Бессознательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:55, доклад

Описание работы

Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их значение в деятельности человека.
Задачами являются:
1) Рассмотрение проблемы и основных концепций сознания и бессознательного в истории философии;
2) Изучение сущности сознательного и бессознательного в психике человека, их структуры и характеристик;

Содержание

Введение
Глава 1. «Проблема сознания в истории философии».
§ 1.1. Основные концепции происхождения и сущности сознания.
§ 1.2. Взгляды философов о бессознательном в человеке.
Глава 2. «Сущность сознательного и бессознательного в психике человека»
§ 2.1. Структура сознания, его психологические характеристики.
§ 2.2. Структура и основные характеристики бессознательного.
Глава 3. «Роль сознательного и бессознательного в деятельности человека»
§ 3.1. Классификация бессознательных и сознательных процессов в структуре деятельности.
§ 3.2. Диалектика сознательного и бессознательного.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Устойчивая ориентация к объекту сохраняется, поскольку ожидания оправдываются.

а) человек, очевидно, перестал бы остерегаться волка, если бы при каждой встрече с ним, волк, ласково вилял хвостом у его ног.

б) если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его поступки вызывают подозрение.

6. Воображение: психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

Главная функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, предвосхищении того, чего еще не существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач.

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукта научной, технической и художественной деятельности. Оно является одним из психологических факторов, объединяющих науку и искусство, теоретическое и эстетическое познание.

7. Интуиция: способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляется в развернутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко человек схватывает мыслью сложную ситуацию (например, во время восприятия сражения, при определении диагноза, при установлении виновности или невиновности обвиняемого и т.п.).

Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое.

Таким образом, бессознательное – не просто нечто "закрытое" для самосознания субъекта. Оно свободно от устоявшихся шаблонов, более гибко в направлениях своего движения, в способах образования ассоциативных связей.

Структурные элементы бессознательного связаны как между собой, так и с сознанием и действием. Они оказывают влияние на них и в свою очередь

испытывают их влияние на себе.

Подводя итоги и делая выводы можно определить основные общие положения для дальнейшего развития теории бессознательного: бессознательное есть реальный психологический феномен; психологическую структуру поведения человека нельзя понять, отвлекаясь от фактов бессознательного; при построении научной теории бессознательного необходимо использовать данные концепции психологический установки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. «Роль сознательного и бессознательного в деятельности человека».

§ 3.1. Классификация бессознательных и сознательных процессов в структуре деятельности.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

Как мы уже могли заметить, сознание – это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей жизнь и поступки людей.

В школе А.Н.Леонтьева предлагались возможные классификации бессознательных процессов и явлений в психологии. Наиболее строгим критериям соответствует классификация, разработанная А. Г. Асмоловым, которая опирается на учение о структуре деятельности. [20] Разные группы бессознательных явлений занимают различное место в этой структуре. Как уже говорилось, сознание человека имеет множество разных свойств и признаков, однако одним из главных признаков, отличающих сознательное явление от бессознательного, является то, что субъект отдает себе отчет в его наличии во внутреннем мире.  Эти характеристики бессознательного станут более понятными, когда мы обратимся к предложенной А. Г. Асмоловым классификации бессознательных (неосознаваемых) процессов по их месту в структуре деятельности.

1. В первую группу попадают надындивидуальные подсознательные явления, которые описывались разными авторами как «врожденные идеи» (Р.Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К.Г.Юнг)2, «коллективные представления» (Э.Дюркгейм) и т.п. С точки зрения школы А.Н.Леонтьева, эти явления представляют собой прижизненно усвоенные индивидом (как членом той или иной социальной общности) образцы поведения и способы познания, характерные для этой общности. Таким образом, надындивидуальные надсознательные явления, присутствуя в психике субъекта, имеют социокультурное происхождение. Несмотря на то что их влияние на деятельность субъекта не осознается и не контролируется последним, они играют огромную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта. Формой, в которой эти образцы существуют объективно, выступает, по мнению А. Г. Асмолова, «система значений» (как мы помним, они могут быть словесными, предметными, операциональными, ролевыми).

2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности). Данные бессознательные явления побуждают человека к деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека, меняют пространственные и временные характеристики образов того или иного объекта или ситуации и др.

3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Возникают, развиваются и стабилизируются в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических и др.) и выполняют функции обеспечения успешного достижения целей при повторяющихся условиях действия, аккумулируют прошлый опыт поведения субъекта в подобных ситуациях, переработку информации на разных уровнях и одновременное выполнение множества мелких действий и движений без обязательного контроля сознания. Эти бессознательные регуляторы, обеспечивающие автоматическое выполнение осуществляемых действий (операций), часто называются автоматизмами.

4. Неосознаваемые резервы органов чувств. Речь идет о восприятии человеком не осознаваемых им в обычных условиях подпороговых (слабых) раздражителей, которые тем не менее влияют на его ориентировочную деятельность в мире, обеспечивая «преднастройку» на лучшее восприятие ситуации. Физиолог Г. В. Гершуни предложил называть совокупность подобного рода раздражителей «субсенсорным диапазоном (субсенсорной областью)». То, что субъект, не осознавая подобный раздражитель, реагирует на него, можно установить по объективно наблюдаемой реакции (например, по расширению или сужению зрачка).

В зависимости от роли основных компонентов сознания в регулировании  человеческой деятельности в его структуре можно вычленить сферы: когнитивную, эмоциональную и мотивационно –волевую.

Когнитивную сферу сознания составляют познавательные особенности субъекта, процесс познания и результат познавательной деятельности. Они образуют «левую половинку» нашего сознания, ориентированную, в первую очередь, на внешний предметный мир, и ее главной целью является адекватное отражение мира.

Эмоциональная сфера выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе. Она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость). Эмоции — это отражение объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к нему. В эмоциях объект не противостоит субъекту, а переживается как единое целое с субъектом, удовлетворяя его потребности. При сильных переживаниях сознание вообще отключается.

Мотивационно-волевая (или ценностно-смысловая) сфера «ответственна» за формирование мотивов, интересов, духовных идеалов личности в единстве со способностью достигать цель. Волевые действия, побуждая или тормозя активность субъекта, проявляются в ситуациях выбора мотивов и целей. В этой сфере формируется и развивается не истина как форма согласования сознания, мысли и предметной действительности, а ценности красоты, справедливости, добра, долга как форма согласования действительности с нашими идеалами, целями, убеждениями.

Волевая и эмоциональная сфера образуют «правую половинку» сознания, в  которой предметом познания выступает сам субъект и продукты его творческой самореализации в многообразных формах духовной культуры общества. Внешне познавательная сфера сознания представлена здесь в снятом виде, редуцирована и подчинена эмоционально-волевой компоненте.[21]

Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.

Итак, в разных сферах практической, познавательной и коммуникативной  деятельности субъекта с необходимой полнотой обнаруживается роль каждого компонента сознания, которые без воздействия и участия друг друга не функционируют.

Таковы некоторые из возможных классификаций бессознательных и сознательных процессов в структуре деятельности человека.  Что бы понять роль сознательного и бессознательного в человеческой деятельности необходимо рассмотреть данные процессы в их взаимосвязи.

 

 

§ 3.2.  Диалектика сознательного и бессознательного.

Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего личного бытия. Н.С. Юлина отмечает: «Несмотря на призрачность, феномен сознания продолжает завораживать, побуждая философов искать новые ключи к его разгадке»[22].

«Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным»[23]. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов. Представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления — здесь, прежде всего, приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное, мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. [24]  Бессознательное и сознательное составляют относительно самостоятельные части единой психической реальности. Они противоречивы и между ними часты конфликты: осознанные интересы часто противостоят сиюминутным, импульсивным желаниям и потребностям. Но они и взаимосвязаны, способны достигать гармонии. В бессознательном, заключены богатые возможности творческого развития субъекта. И хотя социальное поведение людей определяется сознанием, но оно не исчерпывает всех поведенческих актов. Остается место и для бессознательного. Так, нравственные отношения вырабатывают формы поведения и оценки, которые, будучи много раз повторенными, начинают функционировать неосознанно. Подобная моральная регуляция освобождает человека от внешнего и внутреннего принуждения. Его действия становятся естественными и непринужденными и определяются не только чувством долга, но и сознательно воспитанными склонностями.  Сознание и бессознательное одновременно участвуют в регуляции практически любого поведенческого акта. Мы только что выяснили, что их соотношение друг с другом является не статичным, а динамичным, не постоянным, но изменчивым. Поскольку сознательное и бессознательное представляют собой разные уровни психической регуляции одной и той же деятельности, то ее контроль время от времени может переходит с одного уровня на другой, то есть становиться то сознательным, то бессознательным.

Сознание — это более высокий уровень регуляции, а бессознательное — более низкий уровень регуляции. Следовательно, регуляция деятельности начинает осуществляться на уровне сознания, когда перед человеком в этой деятельности возникают новые и более сложные задачи. Если деятельность протекает гладко, без проблем, то вполне достаточно бессознательного уровня ее контроля. Когда та или иная деятельность только еще осваивается человеком, то в ее регуляции преобладает сознательный контроль. Когда деятельность уже освоена человеком настолько, что может выполняться быстро, экономно, легко, точно и автоматически, то в ней преобладает бессознательный контроль. Это общее правило динамического соотношения сознательного и бессознательного регулирования любой деятельности человека. Но даже когда деятельность уже полностью сформировалась, управление ею производится на нескольких уровнях регуляции, имеющих различное отношение к сознанию и бессознательному. Отечественный физиолог Н. А. Бернштейн показал, что многоуровневая регуляция характерна даже для такой сравнительно простой деятельности, выполняемой с минимальным участием психики, какой являются движения человека. Изучая структуру внутреннего управления произвольными движениями, осуществляемыми человеком, он выделил четыре уровня такой регуляции, причем два из них, которые являются высшими, включают в себя также элементы психики. В тех случаях, когда деятельность человека особенно сложная и, кроме того, изменчивая и протекает в различных условиях, в ней, несомненно, преобладает сознательный контроль. Если деятельность не очень сложная, стабильная по своему характеру и привычная для человека, то в ее регуляции, скорее всего, значительна доля бессознательного.

Информация о работе Бессознательное