Человек в мире культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д.

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………3

2 Теория происхождения культуры……………………………………….5

3 Человек в мире культуры………………………………………………...9

4 Типология культуры………………………………………………….......11

5 Цивилизация……...……………………………………………………….16

6 Культура и цивилизация………………….………………………………20

7 Кризис культуры и пути его преодоления………………………...…….27

8 Вывод……………...………………………………………………………..34

9 Список используемой литературы………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

  Содержание

        1   Введение…………………………………………………………………3

2  Теория происхождения культуры……………………………………….5

3  Человек в мире культуры………………………………………………...9

4  Типология культуры………………………………………………….......11

5  Цивилизация……...……………………………………………………….16

6  Культура и цивилизация………………….………………………………20

7  Кризис культуры и пути его преодоления………………………...…….27

8 Вывод……………...………………………………………………………..34

9 Список используемой литературы………………………………………..36

1  Введение.

Тема культуры - до относительно недавнего времени была новой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных  с культурой проблем имеют  международный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре, которые несли с собой различные тиранические режимы от Гитлера до Пиночета. Остро стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания. Все это стимулировало разработку философских проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания, вплоть до создании особой науки о культуре -культурологии. Иначе говоря, при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая различные формы сознания - искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография интересуется проявлениями культуры того или иного народа во всем ее конкретном многообразии и целостности. Для истории искусства культура - это прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что "образ культуры" в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают в мировой литературе от 150 до250 определений культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже начинается область философии.

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

2. Теория происхождения культуры

Когда мы слышим, говорим или пишем слово «культура», то чаще всего предполагаем, что речь идет о художественной литературе, библиотеках, изобразительном искусстве, выставках, картинных галереях, музеях, музыке, концертах, театральном искусстве или о каком-либо конкретном памятнике архитектуры, литературы, музыкального искусства.

Существуют различные  общества культуры; целью их деятельности является сохранение и развитие национальной культуры или поддержка культурных связей между народами. Имеются также  учреждения, которые координируют культурную жизнь общества и руководят учреждениями культуры. В Российской Федерации эти учреждения возглавляются Министерством культуры. Во всех областных и краевых администрациях есть департаменты, управления или комитеты по культуре. Заслуженным работникам культуры Российской Федерации присуждаются почетные звания и государственные награды.

Слово «культура» существует во многих языках и употребляется  в различных контекстах. Оно остается одним из самых употребительных  слов в сельскохозяйственной терминологии (культурные растения, культивация). Термин «культура» входит в название некоторых школьных дисциплин: «Физическая культура», «Мировая художественная культура». Широко распространены такие выражения, как «древнерусская культура», «европейская культура», «зарубежная культура». В XX веке в СССР употреблялся термин «советская культура». Появились также выражения «массовая культура», «псевдокультура». Один из возрождающихся в России праздников называется «День славянской письменности и культуры».

Поскольку в  жизнедеятельности человека и общества искусственно выделяют материальную и духовную сферы, то зачастую говорят и о существовании «материальной» и «духовной» культуры. Однако постепенно все большее число ученых приходит к необходимости целостного понимания культуры как явления сложного и многообразного, отражающегося на всех сторонах общественной деятельности человека и его творчестве. Современные культурологи в гораздо меньшей степени противопоставляют «материальную» культуру «духовной», чем это делали историографы и социологи первой половины XX века. И это вполне закономерно. К примеру, строительство храма — это и материальные затраты, и материаловедение, и конкретные материальные ценности. Но созданный храм — это святыня, духовность, жертвенность и памятник служения Богу, людям и Отечеству. Поэтому провести четкую грань между «духовной» и «материальной» культурой практически невозможно.

Итак, что же такое «культура»?

Латинское слово cultura — причастие будущего времени  от глагола colere, означающего: ‘возделывать’, ‘обрабатывать’, ‘ухаживать’, ‘иметь попечение’, ‘заботиться’, ‘взращивать’, ‘воспитывать’, ‘совершенствовать’, ‘населять’, ‘обитать’. Если слово natura (природа) означает то, что рождается, то cultura — это то, что возделывают, обрабатывают, взращивают.

В соответствии со словарем В.И. Даля, «культура —  это обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и  нравственное; говорят также культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать и пр.».

В «Словаре русского языка», изданном под редакцией Д.Н. Ушакова, культура определяется как «совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе».

Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова  следует, что «культура — это  совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».

Современные философы дают целый ряд новых определений  термина «культура». Чаще всего под  культурой понимаются социально  передаваемые виды человеческой деятельности или культурно-историческое наследие в целом, то есть то, что возделано, приобретено, сохранено человеком как членом общества.

В русской речи слово «культура» употребляется  также для оценки достижений в  художественном творчестве и в других видах человеческой деятельности. Известны выражения: «высокий уровень культуры», «высококультурный человек», или напротив: «бескультурье», «некультурный», «низкий культурный уровень».

Умение человека правильно говорить называют культурой  речи. Навык человека правильно и  приятно для других держать себя в обществе — культурой поведения. Правовая культура — это знание человеком законов и умение ими пользоваться. «Таким образом, быть может, вопрос „Как это получается?” является более отличительным признаком культуры, чем вопрос „Чем это является?”»[1].

Как граждане России, с отечественной культурой мы начинаем знакомиться с рождения, когда видим окружающий мир и  слышим родную речь. Подрастая, человек  знакомится с городом или селением, в котором живет, с людьми — носителями родной культуры, со святынями родной земли, с книгами и другими сокровищами культурно-исторического наследия России. Знакомству с отечественной культурой помогают родная история, русский язык и литература и многие другие учебные дисциплины. Любовь к книге и искусству также позволяет нам соприкоснуться с истоками родной культуры.

Формально под  словом «культура» может подразумеваться  решительно все, что возделывает  или производит человек. Поэтому  в океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству, но по формальным признакам не может быть исключено из сферы культуры. Например, искусно сделанная реклама сигарет формально относится к культуре, поскольку готовят ее профессиональные художники, и по их замыслу эта реклама должна удовлетворять эстетическому вкусу потенциальных покупателей. Но совесть, Минздрав и пострадавшие от курения люди предупреждают об огромной и нередко смертельной опасности курения. Поэтому для понимания и изучения культуры очень важно иметь ориентир, который помог бы безошибочно указать на образец подлинной культуры, то есть того, что созидает и украшает жизнь, а не омрачает, не отнимает и не укорачивает священный дар жизни.

Итак, культура — это не только область художества и эстетики. Культура обнимает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, разумное, доброе и вечное.

Среди различных  теорий происхождения культуры в  русской философской мысли выделяется теория, которую развивали два  известных философа — священник Павел Флоренский и С.Н. Булгаков, в 1918 году также ставший священником. В целом ряде своих философских трудов они показывали, что культура произрастает из религиозного культа. Религию они считали материнским лоном культуры и этим объясняли тот неоспоримый факт, что великое множество самых знаменитых памятников мировой культуры носят религиозный характер.

«Natura — то, что  рождается присно[2], cultura — что от культа присно отщепляется, — как бы прорастания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни — это первичное творчество человека; культурные ценности — это производные культа»[3].

В религиозном  миропонимании «культура, как сохранение окружающего мира и забота о нем, является богозаповеданным деланием человека»[6]. Библия говорит, что Бог, создав человека, дал ему заповедь возделывать и хранить окружающий мир как прекрасное творение Свое (Быт. 2, 15). Отсюда понятно, почему слово «культура» является однокоренным со словом «культ», которое означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Еще не так давно священнослужители Русской Православной Церкви официально назывались «служителями культа». И в гражданском законодательстве Российской Федерации употребляется словосочетание «религиозный культ».

В современной  культурологии принято считать, что существует целый ряд культурных систем, или «пластов» культуры. Важнейшими из них признаются язык, наука, религия, искусство, этика и право. Предполагается, что именно в этих системах находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость — те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

3. Человек в мире культуры

Человеческий  мир огромен, пестр и разнообразен — политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы  человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Соответственно, существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и г. д.), отражающих многообразие форм деятельности человека. Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя — человека.

Особое место  в мире культуры занимают ее морально-этические  и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах — в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. При этом практика этих связей осмысливается как добро, благородство, справедливость.

Сфера эстетического  отношения к действительности носит  всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное — все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический вкус присущи каждому человеку, хотя степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных людей различна. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы цементируют общественный организм в единое целое.

Культурные нормы  — это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы их восприятия складывались тысячелетиями, передаваясь из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Творчество, изменение  являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры. Человек выступает субъектом творческой деятельности в культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры: созидание культурных ценностей должно носить общезначимый характер. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

Информация о работе Человек в мире культуры