Атеизм как специфическая форма свободомыслия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

В духовной жизни страны постепенно, но неуклонно формируется представление об атеизме и атеистах как явлениях антиобщественных, антикультурных, антиморальных. Последние годы особенно "урожайны" на моральное бичевание атеистов, издевки над которыми стали обычными в СМИ, в художественной и публицистической литературе. Издаются сочинения авторов, которые обвиняют атеистов в наклонности ко лжи, злобе, воровству и предательству; переиздаются сочинения, авторы которых выражают желание предать "преступников» - атеистов смертной казни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Происхождение атеизма……………….……………………………………….5
2.Закономерности развития атеизма……….…………………………………....7
3.Исторические формы атеизма………………………………………………..11
4.Атеизм в духовном мире личности и общества…………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Атеизм.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

3.ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ АТЕИЗМА 

     Атеизм, как система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь), отрицающих всякую религию, в каждую историческую эпоху  отражал достигнутый уровень  знаний и интересы тех классов  и социальных групп, идейным оружием  которых он выступал. Атеизм неразрывно связан с материалистическими воззрениями на природу.

     Как система взглядов атеизм возник в  рабовладельческом обществе. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ксенофан, Лукреций Кара пытались объяснить  все явления естественными причинами – их атеизм носил наивный, умозрительный, непоследовательный характер.

     В средние века в условиях засилья  церкви и религии атеизм не получил  значительного развития.

     Буржуазный  атеизм, представителями которого были Спиноза, Фейербах, французские материалисты 18 века, сыграл большую роль в подрыве господства религии. Буржуазные атеисты разоблачили реакционность церкви, что сыграло историческую роль в борьбе с феодализмом и его ниспровержением. Однако, буржуазный атеизм был непоследовательным и ограниченным, более просветительским и был обращен к узкому кругу людей.

     Воинствующий  атеизм представлен русскими революционными демократами. Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. пропагандировали революционно-демократические идеи переустройства общества без религиозных дог.

     Марксистский  атеизм свободен от классовой ограниченности, характерной для немарксистских его форм. Философской основой марксистского атеизма является диалектический и исторический материализм, наука об обществе в его развитии, материалистически решающая основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному – применительно к истории и исследующая на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Марксистский атеизм даёт всестороннюю критику религии, указывает пути и средства её преодоления. Устранение социально-экономического и национального гнёта подрывает наиболее глубокие социальные корни религии. Атеистические воззрения приобретают научный характер.

     Предметом научного атеизма является выяснение социальных и гносеологических корней, причин возникновения и существования религии, выявление социальной роли религии в обществе, определение путей преодоления религиозных предрассудков. Социалистическое общество формировало нового человека, вооруженного научным мировоззрением, свободного от религиозных и других пережитков прошлого.

     В условиях современности возросла роль религии в обществе. В Украине  на государственном уровне рассматриваются вопросы пропаганды религии среди населения. Религиозные праздники перешли в разряд государственных. Тем не менее во всем мире идёт атеистическая борьба, действуют и создаются новые общества и группировки антирелигиозной направленности. Только в Украине официально зарегистрировано более 300 группировок, отрицающих религию вообще, так называемых «сатанистских» сообществ, развивающихся как дочерние братства мировых структур. Если так можно выразиться, то «неоатеизм» приобрёл зловещее лицо разрушителя существующих моральных норм и исторически сложившихся устоев общества. Социальная неудовлетворённость приводит молодежь именно в эти антирелигиозные структуры, где развиваются с толпы разрушения личности, господствует наркомания и алкоголизм как формы «ухода» от социальной нестабильности общества.

 

      4.АТЕИЗМ В ДУХОВНОМ МИРЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА 

     Изначально  человека интересовали вопросы первичности  бытия или сознания, начала и конца, духа и материи. При этом формировалось  в сознание каждого индивидуума  – принятие бога или его отрицание. Человек не рождается атеистом, так же, как он не рождается верующим. Он становится атеистом под воздействием социальной среды, под воздействием различных факторов, включая семью, школу, книги, средства массовой информации, традиции, обычаи, культуру. В капиталистическом обществе возможности атеистической пропаганды крайне ограничены. Только в социальном обществе, где подрываются корни религии, создаются благоприятные возможности для развёртывания атеистического воспитания, которое заключается в воздействии на людей в целях выработки научно-материалистического мировоззрения и преодоления религиозных верований. Так формируется атеистическое сознание – сознание людей, не верящих в существование сверхъестественного и убеждённых  в истинности материалистического мировоззрения. Атеистическое сознание воспринимает мир таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавлений. Оно исхдит из того, что окружающий мир представляет собой вечно движущуюся и бесконечно изменяющуюся материю, которая в процессе своей эволюции создала мыслящего человека как свой высший продукт. Атеистическое сознание не совместимо ни с религией, ни с идеалистической философией любого рода, включая и самые утонченные формы субъективного идеализма. Атеистическое сознание может существовать как на уровне идеологии (тогда оно объективируется в книгах, статьях, произведениях искусства, средствах массовой информации), так и на уровне общественной психологии (как реально функционирующее сознание индивидов). Условиями успеха воспитания атеистического сознания является комплексность, единство с трудовой, интернациональной, патриотической, нравственной составными частями воспитания общества, преемственность поколений, организация досуга. Большое значение имеет специфика рабочей, сельской, студенческой молодежи, интересы и психология каждой из этих групп, сознание интеллигенции, буржуазии.

     В обществе формируется атеистическое  мнение – оценка групповым или  массовым сознанием тех или иных явлений и событий с позиций  атеистического, научно-материалистического мировоззрения. Атеистическое общественное мнение противостоит религиозному общественному мнению, которое оценивает факты с позиций религиозного мировоззрения. Правильно сформированное атеистическое общественное мнение призвано содействовать вовлечению верующих в активную общественную и культурную деятельность, их приобщению к интересам современных социально сложившихся коллективов.

     Откуда  в нашей жизни берутся боль, тревога и страдание? Главный  источник - это подавление естественной природы человека, связанное с веками насаждения псевдо-религиозного сознания. Стратегия подавления четко бьет в поставленную цель - сделать человека слабым и зависимым от воли служителей культа. Современная религия представляет собой прибыльный бизнес: сначала в психике человека нагнетается чувство вины, которое затем всю его оставшуюся жизнь безуспешно корректируется с помощью священников и психоаналитиков. Свобода быть собой, следование своей природе, спонтанное выражение себя - у нас от рождения в руках те золотые ключи, которые открывают перед нами двери к подлинному счастью и истинному сознанию.

     Религия - система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую  связь со всебытием, высшим всесосуществованием, имеющим системность и организованность.  
 

     Заключение

     Отрицательный характер понятия атеизма (буквально, отказ от идеи Бога) является одновременно достоинством и недостатком. Достоинство его в том, что он оставляет открытую перспективу для смены исторических форм атеизма; недостаток - в том, что отрицание по природе своей несамостоятельно (на эту сторону атеизма указывал в свое время К. Маркс). Это значит, что атеистические убеждения сами по себе не могут стать основой формирования общественной идеологии, в том числе - основой создания политической партии. Партия атеистов возможна только при наличии между ее членами дополнительной позитивной связи, например - общей веры в науку и в право человека разумно преобразовывать мир в своих целях и интересах. Разумеется, даже такая широко определенная партия не может охватить всех атеистов: значительная часть их непременно останется на позициях скептицизма или социальной пассивности. Но это единственная партия, существование которой соответствует прогрессивной общественной перспективе. Как показывает футурологический анализ, экономика будущего приобретет синтетический характер. В ней будут равно признаны все возможные формы собственности, и современное идейно-партийное деление, основанное на предпочтении той или иной из этих форм, канет в Лету. Останется только исконное деление человечества на людей Разума и людей предрассудка; и впервые у людей Разума появится реальная возможность взять политический верх. Так неужели они не воспользуются этой возможностью?..

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Абдусамедов А.И. Атеистический словарь. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1985
  2. Фролова И.Т. Философский словарь. – 5-е изд. – М.: Издательство политической литературы, 1987
  3. Ефимов А.В. Новая история. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 1974
  4. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М.: Политиздат, 1977

     5. Платонов Р. Пропаганда атеизма. М. 1985.

     6. Вороницын И.П. История атеизма

Информация о работе Атеизм как специфическая форма свободомыслия