Философское понимание культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Однако это не решает проблему понимания ее как целостности, так как каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения и применяет для ее изучения только ей присущую методику исследования. Именно с этим связано существование огромного

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 60.64 Кб (Скачать)

 

    

    По  существу, в морфологическом  учении о культурах  можно выделить два  направления: теория стадиального развития цивилизации и  теории локальных  цивилизаций. К одному из них можно отнести  американского антрополога  Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.

    Стадиальные теории изучают цивилизацию  как единый процесс  прогрессивного развития человечества, в котором  выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался  в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры.

    Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями  есть ряд точек  соприкосновения, и  выводы, к которым  пришли представители  обоих направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа  культур, не совпадающих  ни с нациями, ни с  государствами и  различных по своему характеру. Каждая такая  культура является целостностью, холистическим единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Единство и многообразие  культур.

       Материальная и Духовная культура. Общий анализ культуры не может  обойти такой вопрос как ее  многообразие. Так, в реальной  действительности нет человека  абстрактного как такового, а  существует конкретный человек  как продукт развития или иного  общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и  на все обстоятельства, а существует  ее определенные разновидности.  Мир культуры многолик. Отсюда  возможна ее типология, которую  можно осуществить в зависимости  от того, что мы берем за  основу такой типологии.

     Если, к примеру, взять наиболее общий критерий /мерило/ - географический /региональный/, - то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д. Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестантство.

     Так как культура пронизывает все  сферы общественной жизни, то в соответствии с этим, мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания /сервис/, культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека.

     Человеческая  деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного  производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают  как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся  культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную.

     Различия  материальной и духовной культуры исторически  обусловлены конкретными условиями  разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями  целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция. Так в ходе НТР /научно-технической революции/ возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры /развитие техники средств информации – радио, телевидения, компьютерных систем и т.д./, а с другой стороны – в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны /непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д./; наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде»/ например, дизайн – художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека/.

     Но  при всей относительности различий между материальной и духовной культурой  эти различия существуют, что позволяет  рассматривать каждый из этих видов  культуры как относительно самостоятельную  систему. Основание водораздела  этих систем является ценность. В самом  общем определении ЦЕННОСТЬ –  это все, что имеет для человека то или иное значение /значимо для него/, а, следовательно, как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» /культивированию/ самого человека.

     Ценности  подразделяются на природные /все, что  существует в естественно-природной  среде и имеет значение для  человека – это и минеральное  сырье, и драгоценные камни, и  чистый воздух, и чистая вода, лес  и т.д. и т.п./ и культурные /это  все, что создал человек, что является результатом его деятельности/. В  свою очередь, культурные ценности делятся  на материальные и духовные, которые  в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру.

     Материальная  культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс  их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять  так называемые материальные потребности  человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность  людей, создают необходимые условия  для их существования – это  потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и  т.д. И чтобы их удовлетворить человек /общество/ производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры.

      Но  эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его  существования и развития. Ведь человек  живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой  обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его  духовное существование. Так как  родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и  что отличает его от других живых  существ, является разум /сознание/ или  иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.

     Духовная  культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять  духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира /мира его сознания/. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет.

     Пожалуй, нет ничего многоцветнее, чем культура. В языке, символах, традициях, привычках, предрассудках, особенностях межличностного общения, гастрономических пристрастиях, фольклорных формах, этикетных церемониях, архитектуре и т. д. и т. п. Невообразимое множество почти несовместимых фактов культурного бытия. Очень экспрессивно рассказывал об этом американский культуролог Р. Редфилд, описывая впечатление человека, впервые приступившего к изучению мировой культуры. Он рассказывает, как ему при чтении знаменитой "Золотой ветви" Фрезера пришлось испытать огромный восторг. "Как на параде, - писал он, - передо мной проходили великолепные и экзотические матери, тела которых отливали белизной, жрицы в масках, умащенные благовониями и принесенные в жертву богам; демоны, изгоняемые из дворцов Камбоджи; девушки из индийской деревни, которых по достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте, короли, умерщвленные как боги, и боги, которые восстают из мертвых, когда их убивают - дивное, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбою, урожаем, опасностью и смертностью, половодье странного и чудесного..."

     Мы  уже говорили, что только языковые различия (не считая диалектных) выражаются цифрой около 2800. А культура, конечно, неотделима от языка. Хайдеггеровское выражение "язык - дом бытия" веско и красноречиво, глубоко и выразительно. Но в мире уже функционируют языки, обретающие международный статус. Так, официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский, французский. К ним был добавлен и арабский. Это языки крупнейших этнических и надэтнических образований, языки-посредники, на которых издается основной массив научной и политической литературы, ведутся радио- и телепередачи и т. д.

           Собственно культурные характеристики (ни в сфере материальной жизни, ни в духовной области) до сих пор всерьез никем не классифицированы и не исчислены (если вообще это возможно). Выделяемые этнографами историко-культурные типы лишь в самом общем виде (да и то на уровне очень специфичном, бытовом, обыденном) фиксируют лишь факт многообразия культурных форм.

     И оно наблюдается не только в районах, экзотических для нас, жителей европейской  части России или в сельской глуши, оно легко обнаруживается и в  современных урбанизированных районах, где видны порождаемые сходством  единой промышленной технологии черты  определенного нивелирования культурных особенностей.

     И все-таки культура от своего возникновения  до наших дней никогда не была трафаретно единообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые конвейерно-серийные продукты.

     Массовая  стандартизация, присущая развитому  промышленному производству, конечно, накладывает свою печать на культуру. Особенно наглядно такие процессы всеобщей шаблонизации проявились в странах Запада, породив то, что называется масс-культурой. Впрочем, ее поток захлестывает теперь и Восток, и Африку, и Латинскую Америку. Но зримее всего он виден именно на Западе. Да, и мы, в России, с ним вплотную ныне столкнулись. Это уже не та Западно-Европейская - "высокая" культура, которая пришла из прошлого. Не культура Возрождения, Гете, Леонардо да Винчи, Бетховена и других титанов прошлого. Это культура, которую А. Зиновьев назвал культурой "западнизма". У ее истоков стояли мощные фигуры: Пруст и Джойс, Пикассо и Кандинский, Кафка и Ионеско, Швейцер и Беккет, и им подобные. На смену им пришли тысячи дельцов от культуры, людей, имитирующих талант, менеджеров от "масс-медиа". Их усилиями создано гигантское поле культурного бизнеса, покрывавшее всю планету. Шоу-бизнес во всех его формах стал доходной и престижной формой приложения капитала. Делание телезвезд, кинозвезд, топ-моделей, рекламный бум вокруг тех или иных "имен", "книг года", эстрадных идолов - стало делом профессионалов, причисленных к масс-культу.

     Да, мировая культура сейчас формируется  трудно, в пароксизмах и противоречиях. Восток (и вообще все, что не подпадает под определение "Запад") стонет, буквально вопиет от "культурного колониализма", "культурной агрессии", засилья западных фильмов, мод, наступления английского языка, особенно его сленга, манер и т. п. Но и Восток проникает в Западный мир. Феномен "Востока" на Западе многолик. Это и проникновение восточных религий типа дзен-буддизма, и создание сети чайна-таунов, и успех восточной гастрономии, и элементов Востока в модных одеяниях, и распространение философских учений то Даосов, то Рама Кришны и т. п. Фактически идет как бы взаимопроникновение культур, их частичное перемешивание, как бы первичная выработка общей основы мирового культурного поля. Когда-то американские культурологи рассматривали США с точки зрения проходящих там процессов как "плавильный котел", полагая, что основные их культуры сплотятся и в итоге дадут какую-то новую амальгаму. Теперь они высказываются осторожнее и применяют иную метафору: "крупно нарезанный салат"! Этим как бы подчеркивается, что "блюдо" целостное, но его компоненты все же раздельны. Нечто подобное происходит в мировой культуре. Диффузия, смешение, переосмысление, взаимное оплодотворение стали распространенными формами контакта, тем, что называют "диалогом" культур, а применительно к миру, точнее, их многогранным полилогом. Симфоническое, многоголосое целое - такой предстает сегодня мировая культура.

Информация о работе Философское понимание культуры