Биография и труды Августина Блаженного

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:19, реферат

Описание работы

Творческое наследие Августина включает 93 труда в 232 книгах, а также более 500 писем и проповедей. Полный свод всех произведений, приписываемых Августину, столь обширен, что еще в VI в. Исидор Севильский писал, что всякий, кто заявит, что он прочитал все работы Августина, должен быть немедленно объявлен лжецом. Произведения Августина охватывают практически все известные в его время жанры и стили.

Содержание

Введение 3
1 Из биографии Августина Блаженного… 5
2 Труд Августина "De civitate Dei" (О граде Божием) 8
Заключение 15
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Реферат. философия.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

     Каин, первый сын Адама и Евы, был  гражданином Земного Града и  родоначальником его первого  племени, которое из-за своих грехов было целиком уничтожено в результате потопа.

     После потопа, без сомнения, ключевым моментом в истории является разделение человечества на народы в результате вавилонского столпотворения. Августин говорит далее, что народ - это "собрание разумной толпы, объединенное согласным общением вещей, которые любит" (XIX, 24). Следовательно, чтобы судить народ, надо понять, что же он любит. Естественно, что есть только один народ божий - израильский. С этого момента у Августина появляется новое деление истории - история народа божьего, изложенная в библии, и история всех остальных народов. Их история - история Града Земного. И все же, рассуждая обо всех народах, которые были, нужно помнить, что "Бог одним заповедует одно, другим - другое в соответствии с условиями времени…" (Исп. III, 7). Поэтому, рассматривая правила и обычаи, нельзя судить по меркам одного народа (даже божьего) о праведности того или иного обычая. И это не потому, что правда бывает разная или меняется. Просто время, которым она управляет, протекает разно. Люди при своей кратковременной жизни не в состоянии сопоставить деяния жизни прежних веков и других народов в условиях, им неизвестных, с тем, что им известно. Поэтому о других временах, не изложенных в библии, человек может иметь лишь очень субъективное мнение, т.к. перенос условий Библии на другие народы не правомерен. Поэтому Августин всегда, говоря обо всех народах, говорит о "своем мнении".

     Все эти народы имеют свои блага на земле. Но многие желают либо того, что  невозможно, либо того, что доступно не всем. Поэтому Земной Град часто  разделяется "сам на себя", вступая  в ссоры, войны. Он добивается побед, несущих смерть, ибо каждый народ хочет быть победителем, сам находясь в плену у пороков.

     Если, победив, он делается более гордым, победа несет смерть духовную, а если он думает об общей судьбе человеческих дел и тревожится о возможных в будущем случайностях, то его победа сама смертна.

     Тем не менее, несправедливо говорить, что  блага, к которым стремится этот народ, не являются благом.

     Он  и сам в человеческом роде есть нечто лучшее. Он стремится к земному  миру для своих земных дел: этот мир он желает достигнуть войной, т.к. когда он победит. Не будет никого, кто оказывал бы сопротивление и настанет мир, у которого не было бы врагов, спорящих под гнетом нужды и бедности о тех вещах, которыми могли бы владеть вместе. Поэтому, если "побеждают те, кто боролся за справедливость", то кто будет сомневаться, что настал желанный мир? Это благо - дар божий. Но так как они пренебрегают высшими благами, относящимися к Граду Божьему, то неизбежно последуют новые несчастья, а бывшие прежде увеличатся.

     "Мир"  бывает нескольких родов. Мир  тела - упорядоченное расположение частей. Мир души неразумной - упорядоченное успокоение порывов. Мир души разумной - упорядоченная жизнь и благосостояние существа одушевленного. Мир человека смертного и Бога - упорядоченное в вере под вечным знаком повиновения. Мир града - упорядоченное и единодушное согласие граждан. Мир Небесного Града - самое упорядоченное и единодушное общение в наслаждении Богом и взаимно в Боге. Мир всего - спокойствие порядка, расположения равных и неравных вещей, дающего каждой ее место.

     Война - с какими бы намерениями она не велась - есть бедствие. Поэтому граждане Небесного Града должны подчиняться и не разрушать порядки стран, в которых они живут, если это не противоречит их вере (IX). Хотя здесь есть оправдание священной войны, но в XX книге, говоря о природе антихриста, Августин отмечает, что особая добродетель святых в их твердости, что они не опускаются до борьбы с дьяволом его же методами.

     Если  посмотреть на всю историю человеческую, то не найти никого, кто не захотел бы иметь мир. Те же, кто желали войны, желали победы, и, тем самым, славного мира, или же хотели устроить мир по-своему. Но высший мир - это главная черта Града Божьего, поэтому каждый, сам того не понимая, желал в конечном счете его. Поэтому конечная цель истории человеческой, как и, на самом деле, человека - именно высший мир.

     Но  получить возможность жить в нем  и понять всю его красоту можно  только поверив в Единого Истинного  Бога. И поэтому будут страдать в геенне огненной и души, а не только тела грешников, которые поймут это слишком поздно.

     Поэтому Бог и создал человечество, "ибо  наперед знал, что сделает он доброго  из его зла, собирая своей благодатью из смертного, заслуженного и правосудно осужденного рода многочисленный народ в восстановление и восполнение падшей части ангелов, дабы, таким образом, возлюбленный и горний Град тот не умалялся в числе своих граждан, а даже, может быть, еще и радовался возрастанию" (XXII, 1).

     Таким образом, шестнадцать веков отделяют нас от идей, сформулированных Аврелием Августином. Шестнадцать веков - время более чем достаточное для оценки тех или иных сочинений. В то время, когда "на сцене" появляется Августин, христианская литература была уже весьма богата именами (хотя бы Ориген, Арий, Тертуллиан, Иероним, Амвросий Медиоланский и др.). Не все они были признаны как Отцы церкви, но и Августин был не просто одним из Отцов. По мнению христианской традиции, он - величайший теолог тысячелетия, только ему удалось создать целостную и завершенную картину мироздания. Картину до такой степени законченную, что на протяжении восьми с половиной веков латинский Запад не смог создать что-либо подобное. До сер. XIII в. он был одним из авторитетов, на который ориентировался любой заметный мыслитель христианского Запада. Не избежал этого влияния и Фома Аквинский, единственный мощный "конкурент" Августина.

     Аврелий Августин создал первую философскую  концепцию истории, основные черты  которой можно свести к следующему:

  • Творцом всего сущего является Бог.
  • Мир, сотворенный Им, является первым и единственным. План его создания, развития и конца всегда был известен Богу.
  • Мир развивается линейно, в строгом соответствии с планом Бога, по законам, людям неизвестным. Единственным источником знаний о этих законах может служить Библия.
  • Цель истории человечества - совершенствование добра и увеличение числа граждан Града Божьего.
  • История человечества - процесс совершенствования будущих граждан Града Божьего и определения недостойных его.
  • Цель истории осуществится в момент гибели человечества и его мира - в момент появления Божьего Града, в день Страшного суда.

     Но  сочинения Августина это - не только богословие. Его труды - исповедь живой трепещущей души, которая напоминает о наших собственных переживаниях, мыслях, исканиях и, на мой взгляд, это - самое главное. Они становятся ценней из-за того, что в них есть много открытых вопросов и противоречий, которые заставляют начать поиск того, о чем ранее не задумывался.

Заключение

     Августин  Блаженный Аврелий (354-430) - один из идеологов христианской церкви и западной патристики. Родился в африканском городе Тагаст. В 30 лет он покинул Африку и переехал в Рим. До принятия христианства (387) был близок к движению манихеев, затем увлекся скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. В 396 г. был избран епископом Гиппона (Северная Африка) и на этом посту продолжал оставаться до конца жизни. В этот период написал фундаментальные труды по христианской догматике, теологии истории, политической теологии, автобиографическую “Исповедь”.

     В истории западного христианства V век представляет собой центральный  интерес, потому что в эпоху крушения Западной римской империи впервые  ясно проявился облик средневековой  латинской теократии, были сформулированы основные принципы, определившие ее отличие от христианства восточного.

     В настоящей работе мы ознакомились с работой Августина Блаженного “О граде Божием” (413 - 426). Христианская политическая теология Августина построена па специфических противопоставлениях: “Бог - мир”, “государство Божье - государство земное”, “справедливость - деспотизм”, “свобода - принуждение” и т.п. - и в ее основе лежит концепция “государства Божьего”. Согласно Августину, человеческий род, живущий во все времена, можно разделить на два разряда: живущих по человеку и живущих по Богу.

     Эти разряды мы символически назвали двумя градами: т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергаться вечному наказанию с дьяволом. Августин также дает описание двух противоположных видов человеческой общности: “город земной” (т.е. государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к Богу,) и “град Божий” (т.е. духовная общность, которая основана “на любви к Богу, доведенной до презрения к себе”).

     Итак, мы находим в земном граде два  вида: один, представляющий самую действительность этого града, а другой служащий посредством  этой действительности для предызображения  небесного Града. Граждан земного  града рождает испорченная грехом природа, а граждан Града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а эти - сосудами милосердия?

     Суть  противопоставления “государства Божьего” и “государства земного” раскрывается у Августина через противоположность эмпирического (реального исторического государственного образования) и идеального, утраченного вследствие грехопадения человечества.

     В наиболее общем определении государство  выступает в виде согласного множества  людей, связанных общностью единых законов, а сущность государства раскрывается через наличие политического, т.е. властно-принудительного, управления обществом. Необходимость такого управления Августин обосновывает заповедью любви к ближнему.

       Государством может быть только  та общность, где среди сословий выделяется слой людей, которые отправляют политическую власть и возвышаются над подвластным плебсом, как душа над телом.

     Государство также рассматривается Августином как политическое сообщество, в котором  имеет место справедливое правление, восходящее к богоустановленному естественному порядку. Бог властвует в истории, поэтому она - стройное, разумное целое. Бог, расположивший все существующее в строгом порядке, предопределивший все мерою, числом и весом, не мог оставить неустроенными человеческие отношения, и никак не следует думать, чтобы законам “Его Предвидения” были чужды человеческие царства и их положения, владычество людей и их рабство. “Царства человеческие устраиваются вообще божественным провидением”, т.е. над естественным порядком человеческих взаимоотношений царит Божий промысел.

     Августин  понимает под назначением государства  не только деятельность, гарантирующую  материальные предпосылки человеческого  существования.

     Государство (христианское) способно гарантировать  и духовное благополучие сообщества. Церковь в таком государстве заботится о внутреннем, моральном воспитании индивида, а само государство выступает как “страж”, “регулятор” внешних правовых отношений и помимо цели земного порядка преследует и конечную цель, указанную христианским учением и заключающуюся в вечном блаженстве.

     Итак, этот небесный град, пока находится  в земном странствии, призывает граждан  из всех народов и набирает странствующее  общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного Бога.

     Такое понимание дало возможность впоследствии разграничить морально-религиозную  и политическую сферы, функции церкви и государства, что сыграло решающую роль в разграничении власти духовной и светской, т.е. римско-католической церкви (папства) и монарха.

     Таким образом, Августин оказал большое воздействие  на последующее развитие политических идей Западной Европы. Вплоть до XII в. политическая теология Августина господствовала в христианской мысли. Его учение повлияло на воззрения Фомы Аквинского. С новой силой оно проявлялось в эпоху Реформации в учениях Лютера и Кальвина. В какой-то мере он оказал влияние на взгляды Макиавелли, Гоббса, Руссо. В настоящее время на него ссылаются сторонники естественно-правовых концепций, а в неопротестантизме политико-философская доктрина может быть названа неоавгустиновской.

Библиографический список

  1. Августин  А. О граде Божием. М., 1994.
  2. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.
  3. Творения Блаженного Августина: В 8 ч. - Киев, 1901-1902.
  4. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие по курсу истории философии. - М.: Академический Проект, 2002. – 348с.
  5. История философии /Под ред. В.М. Мапельман, Е.М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 1997. – 464 с.
  6. История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья) / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000. – 480 с.
  7. Курбатов В.И. История философии. – Ростов: Феникс, 1997. – 448 с.
  8. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2000.– 800 с.
  9. Столяров А.А. Августин: Жизнь. Учение // Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.

Информация о работе Биография и труды Августина Блаженного