Биография и философия Эмпедокла и Анаксагора

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:19, доклад

Описание работы

Яркий представитель сицилийской культуры V в. Он является одновременно политическим деятелем-демократом, ритором, поэтом, врачем-философом, теософом и чудотворцем, притязающим на сверхчеловеческие знания и сверхчеловеческие почести.

Работа содержит 1 файл

Эмпедокл и Анаксагор.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

  Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум . В истории философии были попытки

(например, Платон) интерпретировать ум Анаксагора  как духовное начало, однако 

на самом деле ум понимается Анаксагором и как духовная, и как материальная

механическая  сила. Она определяет порядок в  мире. Ум Анаксагора выступает как 

причина или  основа мировой упорядоченности.

  В области  познания Анаксагор считал, что  главная роль принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам

не достает  надежности, истинности, их показания  требуют исправления. Более того, он придавал особое значение уму в  процессе познания, считая, что семена, из

которых состоят  вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их

существовании посредством ума, они постигаются  только умом.

С космологическими воззрениями Анаксагора связано  одно событие, дата которого

известна более  или менее точно. Это падение  большого метеорита в 467-466 годах

до н. э. вблизи устья реки Эгоспотамы (на северном побережье Эгейского моря).

  Древние авторы единодушно утверждали, что Анаксагор предсказал падение

метеорита, причем они усматривали в этом предсказании проявление величайшей

мудрости философа. Разумеется, ни о каком предсказании в строгом смысле слова не могло быть и речи. Ближе всего к истине был, по-видимому, Плутарх, который писал об этом так: "Говорят также, будто Анаксагор предсказал, что если находящиеся на небе тела подвергнутся какому-либо колебанию или сотрясению, то одно из них может сорваться и упасть...". Из слов Плутарха следует, что Анаксагор не предсказал падение данного конкретного метеорита, а обосновал возможность таких явлений. Падение метеорита

в 467-466 годах до н. э. казалось блестящим подтверждением его концепции

небесных тел  как раскаленных каменных глыб, удерживаемых в высоте силой 

круговращательного  движения. Эта концепция была развита  им еще до указанной даты - отсюда и видимость предсказания. Представляется вероятным, что Анаксагор совершил поездку к месту падения метеорита и сам осмотрел его. Мы не знаем, жил ли он уже в это время постоянно в Афинах или это был период его странствий по городам Греции. Свидетельства, указывающие, что он прожил в Афинах около тридцати лет, говорят скорее в пользу второй возможности. А если это так, то в Афины он прибыл как человек, уже прославившийся своей мудростью и ученостью.Физическая теория Анаксагора, ставшая предметом особого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой - современных исследователей античной философии была

разработана, по-видимому, в более поздний период жизни  философа. Как и 

аналогичные концепции  других современных Анаксагору мыслителей - Левкиппа и 

Эмпедокла, она  испытала мощное воздействие идей Парменида. Мы не знаем,

встречался ли когда-либо сам Анаксагор с Парменидом (это могло произойти во

время известного посещения Парменидом и Зеноном  Афин в середине V века до н. э., о котором  сообщается в нескольких платоновских диалогах), или же он был знаком со взглядами элейского мудреца лишь по его поэме, приобретшей к тому времени широкую известность. Во всяком случае в дошедших до нас фрагментах сочинения Анаксагора мы явно ощущаем отзвуки парменидовских (а может быть, также и зеноновских) формулировок Более спорным является вопрос, был ли знаком Анаксагор с учением об элементах Эмпедокла и с атомистикой Левкиппа. Категорически отрицать ни ту ни другую возможность мы не имеем права, поскольку свое сочинение, в котором были изложены итоги его научно-философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на склоне лет. Ведь нельзя считать случайным указание Аристотеля, что Анаксагор был "по возрасту раньше Эмпедокла, а по делам своим позже

него". Вполне возможно, что именно появление и быстрое распространение этого

сочинения послужило  формальным предлогом к обвинению  Анаксагора в безбожии

Этот труд Анаксагора был также и единственным, в  этом отношении Анаксагор не

отличался от большинства  философов-досократиков Сообщения  о том, что у 

Анаксагора были еще и другие сочинения, совершенно недостоверны Римский ученый

Витрувий, автор  знаменитого трактата "Об архитектуре", указывает, между прочим, что Анаксагор, так же как и Демокрит, писал  что-то по вопросу театральной перспективы, однако это были, по-видимому, не научные сочинения, а лишь краткие инструкции для художников-декораторов Плутарх сообщает, что, находясь в тюрьме, Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга Это была модная тогда проблема, над решением которой трудились софисты Гиппий и Антифонт, математик Гиппократ Хиосский и др. Но что касается Анаксагора, то нет никаких свидетельств о том, что эти его занятия привели к каким-либо результатамСочинение Анаксагора было написано простои и ясной прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и других позднейших ученых И в этом отношении Анаксагор следовал своему милетскому предшественнику Сочинение Анаксагора состояло, по-видимому, из нескольких книг в первой из них была изложена космогоническая концепция и формулировались общие принципы его теории материи, а последующие книги были посвящены конкретным вопросам космологии, метеорологии, физической географии, биологии (в частности, эмбриологии), психологии (в частности, проблеме ощущений) и т д Мы не знаем, содержались ли в книгах Анаксагора какие-

либо суждения исторического или социологического характера, позднейшие источники хранят по этому поводу полное молчание Но и без этого сочинение Анаксагора охватывало всю совокупность тогдашних  знаний "о природе"

До нас дошло  около двадцати фрагментов этого сочинения, большая часть которых

цитируется неоплатоником  Симпликием (VI век до н э ) в его  комментариях к 

"Физике" Аристотеля  Почти все эти фрагменты относятся  к первой книге, 

интересовавшей  Аристотеля в наибольшей степени. О популярности сочинения Анаксагора в Афинах в конце V века до н э свидетельствует Платон, ссылающийся на это сочинение в "Апологии Сократа", "Федоне" и "Кратиле", причем из слов Сократа в "Апологии" следует, что незнание этого сочинения считалось в то время признаком невежества Любопытно, что там же имеется место, рассматриваемое многими исследователями как указание на цену, которую платили тогда в Афинах за копию (вернее, за один свиток) сочинения Анаксагора.

Хорошо помнили  афиняне и самого Анаксагора, о  котором ходили

многочисленные  рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через многие века легенду Из этой легенды - при  всей недостоверности ее отдельных  деталей - вырисовывается цельный и, по-видимому, исторически верный образ  философа. Прежде всего легенда представляет Анаксагора как человека, целиком посвятившего себя науке, то есть как ученого-профессионала В Греции середины V века до н э это был новый тип человека Все предшественники Анаксагора, о жизни которых у нас имеются какие-либо сведения, - Фалес, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными вождями, но профессиональных ученых среди них не было

Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксаго ра

отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису Покинув Клазомены - город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор, насколько известно, никогда не хотел туда вернуться Как сообщает Диоген

Лаэртский, на вопрос "Неужели родина тебя нисколько не интересует9" - Анаксагор ответил, указав на небо "Помилуй бог1 Родина даже очень интересует меня". А согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, не желает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал "Совсем этого не нужно ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".

Вторая черта  Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам

Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что 

тем самым он обрел внутреннюю свободу, столь необходимую для философа,

посвятившего  себя поискам истины По свидетельству  Аристотеля, Анаксагор не

считал счастливыми  ни богача, ни властелина, говоря, что  он не удивился бы, если

бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом У нас нет сведений о частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт отличался скромностью и простотой В этом отношении Анаксагор полностью соответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный, "созерцатеаьный" образ жизни Кроме того, он был неизменно серьезен (по словам одного источника, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся) и, по-видимому, не отличался особой общительностью - свойство, объясняющее, почему, живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним не беседовал.

Еще одна черта  Анаксагора, отмечавшаяся древними авторами, - твердость духа в 

любых, даже самых  тяжелых для него обстоятельствах  Во многих источниках

сообщается о  словах Анаксагора, якобы сказанных  им при получении известия о

смерти сына "Я знал, что родил его смертным" Некоторые авторы говорят о смерти

сразу обоих  сыновей философа и о том, что  он сам хоронил их

Другой рассказ, характеризующий ту же черту Анаксагора, связан с судебным

преследованием, которому он подвергся в Афинах Узнав о вынесении ему смертного приговора, Анаксагор будто бы спокойно сказал "Природа давно присудила [к смерти] и меня, и их [судей]"

Как же случилось, что такой достойный и уважаемый  человек был осужден в Афинах - в городе, который к тому времени уже стал признанным центром греческой культуры.

Обвинение заключалось  в том, что взгляды Анаксагора действительно резко 

расходились с  господствовавшими в то время религиозными представлениями

Утверждения Анаксагора, что звезды - это раскаленные камни, оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце - огромная воспламенившаяся глыба, а Луна - тело, во многом подобное Земле и, может быть, обитаемое, не могли не вызывать возмущения

у ревнителей старых традиций и обычаев. Убеждение в  божественной сущности

небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой, да и вообще любой 

политеистической  религии. Анаксагор не отрекся публично от своих взглядов и вынужден был бежать из Афин. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Биография и философия Эмпедокла и Анаксагора