Атеизм как специфическая форма свободомыслия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

В духовной жизни страны постепенно, но неуклонно формируется представление об атеизме и атеистах как явлениях антиобщественных, антикультурных, антиморальных. Последние годы особенно "урожайны" на моральное бичевание атеистов, издевки над которыми стали обычными в СМИ, в художественной и публицистической литературе. Издаются сочинения авторов, которые обвиняют атеистов в наклонности ко лжи, злобе, воровству и предательству; переиздаются сочинения, авторы которых выражают желание предать "преступников» - атеистов смертной казни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Происхождение атеизма……………….……………………………………….5
2.Закономерности развития атеизма……….…………………………………....7
3.Исторические формы атеизма………………………………………………..11
4.Атеизм в духовном мире личности и общества…………………………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Атеизм.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра «Философии» 
 
 

РЕФЕРАТ

По религиоведению по теме №85:

«АТЕИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ  ФОРМА СВОБОДОМЫСЛИЯ» 
 
 

Выполнила:                                                                                 ст. гр. ТО-09

Пономаренко Д.В.

Проверила:                                                                                  Чернышова А.Н. 
 
 
 
 
 

Донецк, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Происхождение атеизма……………….……………………………………….5

2.Закономерности развития атеизма……….…………………………………....7

3.Исторические формы атеизма………………………………………………..11

4.Атеизм в духовном мире личности и общества…………………………….13

Заключение………………………………………………………………………15

Список  использованной литературы…………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В духовной жизни страны постепенно, но неуклонно формируется представление об атеизме и атеистах как явлениях антиобщественных, антикультурных, антиморальных. Последние годы особенно "урожайны" на моральное бичевание атеистов, издевки над которыми стали обычными в СМИ, в художественной и публицистической литературе. Издаются сочинения авторов, которые обвиняют атеистов в наклонности ко лжи, злобе, воровству и предательству; переиздаются сочинения, авторы которых выражают желание предать "преступников» - атеистов смертной казни. Это объяснимо: изменилась социально-политическая ситуация в стране - изменилось и отношение к атеизму со стороны как правящих кругов, так и значительной части интеллигенции. Для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых ритуалов, происходит увеличение числа людей причисляющих себя к агностикам или атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение. В промышленно развитых странах основной опорой религиозного мировоззрения остаётся немногочисленное сельское население, а идеологическим стержнем — гуманитарная интеллигенция. Атеисты связывают религиозность этой части интеллигенции с её односторонним образованием, отсутствием знаний о передовых достижениях естественных наук и техники.

     Совершенно  иная ситуация в развивающихся странах, в том числе и странах бывшего СССР. В странах Африки, на Ближнем Востоке непрерывно возрастает рост религиозности, доходящий до фанатизма и фундаментализма. В большинстве исламских стран, атеизм считается преступлением, за так называемое «богохульство», в Пакистане могут приговорить к смертной казни. Ситуация с атеистическим движением в странах СНГ так же очень сложна. Крах господствующей «коммунистической» идеологии, которая провозглашала в качестве основного мировоззрения «официальный атеизм» и действовала при этом методами не убеждения, а репрессий, насильственно насаждая этот псевдоатеизм, где вместо Бога предлагалось верить в непогрешимость пророков марксизма-ленинизма, привёл к сильной реакции общества, качнул маятник общественного сознания в сторону неприятия атеизма. Возросло влияние Православной Церкви, началось её частичное сращивание с государственными органами власти, произошёл всплеск мистических настроений в обществе и увлечений различными лженауками (например, астрологией). Несмотря на это атеистическое движение набирает силу, используя информационное пространство Рунета для обсуждения общих проблем, координации и консолидации усилий по предотвращению дальнейшей клерикализации государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ПРОИСХОЖДЕНИЕ АТЕИЗМА

     Сущность учения атеистов заключается в отрицании Божества, в отрицании возможности бытия совершенного Разума, а следовательно, и влияния Его на жизнь природы и человека. Вся вселенная, согласно этому учению, есть только материя, движение и форма. Она вечна и бесконечна, явления в ней строго подчинены определенным законам, которые как таковые и исключают всякое сверхъестественное вмешательство.                            

     Атеизм  зародился в глубокой древности. Он появился как следствие упадка общественной нравственности. Чем человек нравственно выше, тем более он религиозен, тем впечатлительнее он к проявлениям Божественного Разума. Ведь Бог не только служит предметом познания ума — Он ещё та цель, к которой мы должны стремиться. А поэтому понятно, что, если мы становимся выше в нравственном отношении, мы ближе к Богу и что, совершая дурные поступки, то есть, становясь безнравственными, мы удаляемся от Бога и, быть может, даже Его отрицаем. Постоянные удовольствия, часто не совсем невинные, превращение забот о материальном состоянии в прихоти — всё это не даёт нам возможности глубже вникнуть в те истины, которые даны нам в Евангелии, исключает возможность стать истинными последователями Христа. Мы замыкаемся в круг исполнения требований нашей физической природы и, в конце концов, начинаем отрицать Бога. Таково истинное происхождение атеизма в истории и сознании отдельного человека.

     За  философами-теоретиками на арену  истории пришли учившиеся на их книжках  революционеры-практики. «Век просвещения» завершился революционным кризисом, подобного которому мир не видал. Борьба с религией перестала быть только книжной, «идейной» борьбой, она превратилась в социально-политическое действие. Вряд ли нужно говорить о том, насколько важны для современного воинствующего атеизма, больше чем когда-либо ставшего оружием классовой борьбы, те практические — или, если угодно, тактические — уроки, которые можно и стоит извлечь из немногих, но насыщенных событиями лет революции. Но и теоретическая мысль в интересующей нас области не замерла в эти годы. Эпигоны великих просветителей продолжают, хотя и в иной обстановке, их дело, порой с пламенным порывом бросаясь в бурные волны революции, но всегда верные антирелигиозным заветам своих предшественников. Теоретический атеизм эпохи революции, кроме того, подводит итоги тем достижениям, какие в этой области были возможны для буржуазной мысли.

     Атеизм есть явление противоестественное, болезненное и силой стремящееся переделать на своих уродливых началах человеческую науку и жизнь. Он легко решает «мировые загадки» и забывает об ограниченности человеческого разума, стремится к естественности, желает изгнать из науки всё непонятное, забывая, что его учение есть тоже, в сущности, метафизическое, и что всё так называемое знание только и возможно при наличии веры. Одну тайну атеисты объясняют другой, и, в то время как христианская религия предполагает вполне понятную и в некотором смысле естественную идею веры в одно Начало всех других начал, одну Причину для других причин, атеисты создают непонятный заколдованный круг взаимодействия причин, где одна причина является следствием одного явления и основою другого. А другие допускают существование слепого случая, забывая целесообразность в природе.

 

      2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ АТЕИЗМА 

     Многочисленные  исследования советских и зарубежных учёных-марксистов раскрывают закономерности становления и развития атеистических учений.

     Атеизм  в рабовладельческом обществе –  исторически первое критическое  осмысление религии с позиций  философского материализма в его  наивной форме. Был развит в Индии, Китае, античном мире. Атеизм в рабовладельческом обществе возник на основе достижений естественных знаний, философии, литературы и искусства; выражал интересы прогрессивных демократических кругов рабовладельческого общества. Атеизм связан со свободомыслием в культуре древнего мира, где существовала светская культура, в которой имели место элементы антирелигиозного скептицизма, стихийного материализма. В основе критики религиозной мифологии у атеистов древности лежит учение о материальном первоначале мира, идея его развития по естественным законам. Большую роль в развитии античного атеизма сыграла атомистическая теория Демокрита, Эпикура и Лукреция, выводом из которой была идея вечности и бесконечности мира, подрывавшая представление о мире как порождении богов. Душа, согласно атомистам, состоит из атомов и разлагается вместе с телом; загробной жизни нет. Освобождение от страха смерти – одно из проявлений гуманизма античного атеизма. Причины возникновения религии усматривались в невежестве, страхе перед явлениями природы, а также в обмане. Однако взгляды античных атеистов носили элитарный характер: освобождение от религии предназначалось не для всех. При этом античные атеисты не отвергали существования богов, придавая понятию бога нерелигиозный смысл. Достоинство атеизма в рабовладельческом обществе – в постановке вопросов атеизма, которые решались в последующие эпохи.

     Свободомыслие в феодальном обществе – форма  идейной борьбы оппозиционных феодализму социальных слоев против «духовной  диктатуры церкви», защищавшей феодальные порядки; направлено против господствующих монотеистических религий, в особенности христианства и ислама в их ортодоксальном виде. Социальная база – крестьянские и городские и городские слои. Господство религии во всех сферах общественного сознания в эпоху феодализма обусловило специфическую форму критики религии, несвободную от религиозных наслоений; к тому же свободомыслие этого времени выступало не как система взглядов, а как совокупность отдельных идей, в той или иной мере подрывавших религиозное мировоззрение. Идеи эти опирались на антирелигиозные настроения народных масс. Свободомыслии в феодальном обществе проявлялось в светской литературе, в философии, в социально-политических учениях, выступавших в религиозной форме. Одним из направлений свободомыслия было переосмысление идеи монотеистического бога в нерелигиозном духе. Отвергалось творение мира из ничего, промысел божий, загробный мир, воздаяние, бессмертие души. Свободомыслие в феодальном обществе расчистило пути для атеизма буржуазного.

     Атеизм  буржуазный – исторически прогрессивное  направление в буржуазной идеологии  и культуре, характеризующееся критическим  осмыслением религии на основе стихийно-диалектического  и метафизического материализма. Буржуазный атеизм возник в борьбе с феодальной идеологией. В своём развитии он прошел 3 этапа: атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения, атеизм Нового времени, современное буржуазное свободомыслие. В эпоху Возрождения (15-16вв.) формируется ранняя буржуазная культура с антицерковной и антирелигиозной направленностью; одним из её идейных источников явились атеизм в рабовладельческом обществе и свободомыслие в феодальном обществе. В качестве методологической основы критики использовали скептицизм. Большое влияние на разрушение религиозной картины мира оказало гелиоцентрическое учение Н. Коперника. Критика религии заключалась в раскрытии противоречий в христианском учении, в «приземлении» библейских легенд и персонажей, в отрицании веры в ад и рай, мифа о сотворении Адама и Евы, христианских обрядов. Буржуазный атеизм Нового времени опирался на естественно-научные открытия, которые способствовали созданию материалистической философии, носившей в целом метафизический характер. В 17-18 вв. осуществился переход от скрытых форм материализма – пантеизма и деизма – к открытому материализму. Вершина – открытый атеизм французских просветителей Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеция, П. Гольбаха. Родоначальником научной критики библии был Б. Спиноза. Атеисты Нового времени подвергли критике религиозную мораль, что служило теоретическим обоснованием борьбы с феодализмом как строем безнравственным. Гольбах и Дидро убедительно показали, что религия не может содействовать улучшению нравов и даже убежденность в существовании бога и страх перед ним не удерживают человека от дурных поступков. Для атеизма Нового времени характерна  борьба за свободу совести, за веротерпимость, что связано с его общей гуманистической направленностью.

     Атеизм  русских революционных демократов – высшая ступень в развитии революционно-демократического атеизма. Революционно-демократический  атеизм возник одновременно с буржуазным атеизмом в эпоху кризиса феодализма, но отличался от него рядом особенностей: обращенностью к широким массам трудящихся, связью с идеями утопического социализма, большей последовательностью. Зачатки идей революционно-демократического атеизма впервые «формулируются с известной определённостью» в 16 в. Т. Мюнцером. Опираясь на материалистическую традицию русских и западноевропейских предшественников, русские революционные демократы в значительной мере преодолели метафизическую и механическую ограниченность их материализма, соединив его с диалектикой, дали более глубокое и цельное философское и естественнонаучное обоснование атеизма. В России в 19 в. революционно-демократический атеизм превратился в широкое движение передовой интеллигенции и оказал благотворное влияние на развитие русской демократической культуры и культуры других народов.

     Марксистский  атеизм – высшая форма атеизма, качественно  новая ступень в развитии атеистической  мысли. Марксистский атеизм преодолел  историческую и классовую ограниченность прежних учений, став подлинно научной  теорией, выражающей интересы рабочего класса. Марксистский атеизм  свободен от классовой ограниченности, обращен не к отдельным представителям образованной части общества, а к широким народным массам. Основополагающими принципами марксистского атеизма являются: оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и определённых социальных условий жизни; выяснение связи между религией и интересами реакционных классов, заинтересованными в увековечивании религиозных и социальных иллюзий; уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми общественно-экономическими порядками, извращённым отражением которых она является; вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творческой активности масс для борьбы за изменение условий жизни. Марксистский атеизм утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития, судьбы человеческого существования на земле, который, с одной стороны, отвергает гелигиозно-богословскую интерпретацию, а с другой – даёт научно-обоснованное решение этих фундаментальных проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собственных силах, возвышает достоинство личности, ограждает её от бесплодной растраты своих сил и способностей. 

Информация о работе Атеизм как специфическая форма свободомыслия