Артур Шопенгауэр

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 01:20, реферат

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть основное содержание философской концепции Артура Шопенгауэра.

Методом исследования послужили труды И.С.Нарского, А. А. Чанышева, полный список используемой литературы представлен в конце реферата.

Содержание

Введение................................................................................................... 3

Глава 1. Биография.................................................................................. 5

Глава 2. «Воля» в философской концепции Шопенгауэра................. 10

Глава 3. Тема Пессимизма в философии Шопенгауэра....................... 13

Заключение............................................................................................... 15

Список используемой литературы......................................................... 16

Работа содержит 1 файл

Артур Шопенгауэр.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

    Каждый  акт воли есть акт тела, и наоборот. Отсюда мы приходим к объяснению природы  аффектов и мотивов поведения, которые  всегда определяются конкретными желаниями  в этом месте, в это время, в  этих обстоятельствах. Сама же воля стоит вне закона мотивации, но она есть основа характера человека. Он “дан” человеку и человек, как правило, не в силах изменить его. Эта мысль Шопенгауэра может быть оспорена, но позже она будет воспроизведена 3. Фрейдом в связи с его учением о подсознательном. Высшая ступень объективации воли связана со значительным проявлением индивидуальности в форме человеческого духа. С наибольшей силой она проявляется в искусстве, в нём воля обнаруживает себя в чистом виде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Тема Пессимизма в философии Шопенгауэра 

    Всякое  удовольствие, всякое счастье, к чему стремятся люди во все времена, имеют  отрицательный характер, так как  они — удовольствие и счастье  — есть в сущности отсутствие чего — то плохого, страдания, например. Наше желание проистекает из актов воления нашего тела, но желание — это страдание по поводу отсутствия желаемого. Удовлетворённое желание неизбежно рождает другое желание (или несколько желаний), и опять мы вожделеем и т.д. Если представить всё это в пространстве условными точками, то пустоты между ними будут заполнены страданием, из которого и возникнут желания (условные точки в нашем случае). Значит, не наслаждение, а страдание — вот то положительное, постоянное, неизменное, всегда присутствующее, наличность чего нами ощущается.

    Шопенгауэр  утверждает, что всё вокруг нас  носит следы безотрадности; всё  приятное перемешано с неприятным; всякое наслаждение разрушает самоё  себя, всякое облегчение ведёт к  новым тяготам. Отсюда следует, что  мы должны быть несчастны, чтобы быть счастливыми, более того, мы не можем не быть несчастными, и причиной этого является сам человек, его воля. Оптимизм рисует нам жизнь в виде некоего подарка, но если бы мы знали заранее, что это за подарок, мы бы от него отказались. В самом деле, нужда, лишения, скорби венчаются смертью; в этом видели цель жизни древнеиндийские брахманы (Шопенгауэр ссылается на Веды и Упанишады). В смерти мы боимся потерять тело, а оно и есть сама воля.

    Но  воля объективируется через муки рождения и горечь смерти, и это устойчивая объективация. В этом состоит бессмертие во времени: в смерти гибнет интеллект, воля же смерти не подлежит. Так считал Шопенгауэр.

      Его вселенский пессимизм находился  в резком контрасте с умонастроением философии Просвещения и классической немецкой философии. Что же касается простых людей, то они привыкли руководствоваться формулой древнегреческого философа Эпикура: “Смерть нисколько нас не касается: пока мы есть, нет смерти, а когда есть смерть, нет нас”. Но отдадим должное Шопенгауэру: он показывает нам мир не одноцветным, а скорее двуцветным, то есть более реальным и тем подводит нас к мысли о том, что же является высшей ценностью жизни. Наслаждение, удача, счастье сами по себе, или всё, что им предшествует тоже ценно для нас? А может быть это и есть сама жизнь? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 
 

      Огромное  значение  философии Шопенгауэра  заключается в  ее  влиянии  на общий ход философской мысли,  на образование  новых  систем и  направлений. Новокантиантство  в известной степени  обязано своим успехом философии Шопенгауэра.

      Из  слияния шопенгауэровских  идей с  другими  мыслями  зародились  новые  системы;  так, гегельянство,  скомбинированное  с шопенгауэровским учением и другими элементами,  породило  “Философию  бессознательного”  Гартмана,  дарвинизм и шопенгауэровские  идеи  вошли  в  состав  философии  Ницше,  учение  о «ценности  жизни» Дюринга выросло по  контрасту из шопенгауэровского пессимизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы 
 

  1. Б.Э. Быховский, «Мыслители прошлого. Шопенгауэр», изд-во «Мысль», Москва, 1975г.
  2. Шопенгауэр А. Мир как водя и представление. Т. 1. М., 1993.
  3. А.А. Чанышев «Человек и мир в философии Шопенгауэра»
  4. ШОПЕНГАУЭР Артур. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И.С.Нарский. - М.: Просвещение, 1992. - 479 с.

Информация о работе Артур Шопенгауэр