Биография и философия Эмпедокла и Анаксагора

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:19, доклад

Описание работы

Яркий представитель сицилийской культуры V в. Он является одновременно политическим деятелем-демократом, ритором, поэтом, врачем-философом, теософом и чудотворцем, притязающим на сверхчеловеческие знания и сверхчеловеческие почести.

Работа содержит 1 файл

Эмпедокл и Анаксагор.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

ЭМПЕДОКЛ  АГРИГЕНТСКИЙ

 ок. 490 – ок. 432 до н. э.

 

  Яркий представитель сицилийской культуры V в. Он является одновременно политическим деятелем-демократом, ритором, поэтом, врачем-философом, теософом и чудотворцем, притязающим на сверхчеловеческие знания и сверхчеловеческие почести.

  Эмпедокл происходил из знатной семьи. По-видимому отец его, Метон, был противником тирании, господствовавшей в это время; таким является и сам Эмпедокл.

  После восстановления аристократического строя возглавлял демократическую партию, за что был изгнан в Пеллопонессу.

  Был поэтом, его известные поэмы «О природе» и «Очищение». Признан Аристотелем как создатель риторики, т.к. в поэмах Эмпедокла можно видеть систематическое употребление многих риторических фигур и ухищрений.

  Также Эмпедокл признан знаменитым врачом, которого признавали в древности одним из основателей италийской школы врачей. В медицине Эмпедокл находился отчасти благодаря Алкмеону Кротонскому, как по отдельным вопросам эмбриологии и физиологии, так и в общем взгляде на природу организма: Алкмеон считает, что здоровье зависит от "равноправия", т. е. равновесия и согласия изначального множества элементов, входящих в состав организма, тогда как болезнь вызывается "монархией" какого-либо одного из них. Однако, и в медицине Эмпедокл шел своим путем, имел последователей и оказал влияние на позднейшие медицинские теории. Судя по рассказам, где он обращается в целителя-чудотворца, его врачебная слава была велика; по-видимому, и сам он об этом свидетельствует и во всяком случае высоко ценит свои медицинские познания, соединяя их со своим общим учением о природе.

  Как философ,  стремившийся примирить различные  философские и научный тенденции  своего времени, он оставил  по себе памятник в поэме  "О природе"; как практический мистик и теософ, он выступает в другой поэме, "Очищения", по всей вероятности написанной после первой. Обе уцелели лишь в отрывках – всего 450 стихов, которые были неоднократно изданы. В "Очищениях" Эмпедокл описывает свое появление, как явление какого-то бессмертного божества; увенчанный повязками и венками из цветов, он шествует, окруженный последователями, и принимает поклонение, которое ему всюду воздается. Тысячи идут за ним, ища получить от него пользу: одни ждут оракула, другие – целительного слова от разнообразных недугов. "Однако, что мне об этом распространяться, будто я делаю нечто великое, - замечает он, - ведь я же выше этих людей, обреченных на множество гибелей". В общем, путь спасения, которому учит Эмпедокл, есть пифагорейский. Он проповедует душепереселение; предписывает воздержание от мясной пищи и кровавых жертв, в которых видит убийство ближних; допускает только растительную пищу, за исключением бобов, запрещенных пифагорейскими правилами, хотя такое вегетарианство трудно обосновать его учением о душепереселении, так как он признает, что наша душа переселяется не только в тела животных, но и в тела растений: он помнит, что он сам был уже однажды

"юношей, девой,  кустом, птицей и рыбой безгласной". Он говорит о былом

блаженстве золотого века, о превосходстве человеческой природы до

грехопадения  и о сверхчувственности божества, которое он, подобно

Ксенофану, определяет как не имеющее человеческих органов  и

человеческого образа, как "священный и неизреченный дух".

Ритуально-очистительные  таинства или средства Эмпедокл нам неизвестны. Что он

принадлежал к  пифагорейской секте - это явствует из вышесказанного, а

также и из того преимущественного значения, какое  имел в его проповеди

Аполлон - главное  божество пифагорейского очистительного культа.

Эмпедокл был  учеником Парменида, также принадлежавшего  к пифагорейскому союзу.

Основу учения Эмпедокла составляет концепция  о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Зевс, Аид, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие Боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.

Эмпедокл отвергает  мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством  смешения и соединения стихий в определенных пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли  и четырёх частей огня.

Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы —  Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» — свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос — шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделенными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса — однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было следующие фазы : 1) акосмическая — господство и победа Любви (Сфайрос); 2)космическая — переход от Любви к Ненависти или 1) акосмическая — господство и победа Ненависти; 2)космическая — переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в последнюю фазу.

Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к  следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы — «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.

Мировой процесс  и состоит из этих повторяющихся  циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают  и не уничтожаются, они вечны.

В своей философии  Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но в то время, когда жил  Эмпедокл, они не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету  требуется определённое время для  своего распространения, тоесть скорость света является очень большой, но все же конечной величиной. Даже Аристотель в IV в. до н. э. считал это мнение ошибочным. Эмпедокл, подобно элеатам, признавал закон сохранения — из ничего не происходит ничего. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора. Подобно Анаксимандру, считал, что живое произошло от неживого, но отличие заключалось том, что в начале произошли части тела и органы, далее, по мере усиления Любви в мире, они произвольным образом соединялись, в результате чего появлялись двухголовые, четырехрукие и т. п. Наиболее приспособленные организмы выжили, в этом и прослеживался некий целесообразный план. Эмпедоклу принадлежит и ряд замечательных мыслей в области медицины. Так, он полагал, что невозможно овладеть врачеванием, если не знать, не исследовать человека.

В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает  глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Познание осуществляется следующим образом: подобное постигается подобным. Например органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Или космическая Любовь познается подобно человеческой любви.

Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые  проникают «истечения» от воспринимаемого  объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит.

Теория ощущений Эмпедокла оказала большое влияние  на последующую древнегреческую  мысль — Платона, Аристотеля, атомистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АНАКСАГОР КЛАЗОМЕНСКИЙ

ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.

 

  Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской

философской школы. Родился в городе Клазоменах - небольшом, но в то время процветавшем приморском городке малоазийской Ионии. Отец Анаксагора, Гегесибул, был зажиточным человеком, оставившим после своей смерти значительное состояние. Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробудился страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности. Поэтому он вскоре уступил полученное им в наследство имущество ближайшим родственникам, а сам покинул Клазомены и отправился странствовать. Возможно, он не совершил то, что совершил Демокрит, не побывал в странах Ближнего Востока, но в какое-то время оказался в Афинах и там обосновался. Афины, бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупного философа.

  Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином, таким образом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих мыслителей, и в первую очередь, конечно, Платона и Аристотеля.

  Несмотря на то что, он был иноземцем, не обладавший правами  афинских граждан, Анаксагор не мог принимать участия в политической и общественной жизни Афин, и вскоре занял заметное положение в духовной элите города, чему несомненно способствовала его дружба с вождем демократической партии Периклом, в дальнейшем ставшимся фактическим правителем афинской республики.

  К концу 30-х годов V века до н э , когда положение Перикла в качестве главы

государства стало  менее прочным, его политические противники возбудили судебные преследования  лиц, которые были к нему близки. Обвинительные формулировки в каждом случае были различны, но они были направлены на подрыв авторитета Перикла, еще пользовавшегося большой популярностью среди афинского населения. Анаксагор обвиняется в безбожии и в распространении учений о небесных светилах, противоречивших традиционным религиозным представлениям. Философу грозит смертный приговор, но при содействии Перикла он тайно покидает Афины. Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке - богатом торговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428 году до н э . окруженный почетом и уважением лампсакских граждан. В течение длительного времени после смерти философа лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

  Интерес  к науке, пробудился у него  еще в ранней молодости Живя  в Клазоменах, расположенных недалеко от Милета, Анаксагор мог без труда разыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Анаксимена, оказавшие, судя по всему, громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения. Не случайно позднейшие доксографы называют Анаксагора учеником Анаксимена. Непосредственно слушать Анаксимена Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи мальчиком: последний великий представитель милетской школы умер, по-видимому, еще до рождения Анаксагора, но его идеи оказали влияние на молодого клазомен-ца. Прежде всего это касается учения о происхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто целое. Об Анаксагоре рассказывают, что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями с вершины мыса Миман-та, находившегося по соседству с Клазоменами. Можно предполагать, что это не были точные астрономические наблюдения за восходом и заходом светил, движениями планет и т. д. Астрономом в строгом смысле слова Анаксагор никогда не был, и его астрономические познания даже в поздний период его деятельности оставались весьма примитивными. В этом отношении Анаксагор уступал современным ему пифагорейцам, не говоря уже о вавилонских астрономах, владевших совершенной методикой астрономических наблюдений. Отношение Анаксагора к ночному небесному своду имело, скорее, эстетический характер. Согласно преданию, когда Анаксагора спросили, ради чего лучше родиться, чем не родиться, он ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса". Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие  философы, ставил вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые он называл гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим.

Отдельные вещи состоят из отдельных семян Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все". Семена, из

которых состоят  вещи, понимались Анаксагором как  инертные неподвижные частицы.

Информация о работе Биография и философия Эмпедокла и Анаксагора