Бессознательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:55, доклад

Описание работы

Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их значение в деятельности человека.
Задачами являются:
1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;
2) Изучение сущности сознательного и бессознательного в психике человека, их структуры и характеристик;

Содержание

Введение
Глава 1. «Проблема сознания в истории философии».
§ 1.1. Основные концепции происхождения и сущности сознания.
§ 1.2. Взгляды философов о бессознательном в человеке.
Глава 2. «Сущность сознательного и бессознательного в психике человека»
§ 2.1. Структура сознания, его психологические характеристики.
§ 2.2. Структура и основные характеристики бессознательного.
Глава 3. «Роль сознательного и бессознательного в деятельности человека»
§ 3.1. Классификация бессознательных и сознательных процессов в структуре деятельности.
§ 3.2. Диалектика сознательного и бессознательного.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 167.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

Глава 1. «Проблема сознания в истории философии».

§ 1.1. Основные концепции происхождения и сущности сознания.

§ 1.2. Взгляды философов о бессознательном в человеке.

Глава 2. «Сущность сознательного и бессознательного в психике человека»

§ 2.1. Структура сознания, его психологические характеристики.

§ 2.2. Структура и основные характеристики бессознательного.

Глава 3. «Роль сознательного и бессознательного в деятельности человека»

§ 3.1. Классификация бессознательных и сознательных процессов в структуре деятельности.

§ 3.2.  Диалектика сознательного и бессознательного.

Заключение

Список литературы


Введение

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием. «Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Сознательное и бессознательное в деятельности человека» в современной науке, с другой стороны, в виду сложности данной проблематики, ее недостаточной разработанностью. Острые вопросы современного общественного развития также вызывают необходимость изучения таких аспектов психики человека как, сознательное и бессознательное, так как являются неразрывно взаимосвязанными с его деятельностью и оказывают влияния на состояние всех сфер жизнедеятельности человека.

Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их значение в деятельности человека.

Задачами являются:

1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;

2) Изучение сущности сознательного и бессознательного в психике человека, их структуры и характеристик;

3) Определение роли сознательного и бессознательного в деятельности человека.

Объектом изучения являются психические процессы и свойства головного мозга человека.

Предметом изучения является  структура сознания: сознательный и бессознательный уровни.

Новизна темы «соотношение сознательного и бессознательного в деятельности человека» обусловлена ее высокой значимостью и вместе с тем недостаточной изученностью данной проблемы. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

 

28

 



Глава 1. «Проблема сознания в истории философии»

§ 1.1. Основные концепции происхождения и сущности сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.[1] Философский подход к проблеме происхождения и сущности сознания предполагает рассмотрение его как целостной структурно –организованной системы. Рассматривая настоящую проблему, мы будем оперировать такими понятиями как « сознание», « сознательность», «бессознательное». Для наилучшего понимания данного вопроса, необходимо дать определение понятиям. «Сознание» – в широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным  многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека  и связывается с абстрактно – логическим мышлением.[2] Поскольку анализ структуры сознания должен быть по возможности всесторонним, мы, будем употреблять понятие сознание в широком смысле слова, а именно, как свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, как высшей формы отражения действительности.

«Сознательность» – такое состояние духа, когда собственное поведение становится предметом критического самоанализа.[3]

«Сознательное» – по Фрейду – одна из трех систем (бессознательное –предсознательное – сознательное) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. Фрейд полагал, что основная роль сознательности – это «роль органа чувств для восприятия психических качеств».[4] С точки зрения Фрейда, сознательность есть «главным образом восприятие раздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата».

«Бессознательное» –  вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю.[5]

Исходя из этого, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, как высшей формы отражения действительности.

Про анализировав выше описанные понятия, можно вывести, что «сознательное и бессознательное в деятельности человека» – это совокупность психических процессов и явлений, протекающих в разуме человека, которые находятся на разных уровнях психической организации головного мозга, являются относительно независимыми, при этом тесно взаимосвязанными и взаимообусловленными в структуре деятельности человека в целом, при этом, выполняя направляющую и регулирующую функцию.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея  у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма  и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Наиболее видные представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания.

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Как мы можем заметить, в этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико –материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания. [6]

Из рассмотренных взглядов и концепций сознания, на наш взгляд, наиболее глубоко данный вопрос раскрывает концепция диалектического материализма, так как рассматривает ее с разных сторон и свойств, присущих индивидууму, тем самым охватывая  проблему комплексно.

В связи с появлением в последнее время как в зарубежной, так и в отечественной литературе серьезных философских работ, развивающих традиционные подходы, а также раскрывающих новые, ранее неисследованные аспекты проблемы сознания, хотелось бы выделить один из современных подходов к исследованию данного феномена – когнитивный подход.

Когнитивный подход к исследованию сознания, на котором настаивают современные философы, состоит в том, чтобы, исходя из рассмотрения самих когнитивных операций, выявить существующие связи (или указать на отсутствие этих связей) в границах сознания, понимаемого как биологическая система. При этом стоит обратить внимание на развитие или, напротив, на сохранение традиционных философских взглядов в описании природы, структуры и эволюции сознания.

Например, обращая внимание на тесную связь между физическим состоянием человеческого организма и психическими процессами, современный философ уже не может ограничивать свои наблюдения над проявлениями деятельности сознания единственным выводом о существовании связи между двумя мирами – природного и духовного, материального и идеального, телесного и духовного, физического и психического.[7] Напротив, изначально философская по своему происхождению идея тождества физического и психического (идея единой сущности души и тела) со временем трансформируется в целую физикалистскую концепцию, для которой идея тождества физического и психического предстает в виде концептуальной гипотезы, основанной на использовании метода редукции, в том числе в построении моделей человеческой психики.

Со своей стороны современная эпистемология признает тот факт, что существует тесная связь (и определенная зависимость) между конкретными состояниями сознания и соответствующим состоянием всей когнитивной системы человека.

Рассуждая о значении идеи тождества физического и психического в обосновании современной концепции сознания и определяя ее место в современной эпистемологии, И.П.Меркулов пишет: «Ее истоки восходят к хорошо известной идее, выдвинутой в свое время одним из пионеров экспериментальной психологии В.Вундтом, согласно которой каждое психическое явление имеет свое физиологическое измерение.[8] Отображение этой идеи можно рассмотреть на примерах таких явлений как, покраснения, испарины, изменения сердечного ритма, дыхания и т. д., связанными с переживаниями и сильными эмоциями. Парадоксально, но факт: опираясь на эту гипотезу, были получены очень точные данные о физических эффектах сильных эмоций, о локализации зон мозга, связанных с некоторыми когнитивными способностями, с когнитивными типами мышления, о связи между функционированием мозга и некоторых желез (например, щитовидной железы) и т.д.  Как мы могли заметить, здесь идея материального единства мира уже не представляется актуальной или нуждающейся в дополнительных аргументах для обоснования последней, в том числе и применительно к концепции сознания. В этом смысле психологи рассматривают сознание не с точки зрения его материальной природы, например, как социоприродный объект или феномен, но, провозглашая принцип единства сознания и деятельности, приходят к убеждению, что сознание является результатом развития человека. Сознание, согласно наблюдениям и выводам психологов, формирует внутренний план деятельности, его программу. Сознание помогает улучшить ориентацию в отношении среды и повысить саморегуляцию. Поэтому именно сознание позволяет быть свободным и принимать решения, несмотря на инстинкты и побуждения, наследственные черты и окружающее влияние.

 

 

§ 1.2. Взгляды философов о бессознательном в человеке.

Одним из больших вопросов, история которых особенно тесно связана с  борьбой мнений,  является  вопрос  о  бессознательном.

        В философии «бессознательное» – в наиболее распространенных значениях употребляется как: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека. [9]

Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе[10].

Августин анализировал бессознательное в "Исповеди", где он сравнивает сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное (22).

Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психологические процессы.

Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком реальности внутри и вне себя. В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления – малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе.

Бессознательными бывают врожденные идеи, приобретенные и вытесненные из сознания идеи, так называемые малые переживания, которые не осознаются из-за своей незначительности. Он пытался "восполнить пробел, когда сознание не подтверждает факта существования психики в субъекте"

Информация о работе Бессознательное