Биография Кагана Моисея Самойловича

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

Каган Моисей Самойлович родился 18 мая 1921 г. в г.Киеве. В 1938 — 1941 г. учился на романо-германском отделении филологического факультета Ленинградского гос. университета, после демобилизации в 1942 г сдал гос. экзамены. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт в составе Народного ополчения, был ранен в боях при обороне Ленинграда, после нескольких месяцев пребывания в госпиталях и признания Инвалидом войны работал политруком госпиталя в г. Перми.

Содержание

Биография Кагана Моисея Самойловича
Хронологические данные
Вклад в науку
Звания и награды
Публикации
Системный подход. Культура как система
Статический и динамический аспекты анализа
Системное отношение к системному подходу
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Системный подход в гуманитарной сфере (Каган М С).doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Биография Кагана Моисея Самойловича
    1. Хронологические данные
    2. Вклад в науку
    3. Звания и награды
    4. Публикации
  2. Системный подход. Культура как система
  3. Статический и динамический аспекты анализа
  4. Системное отношение к системному подходу
  5. Список литературы

 

    1. Биография Кагана Моисея Самойловича
 
    1. Каган Моисей Самойлович родился 18 мая 1921 г. в г.Киеве. В 1938 — 1941 г. учился на романо-германском отделении филологического факультета Ленинградского гос. университета, после демобилизации в 1942 г сдал гос. экзамены. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт в составе Народного ополчения, был ранен в боях при обороне Ленинграда, после нескольких месяцев пребывания в госпиталях и признания Инвалидом войны работал политруком госпиталя в г. Перми. В 1944 г., вернувшись в Ленинград, стал аспирантом кафедры истории искусства исторического факультета Университета. С февраля 1946 г. начал читать студентам искусствоведческого отделения курсы теории искусства и эстетики. С тех пор и по настоящее время является преподавателем Ленинградского — Санкт-Петербургского университета, вначале исторического, затем философского факультетов. Основные сферы педагогической и научной деятельности — эстетика, теория деятельности, философия культуры, история мировой культуры.

    В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Французский реализм XVII века», охватившую его проявления в литературе, живописи, графике и теоретические обоснования в эстетике и философии. С 1960 г. — доцент, с 1968 г. профессор философского факультета, где в 1966 г. защитил докторскую диссертацию по учебному пособию «Лекции по марксистско-ленинской эстетике»; Основной учитель — И. И. Иоффе, разработавший в 20-30-е гг. методологию синтетического изучения искусств — предвестницу теории и истории художественной культуры.

    1. Вклад М. С. Кагана в науку выразился в разработке в 70-80-е гг. системного подхода, а в 90-е гг. синергетического подхода к изучению культуры и их применение в сфере гуманитарного знания. В начале 70-х гг. это было сделано в эстетике и теории человеческой деятельности, в 80-е гг. в теории общения, в 90-е гг. в философии культуры, в философской антропологии, в теории ценности, в методологии изучения истории мировой культуры и ее применении в исследовании закономерностей развития культуры человечества и истории культуры Петербурга. Исследований такого рода не было до сих пор ни в отечественной, ни в европейской науке; они оказали влияние на научную деятельность многочисленных учеников и коллег, работающих в ряде городов нашей страны и за рубежом. Об их оценке свидетельствует включение очерков о его деятельности в энциклопедические издания по философии и культурологии, целая глава с изложением его культурологической концепции в книге А. С. Кармина «Основы культурологии: Морфология культуры» (СПб., 1997) и присуждение в 1998 г. Анциферовской премии за монографию «Град Петров в истории русской культуры». О международном признании деятельности М. С. Кагана свидетельствуют переводы многих его книг и статей в Армении, Болгарии, Германии, Грузии, Венгрии, Канаде, Китае, Корее, на Кубе, в Франции, Японии, оригинальные работы, написанные для зарубежных издательств и журналов, приглашения для чтения лекций в высших учебных заведениях Гаванны, Гамбурга, Лейпцига, Пекина, Риги, Софии, Сеула, Хельсинки, Шанхая, выступления в 80-90-е гг. с докладами на международных конференциях в Париже, Вашингтоне, Тампере, Сеуле.

     К проблеме происхождения и истории интеллигенции  М. С. Каган вышел в ходе изучения истории культуры Петербурга; в посвященной этому монографии данной теме была посвящена специальная глава. В дальнейшем проблема русской интеллигенции рассматривалась им в ряде аспектов — в учебнике «История культуры Петербурга», в ряде статей и докладов на конференциях о воспитании интеллигенции в условиях перехода России от тоталитаризма к демократии.

    1.   Член нескольких творческих союзов (художников, кинематографистов, театральных деятелей), международных Ассоциации эстетики и Ассоциации художественных критиков. В 1994 г. избран вице-президентом Академии гуманитарных наук России. В 1996 г. присвоено звание Заслуженного деятеля науки РФ, в 1999г. награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего образования России». За участие в Великой Отечественной войне награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и рядом других.
    2. Общее число публикаций — более 600; библиографические указатели опубликованы в книгах: М. С. Каган. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи. СПб, 1991 и М. С. Каган. Искусствознание и художественная критика. Избр. статьи. СПб, 2000.

Основные  публикации:

  • Эстетическое учение Н. Г. Чернышевского. М.–Л., 1958
  • О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л., 1961.
  • Начала эстетики. М., 1964
  • Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972
  • Братья Антуан, Луи и Матье Ле Нэн. М., 1972.
  • Человеческая деятельность ( Опыт системного анализа ). М., 1974
  • Ладо Гудиашвили. Л., 1983
  • Социальные функции искусства. Л., 1978
  • Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.. 1988
  • Mensch — Kultur — Kunst. Systemanalytische Untersuchung. Hamburg, 1994
  • Art, Science and Technology in the Past, Present and Future // Leonardo, Vol. 27, No. 5.
  • Petersbourg, une ville nee des Lumieres. Dans: L’Homme des Lumieres. De Paris a Petersbourg. Actes du Colloque International ( Automne 1992 ). Napoli, 1995
  • Postmodernism as a Birth of a New Type of Culture. International Yearbook of Aesthetics. Vol. 1. 1996
  • Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996
  • Философия культуры. СПб., 1996
  • Системность и целостность. СПб., 1996
  • Философская теория ценности. СПб., 1997
  • Эстетика как философская наука. СПб., 1997
  • Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998
  • Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. СПб., 2000
  • Се человек: Рождение, жизнь и смерть в « волшебном зеркале « изобразительного искусства. СПб., 2000
  • К вопросу о соотношении симметрии и асимметрии как способов самоорганизации бытия // Языки науки — языки искусства. М., 2000
  • Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб., 2000
  • Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии, 2001, №.
  • Человек как проблема современной философии
  • И вновь о сущности человека
  • Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема
  • Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 9-14.
  • Проблема барокко в искусствознании и культурологии // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». Выпуск 17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  • Эстетика и синергетика // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.40-42
  • К истории изучения отношений этического и эстетического // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.70-72
  • Воображение как онтологическая категория // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11–13 апреля 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 3. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.71-74
  • Бытие и время в культурологическом контексте (не по М. Хайдеггеру) // Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.75-82
  • О перспективах развития эстетики как философской науки // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия “Symposium”, выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.4-5
  • Анекдот как феномен культуры. Вступительный доклад // Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.5-16
  • Анекдот как феномен культуры. Заключительное слово // Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.53-54
  • К вопросу об изучении взаимоотношения культур России и Грузии // «Россия и Грузия: диалог и родство культур» / Под ред.Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.137-141
  • Общее представление о культуре // Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. СолонинаЕ.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-14
  • К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) / Под ред.В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.104-110
  • Обращение к участникам Дней петербургской философии — 2005
 
 
 
 
  1. Системный подход. Культура как система

    Каган рассматривает  культуру как систему и применяет  к ней как объекту исследования системный подход. Этот подход заставляет его начать исследование культуры с рассмотрения ее как системы в составе другой, более широкой системы. В качестве такой более широкой системы у Кагана выступает бытие — бытие вообще, в философском смысле слова. Различая три основные формы бытия — бытие природы, бытие общества и бытие человека, он полагает, что культура в самом общем, философском плане представляет собою четвертую форму бытия, которая порождена деятельностью человека. Культура есть такая форма бытия, которая включает в себя: 1) «сверхприродные» качества человека, т. е. такие, которые не даны ему от природы, а формируются у него (на основе данных природой возможностей) в ходе общественной жизни; 2) многообразие предметов — материальных, духовных, художественных, — которые составляют «вторую природу», возникающую благодаря деятельности человека; 3) «сверхприродные» (в том же смысле, что и качества человека) способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности; 4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге. Человек у Кагана выступает, с одной стороны, как творец культуры, создающий в своей опредмечивающей деятельности ее предметное бытие, а с другой — как творение культуры, развивающееся благодаря распредмечивающей деятельности, которая позволяет ему овладевать культурой и участвовать в ее дальнейшем развитии. Своеобразие концепции Кагана выступает особенно ярко в его аналитическом очерке строения культуры. Он различает три сферы культуры — материальную, духовную и художественную (последняя отличается от первых тем, что представляет собой «духовно-материальную слитность»). В каждой сфере образуются специфические для нее «формы предметности», в которых воплощаются результаты человеческой деятельности. В первой — это «окультуренное» человеческое тело, техническая вещь, социальная организация. Во второй сфере — знание, ценность, проект. В третьей — художественный образ. Раскрывая содержание художественной деятельности, Каган дает оригинальную классификацию форм искусства и рисует общую морфологическую картину типов реализуемых в нем образных структур. Логика концепции петербургского философа с необходимостью приводит к выводу, что культура есть саморазвивающаяся система. Для описания закономерностей прогрессивного развития этой системы он использует принципы одного из новейших научных направлений — синергетики. Получающаяся при этом картина культурно-исторического процесса отличается как от той, которая представлялась приверженцам идеи однолинейного социокультурного прогресса общества, так и от той, которую рисовали сторонники полилинейной эволюции культуры, описывая множество разрозненных, рождающихся и умирающих цивилизаций. В предлагаемой Каганом модели исторического процесса на каждом этапе истории возникают различные возможности дальнейшей эволюции человеческого общества. Но только одна из этих возможностей — отвечающая «зову будущего» («аттрактору») — ведет к более высокой ступени общественного развития. Остальные заводят общество в эволюционные тупики. Таким образом, движение общества «вверх» по ступеням общественного прогресса достигается через шаги, делаемые им на каждом этапе в разных направлениях. Последовательность наиболее удачных, ведущих к «аттрактору», шагов образует главную магистраль общественного прогресса. Но эта магистраль не является однозначно заданной с самого начала истории объективными законами общественного развития, как полагал Маркс. Человечество создает эту магистраль — и создает только благодаря тому, что оно постоянно ведет поиск лучших путей развития. А здесь для него ценен как позитивный опыт (нахождение их), так и негативный (испытание тупиковых путей).

       Фундаментальный труд Кагана как бы подводит итоги  пройденного отечественной философией культуры к концу XX века пути. И вместе с тем он наталкивает на размышления о дальнейшем движении культурологической мысли. Обсуждение встающих здесь вопросов все больше привлекает внимание культурологов и выдвигается на первый план в их дискуссиях. 

  1. Статический и  динамический аспекты анализа

    Вариант системного подхода, развиваемый М.С. Каганом, подразумевает рассмотрение сложнодинамических систем осуществляется как в статике, так и в динамике. Статический (предметный) аспект анализа включает выделение компонентов системы и способа их связи (структуры). Динамический аспект также исследуется в двух плоскостях: функционирование (деятельность системы) и развитие (возникновение, становление, эволюционирование, разрушение). По мнению М.С. Кагана, адекватное представление о сложнодинамической системе возникает при сопряжении трех плоскостей ее анализа: предметной, функциональной (отождествляемой с функционированием) и исторической. Функционирование рассматривается в данном подходе с внешней и внутренней сторон. В историческом аспекте также выделяются две стороны: генетическая и прогностическая. Особенностью варианта М.С. Кагана является присущая ему исследовательская ориентация на установление целостной взаимосвязи выделенных плоскостей системного подхода. Выдвижение такой задачи в качестве самостоятельного аспекта категориального анализа представляет принципиально важный, конструктивный шаг к достижению интегрированности и действенности искомого аппарата. «Единственный эффективный путь решения этой задачи – подход к изучаемой системе как части некоей метасистемы, т. е. извне, из среды, в которую она вписана и в которой она функционирует – считает М.С. Каган. - Только так можно понять закономерности возникновения, существования и назначения данной системы… в обнимающей ее метасистеме. И лишь получив такое общее представление об интересующем нас системном объекте, мы вправе придвинуть к нему вплотную наш исследовательский объектив и начать рассматривать его крупным планом…». Идея Кагана о том, что начальным пунктом системного исследования должно быть выявление места, роли и связей объекта в объемлющей метасистеме является ценным обобщением опыта системной деятельности, которое необходимо учесть при формировании базового, интегрированного аппарата системного подхода. Однако предлагаемое метасистемное начало исследования, исходя «извне, из среды», является все же недостаточным для перехода к целостному рассмотрению объекта. Как показал В.П. Кузьмин, целостное, «системоцентрическое» видение объекта предполагает сопряжение как минимум трех масштабов его рассмотрения: а) со стороны объемлющих метасистем; б) в собственном масштабе и в) со стороны объемлемых подсистем [19]. Односторонность внешнего, «метасистемного» начала исследования означает, что предпринятая в варианте М.С. Кагана попытка вскрытия главного, стержневого отношения, определяющего логику отображения целостности объекта, все же не доведена до завершения. Многообразные характеристики понятия «система», рассматриваемые в данном варианте, также не приведены здесь к форме обобщающего интегрального конструкта, вскрывающего способ взаимодействия категориальных характеристик в познании и преобразовательной деятельности. Поэтому и данный вариант, являющийся значительной ступенью на пути к целостной, действенной концепции системного подхода, все же не в полной мере отвечает ее структурно-интегративным критериям. 
     

  1. Системное отношение к системному подходу

    М.С. Каган поставил вопрос о «системном отношении к системному подходу» (так называлась одна из его статей), т.е. попытался рассмотреть все его аспекты в рамках единого целого. Можно выделить три основных достоинства кагановской концепции. Первое уже названо, второе состоит в подчеркивании требования необходимости и достаточности как важнейшей характеристики системного подхода, третье — в практическом понимании центральной роли структурно-функционального аспекта.

    Любая сложная  система существует в статике  и динамике, а последняя предстает  как функционирование и развитие. Соответственно, делает вывод Каган, системный подход включает в себя предметный (изучение компонентов системы и связей между ними), функциональный и исторический аспекты. Конкретизация этих аспектов позволяет затем понять «систему системного подхода» как взаимодействие следующих видов анализа: компонентного, структурного, внутреннего и внешнего функционирования, генетического и прогностического. Тем самым удается преодолеть экспансию чисто структурной интерпретации и сделать несостоятельными и поныне порою встречающиеся утверждения о якобы принципиальной неисторичности системного подхода.

    М.С. Каган говорит о том, что, двигаясь от целого (системы) к частям, требуется осознать их как необходимые и достаточные для существования системы в целом. Когда такое требование сформулировано, то оно может выглядеть как само собой разумеющееся. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    5. Список литературы:

    1. Философы России ХIХ — ХХ столетий: Биографии, идеи, труды. Изд второе. М., стр. 237.
    2. Российская Еврейская Энциклопедия. Т. 1. М., 1994, стр. 524.
    3. Кармин А. С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997, глава: М. Каган: Культура как саморазвивающаяся система. С. 465–487
    4. Хрестоматия по культурологии. Том 2: Самосознание русской культуры. СПб., 2000, С.475—480
    5. Словарь по культурологии. СПб., 2000
    6. Философия. Культурология. Эстетика. Искусствознание. К 80-тилетию профессора М. С. Кагана. СПб., 2001.
    7. М.С. Каган и будущее нашей философии. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. В.Н. Сагатовский
    8. Каган М.С. О системном подходе к системному подходу // Философские науки. 1973. №6. – С. 34 – 42.
    9. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). - М.: Политиздат. 1974. - 328 с.
    10. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург.: "Петрополис",1996.-416с.
    11. Каган М.С. Системность и целостность. СПб., 1996

Информация о работе Биография Кагана Моисея Самойловича