Философские взгляды Григория Сковороды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Сковорода Григорий Саввич (1722-94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры.
В философских диалогах и трактатах библейская проблематика Григория Сковороды переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания.

Содержание

Введение
1. Путь Григория Сковороды в философию
2.Философская система Сковороды
3.Связь философского наследства Сковороды с современностью
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат сковорода.docx

— 33.63 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Путь Григория Сковороды в философию

2.Философская  система Сковороды

3.Связь философского наследства Сковороды с современностью

Заключение

Список использованной литературы

 

                                                           Введение 

Сковорода Григорий Саввич (1722-94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры.

В философских  диалогах и трактатах библейская проблематика Григория Сковороды переплетается  с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания.

Имя украинского  философа и поэта-баснописца, автора стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов занимает очень высокий  рейтинг среди имен знаменитых философов.

В своих философских  и литературных произведениях Г. Сковорода придавал огромное значение исследованию человека, его существования. Науку о человеке и его счастье  Сковорода ситал важнейшей из всех наук.

В рассуждениях относительно этой проблематики, философия  Сковороды имеет религиозно-философский характер, она неотрывно связана с обращением к Библии и христианской традиции, а поэтому опирается на главные христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Путем рассуждений о них философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, какое содержание ее жизни, какие основные грани человеческой деятельности.

Вопросы, которые  освещал Г. Сковорода в своих  философских и литературных произведениях, являются актуальными и по сей  день. А потому данная тема "Философия Г. Сковороды" является оригинальной и современной и в наши дни.

 

1. Путь Григория  Сковороды в Философию

 

Путь Г.С. Сковороды в философию был длинным. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII ст. он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение. А путь почти в 50 лет был только подготовкой к этому путешествию в образе "старца" - бродячего философа-наставника.

Из чего же состоял  этот предфилософский путь?

Григорий Савич  Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака. Несколько  лет он учился в Киево-могилянской  духовной академии. Потом находился  в придворной певческой капелле  в Санкт Петербурге. В 1744 г. получил  увольнение от должности певчего, с  званием придворного уставщика, и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился  сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы.

Желая пополнить  свои познания, Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в  качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, он знакомился с учеными и приобретал новые познания: так, он изучил языки  латинский, греческий, немецкий и еврейский.

Вернувшись в  Россию, Сковорода занял место  учителя поэзии в Переяславле  и написал для училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, то он не согласился, вследствие чего был уволен.

В 1759 г. Сковорода  приглашен на место учителя поэзии в харьковском коллегиуме, но, назначенный  преподавать правила благонравия, вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных  в превратном смысле, был присужден  к отрешению от должности (в 1766 г).

После этого  Сковорода большую часть жизни  проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни.

К этому же периоду  относится и составление философских  сочинений Сковороды, которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения Сковороды, то одни считают его  мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют Сковороду  рационалистом.

Причиной такого разногласия является то, что сочинения  Сковороды до последнего времени  не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением его собрания сочинений, изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению.

За годы, потраченные  на учебу и преподавание, у Григория Сковороды не только накапливался жизненный  опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, его проблемам.

Приобретение  жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под  действием сочетания двух взаимодополняющих  и даже благоприятных факторов: его  многосторонней одаренности, с одной  стороны, и социальной обстановки, которая  резко меняется - с другой.

Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические  способности, исключительно музыкальный  слух и голос; он писал стихотворения, составлял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к  рисованию.

Своеобразие исторического  момента заключалось в том, что  это было время освобождения от феодального  гнета и первичного накопления капитала, которое сопровождалось моральным  растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной запущенностью.

Особенность творческого  поведения Григория Сковороды (которая потом отразилась и на характере его философского учения) заключалась в том, что при негативном отношении к миру, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу образования, культуры и морали. Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал.

Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и  сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все  высшие запросы духа; ответ на эти  высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила его как  от мистицизма, к которому он был  склонен по природе, так и от рационализма XVIII в.

В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном литературные произведения. Он написал  около 50 песен и стихотворений, создал цикл басен под названием "Басни Харьковские", сделал переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес морали, основанной на богатстве и власти, Григорий Сковорода прославляет человека "малых желаний" и ограниченных материальных потребностей.

Басни Сковороды  по своему идейному содержанию служат как бы прелюдией к его философскому творчеству. Уже в баснях звучит один из его главных философских  принципов. Его суть заключается  в признании законными и естественными  только тех потребностей и стремлений человека, которые отвечают естественному, а не социальному отличию людей. Мораль его басен часто превышает  их непосредственный сюжет .

Необходимость перехода от творения басен непосредственно  к философскому творчеству особенно явно чувствуется в морали басни  №19: "…Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие - составляют мир этот и нужны друг для друга. Кто тьма - пусть будет тьмой, а сын света - пусть будет светом. От плодов их распознаете их…".

2. Философская Система  Сковороды

 

"Мир ловил меня, но не поймал"

Г.С. Сковорода

Формально философская  система Сковороды заключается  в одной строке. Основа этой системы  заключается в существовании "двух натур" и "трех миров". Расшифровка существования "двух натур" следует непосредственно из трактата "О Боге": "…Весь мир состоит из двух натур: одна - видимая, вторая - невидимая.Видимая натура зовется твар, а невидимая - Бог... Вопрос о Боге, который составляет первооснову всего сущего - "вижу всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды.

Своим представлением о Боге он поставил себя в оппозицию  по отношению к церкви, что придерживается библейской легенды о создании мира Богом на протяжении шести дней.

Он смотрел  на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, Сковорода  перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциям.

В сфере религиозной  Сковорода вел борьбу против бездушной  обрядности и внешности; он протестовал  против узкого понимания православия  и христианства. Он не признавал  необходимости чудес, так как  для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает  себя обильно и очевидно. На философию  Сковорода смотрит, как на фундамент  и центр образования вообще: она  есть жизнь духа, постоянное искание  истины.

Практическая  философия Сковороды находится  в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни  нужно знание и мудрость; счастье  состоит в душевном мире и сердечном  веселии, для достижения его нужно  отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой.

В отличие от церковного, Бог у Сковороды - вечное начало - неуловимый и невидимый, поскольку он, "будучи присутствующим во всем, не является ни частью, ни целым, не имеет меры, часовой и пространственной характеристики". Такое понимание Бога, что отождествляется с природой, получило в философии название пантеизма.

Сам термин "пантеизм" был впервые введен английским философом Джоном Толандом, хоть представления о тождественности Бога и природы были заложены еще нидерландским философом Бенедиктом Спинозой.

Представление Сковороды нельзя отнести ни к  чистому идеализму, ни к чистому  материализму. У него Бог и материя  сосуществует рядом, хоть невидимая  натура всегда первична - то есть в Сковороды  цель развития материи задана Богом. Поскольку какое-нибудь развитие мира понимается Сковородой как осуществление  цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные  границы саморазвития. Эти границы  саморазвития заданы Богом и от людей  не зависят. Творчество же возможно только в рамках отведенных Богом - естественными  законами - границ.

Весь мир по Сковороде состоит из трех миров: большого, малого и символического: большой (космос) - это природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей. Что же скрывается под существованием "трех миров", каждый из которых также владеет двумя натурами - видимой и невидимой.

Первым и главным  миром у Сковороды является вся  Вселенная - макрокосм. Макрокосм включает у себя все рожденное в этом большом мире, сложенном из параллельных бесчисленных миров. В этом мире нет  ни начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а  раскрытие их невидимой натуры - постижение их внутреннего значения, потому что через внутреннюю суть отдельных вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной". При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая суть вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, которая определяется мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.

Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека. Обратимся к трактату под названием "Симфония, названная книга АСХАНЬ, о познании самого себя". В этом трактате, от имени одного из действующих лиц, - "Вторая" - задается вопрос с последующим на него ответом: "…А что же такое человек? Что бы оно не было: или дело, или действие, или слово - все то напрасность, если оно не получило своего осуществления в самом человеке... вся эта ризновида плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость сходится в человеке и пожирается в человеке. …". Следовательно, согласно с представлениями Сковороды, все, что осуществляется в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме.

Информация о работе Философские взгляды Григория Сковороды