Человек и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:06, контрольная работа

Описание работы

Философия создает предельно общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе социальных и природных связей, центр которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира, она разрабатывает общую методологию познания действительности, которая представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.
Этимологически диалектика (греч. dialektika - разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика - нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.

Содержание

Введение
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
Соотношение диалектики и метафизики.
Становление диалектики в истории философии. (Гераклит, Гегель, Маркс).
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.Першин Александр Александрович.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

По Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

 

Прежде всего отметим, что под  философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание  мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

У Гераклита исходным началом был огонь, который выступает в роли основы всякой связи и раздельности вещей. "Грядущий огонь все будет отделять и связывать", - говорил он.

В механическом материализме взаимосвязь понималась как меха- ническое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали Гольбах и Гельвеций.

В настоящее время ведутся работы над связью земных проявлений жизни  с космическими источниками энергии, изучается влияние астрономических факторов на различные циклы жизнедеятельности человека, животных и растений. Наука серьезно задумывается над взаимной связью самых различных явлений - жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Все в мире оказывается взаимосвязанным. Поэтому такие важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окружающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый, не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами. Думается, что для современного человека вопрос о взаимосвязи явлений природы и общества более актуален ,чем в предыдущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая глобальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный характер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого.

 

Заключение.

 

Особенности диалектики как миропонимания  и способа мышления были и остаются предметом пристального философского внимания, так как во-первых существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых надо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направлении классической немецкой философии в настоящее время приняли форму работы по созданию теории диалектики, как общей теории развития, логики и теории познания. Хотя и на сегодняшний день она остается незавершенной.

В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и "розовых очков", следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

 

 

Список литературы:

  1. Гегель Г.В.Ф.Соч. – М;Л.
  2. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. – 2-ое изд. – М.
  3. Ленин В.И.Полн.Собр.Соч. – 5-ое изд. – М.
  4. Большаков А. В., Грехнев В. С., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М. Общество “Знание” России, 1997.
  5. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М.. Галкина, МЭСИ, 2002.
  6. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987.
  7. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу "Введение в философию". М., 2000.

 

 

Тема 10.

Введение.

 

Важнейшей составной  частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира. Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, её познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.

 

Социальная структура  общества – группы, классы, слои.

 

Общество не представляет собой  простую сумму индивидов, в нем живут и действуют различные группы людей, т.е. социальные общности. Под социальными общностями принято понимать объективно сложившиеся целостные группы людей, которым присущи общие признаки. Это могут быть различные признаки - классовые, национальные,

Половозрастные, территориальные, профессиональные и др. Социальная общность может включать в себя несколько человек  и десятки миллионов, может быть кратковременной и продолжительной. Каждый человек  принадлежит к тем или иным социальным общностям. Совокупность различных, относительных устойчивых социальных общностей

людей, взаимодействующих  между собой, образуют социальную структуру общества, а отношения этих общностей – социальные отношения. К числу этих социальных общностей и групп относятся:

- социально-классовые общности людей(классы, слои, общественные прослойки, страты);

- социально-этнические общности(нации, народности и др.);

- социально-демографические общности(молодежь, женщины и др.);

- коллективы людей(производственные, профессиональные, политические и др.);

- семья.

 

. Каждому исторически определенному  способу производства соответствует  свой спицефический тип соц.сферы  общества: наличие определенных  классов и соц.групп (род, племя,  народность, нация, семья).

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин : классами называются большие группы людей, различающиеся  по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц.группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепленной в правовых нормах. Соц.структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц.группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц.группами общества всегда относительны и подвижны.

Социальная стратификация - это  выявления социальных групп, слоев  на основе определенных критериев, таких  как 1. характер собственности, 2. размер дохода, 3. объем власти, 4. престиж.

Социальная стратификация общества - это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях  в занимаемом положении и выполняемых  функциях. Эта теория описывает существующую систему неравенства в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг, т.е. дает функциональное описание социальной структуры.

По мнению Т. Парсонса, заложившего  теоретические основы анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам:  
1. первую образуют «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности;  
2. вторую образуют социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности;  
3. третью образуют так называемые обладания: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т. д.

 

Тенденции развития социальной структуры.

 

Социальная структура как совокупность различных объективно существующих общностей и групп и взаимоотношений  между ними по мере развития человеческого общества претерпевает качественные изменения. Несмотря на противоречивость данного процесса, в целом это проявляется во все более усиливающихся взаимоотношениях социального равенства и социальной справедливости между группами и общностями людей. Для примера достаточно сравнить хотя бы положение и отношения между рабами и рабовладельцами, феодалами и крестьянами, буржуазией и рабочим классом. Гуманизация, очеловечивание взаимоотношений между классами, группами и общностями людей, усиление социального равенства между ними в политической, а затем и в других сферах является глобальной тенденцией развития социальной структуры и человеческого общества в целом. Данная тенденция включает в себя как бы две составляющие, органично связанные между собой: интеграцию и дифференциацию. Социальная интеграция в широком смысле означает процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления, тенденцию (закономерность) к сплочению, объединению, выравниванию показателей социального и экономического развития стран и регионов, общественных классов, социальных групп и общностей в отличие от социальной дифференциации. Следует подчеркнуть, что процесс социальной интеграции в целом положительно сказывается на степени социальной защищенности населения. Социальная дифференциация противоположна интеграции. Степень социальной дифференциации оказывает влияние на положение и взаимоотношения, в частности, различных социальных групп, слоев, общностей, стабильность в обществе, определяет остроту социальных проблем и актуальность социальной защиты населения.

 
С этими тенденциями связан и  процесс, получивший название социальной мобильности, вертикальной или горизонтальной. Она означает изменение, социальное перемещение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя, группы, класса в другой («вверх» или «вниз») или в пределах одного и того же слоя, группы.

 
Взаимосвязь двух этих тенденций  проявляется, в частности, в том, что на определенных этапах (скажем, в условиях нормального или кризисного развития общества) преобладает одна из них. Это в полной мере относится и к современному состоянию российского общества.

 
В 1990-е гг. и начале XXI в. в России наблюдается противоположный (в  целом) процесс, характерный для советской эпохи. В результате принятых законов (приватизация, ваучеризация, купля-продажа недвижимого имущества, в том числе разрешенная продажа земли) возродился мощный частный сектор, класс предпринимателей, фермеров, банкиров, владеющих огромными денежными, производственными и другими средствами (фондами). Значительно сократился государственный сектор.

 
Если до конца 1980-х гг. для  нашей страны было характерно сближение  классов и социальных групп по многим показателям, то сейчас наблюдается резкая дифференциация как внутри общества в целом, так и в отдельных социальных и общественных (социально-демографических и др.) группах.

 
Для современной социальной структуры  России характерно наличие значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных с производством. Активизируется процесс расслоения населения на сверхбогатых и сверхбедных. По данным Д. Львова, 1,5 % населения России располагают 56 % национального богатства страны. Это прежде всего так называемые олигархи, владельцы крупнейших нефтяных, газовых и других объединений, некоторые представители правящего режима, коррупционеры, нажившиеся за счет государственной общественной собственности. Сверхбедные и бедные составляют до 60— 70 % населения, а «средний» класс — не более 16—18 % (в странах Запада — до 70 %).

 
Тенденция усиления социальной дифференциации в нашей стране проявляется также  в разнице доходов групп населения. По международным стандартам (доходы 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) она не должна превышать 4—5 раз (что было и в Советском Союзе). Ныне в России (по разным источникам) она составляет от 20 до 50 раз.

 
Значительно изменилось положение  трудовых классов (рабочих, крестьян), других слоев российского общества. Так, многие тысячи и миллионы людей, ранее профессионально занимавшиеся квалифицированным умственным трудом, ныне не имеют такой возможности: в лучшем случае вынуждены заниматься несложным умственным трудом, физическим трудом низкой квалификации или становятся мелкими торговцами. Немалая часть интеллигенции является безработной.

 
Происходит нерациональное изменение  состава интеллигенции, в целом  работников умственного труда в  пользу тех, кто занимается непроизводственным трудом (имеется в виду уменьшение их численности в материальном производстве в силу кризиса в промышленности и в сельском хозяйстве).

Информация о работе Человек и общество