человека подобна неисписанной доске или вымытому пергаменту — что напишешь на ней, то она и воспримет.

 Тело обладает пятью  органами чувств, ибо все ощущаемое  пятерояко, ведь в мире сверх этих пяти ощущаемых родов сущего нет ничего другого. Поэтому имеется именно пять органов чувств, с помощью которых мы познаем их...

 Один человек может  справиться с делами одного  дома, но ему не под силу  множество домов. Поэтому необходимо  большинству собираться вместе  и искать благо для большинства  жителей страны. Наши предводители  и князья, как духовные, так и  телесные, самовластно, не советуясь,  вершили дела, вследствие чего [наше] государство пало, страна лежит  в развалинах, а народ наш бежит  из страны и рассеивается среди  других народов.

КНИГА ПРОПОВЕДЕЙ (ЗИМНИЙ ТОМ)

 Дитя обладает большей  способностью к учению по двум  причинам. Во-первых, органы чувств  его мягки как воск, на котором  [легко] запечатлеваются изображения,  и, во-вторых, он свободен от  мирских забот и грехов. Он, как  чистая доска, с легкостью воспринимаетвсе, что напишут на ней. А взрослый человек в противоположность этому имеет заскорузлые органы чувств и отягощен множеством грехов.Своим разумом мы проникаем во все извилины неба и земли, и ничто не может скрыться от света мудрости...Как огонь лампады светит, когда связан с материей, так и р'азум, связанный с телом, познает с помощью органов чувств все сущее и исследует его. Мудрость, которую мы приобретаем посредством образования, просвещает разум, который без учения подобен неисписанному камню.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ

 Разум — это не  испытывающий стыда и бесстрашный  судия, ибо не боится бога, ведь  он сам себе господин. Он не  стыдится и людей, ибо скрыт  от них. Он недоступен для  подкупа, ибо не нуждается в  этом. Он мудр, ибо исследует постоянно.  Вот почему он судит истинно  и точно... Богатей, цари и князья не знают меры, всегда и во всем они стремятся к большему. Обладая богатством, стремятся приобрести еще больше. Обладая деревней, стремятся завладеть городом и краем. Имея блестящие наряды, мечтают облечься в, более роскошные одеяния. Точно так же и в еде, в питье, в женитьбе и во всем остальном требуют большего. Не знают они насыщения и всегда алчны.

 Князья больше других  предают забвению божественные  законы. Ради взяток князья забывают  их.

 Грех одного властелина  равен греху, совершенному всем  народом...

 Простолюдин достоин  прощения и пощады, ибо совершает  грех не по своей воле, а  под гнетом нищеты и, как  говорится в притче, ворует, чтобы  заморить свой голод. А князь  грешит по своей воле, ибо ни  в чем не ведает нужды, и  потому заслуживает вдвое большего  наказания в грядущей жизни

КРАТКИЙ АНАЛИЗ УЧЕНИЯ ДАВИДА НЕПОБЕДИМОГО

 Вся природа сводится  к индивиду, и индивид — ко  всей природе...

 У природы больше  возможностей, чем у знания, ибо  сперва существует природа, а затем наше знание...

 Индивид называется  первичной сущностью, а вид  и род — вторичной. И предпочтительна  первичная сущность, ибо род и  вид обладают ею потенциально, а индивид обладает ими актуально.  И она называется наилучшей  сущностью, ибо вид и род  образуются вследствие собирания  индивидов, и при упразднении  последних исчезают и они; индивиды  — самодовлеющие сущности, и от  них же зависит существование  случайных признаков. Ошибка Порфирия  в том, что он обесславил  главнейшую и первичную сущность, ибо существование ее поставил  в зависимость от случайных  признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

АПОЛОГЕТИКА — «это дисциплина, которая занимается рациональным обоснованием христианской веры. Название ее происходит от греческого слова apologia, которое означает „защищать, обосновывать“»

Монофизи́тство (Евтихианство), (от др.-греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество») — христологическая доктрина в христианстве, возникшая в 5 веке и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество.

Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.


Информация о работе Армянская философия