Философское понимание культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Однако это не решает проблему понимания ее как целостности, так как каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения и применяет для ее изучения только ей присущую методику исследования. Именно с этим связано существование огромного

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 60.64 Кб (Скачать)

     Те, кто утверждают, что нарастает  сплоченность культур, опираются на многие упрямые факты. Приведем некоторые  из них: более полутысячи спутников  кружатся вокруг планеты, обеспечивают радиотелефонную и телесвязь  по всем континентам, создают единое информационное полотно. Ежегодно в  мире происходит около 300 крупных международных  научных Конференций, конгрессов, совещаний  разного толка. И их количество нарастает  на 7-8% каждый год. Идет интенсивный  обмен научно-культурными ценностями выхлестывающий их за любые национальные границы. Число переводов по данным ЮНЕСКО ежегодно прибавляется на 15-20%. Пропускная способность коммуникативных  каналов (телефонных, факсиальных и т. д.), измеряемая в единицах информации - битах (в секунду), увеличивается на порядок (т. е. в 10 раз) каждые 7 лет. Каждые 15 лет удваивается книжный фонд мира. Только в США в среднем ежегодно в конце 80-х годов публиковалось 660 тыс. новых названий книг, 100 тыс. патентов и т. п.

     Культурная, научная, развлекательная информация преподносится в огромных дозах. Проблемой становится выискивание, отсеивание, сепарация, выделение информации, нужной этому и именно этому потребителю. С помощью терминалов, подключенных к индивидуальному компьютеру, становится возможным получать сведения любого банка данных из любого уголка планеты. Возникает всеобщее культурное пространство. Правда, не уменьшаются опасения тех, кто боится, что его самобытная этническая, национальная, племенная культура будет сбита с ног, потонет в безликом космополитическом потоке или захлебнется в более мощной и многочисленной, но чужой культуре. Многим по сердцу сейчас мысль Мохандса Карамчанда Ганди, который некогда сказал, что он хотел бы, чтобы на него дули ветры со всех сторон, но не хотел бы, чтобы они свалили его с ног.

     Сочетание универсализма, всеобщности, глобализма с самобытностью, уникальностью, суверенитетом  в построении глобального дворца культуры продолжает оставаться сложнейшей проблемой. Причем проблемой, еще все  же по многим параметрам не находящей оптимального, справедливого, общепринятого решения.

     Культурный  плюрализм, признание и уважение различий - это единственно верный путь к реальному глобальному  единству, исключающему унылое единообразие или иерархическое подчинение одних  культурных феноменов другим. В культуре все ценно - большое и малое, широко распространенное и экзотическое, сильное и слабое, нарождающееся и древнее. риск обезличивания, казарменной шпалеры, нивелировки велик. Нужна защита самобытности каждой культуры в многоцветии родового единства человечества. В рамках земношария любая культура - самая огромная, есть все же перед лицом всего человечества как бы "культура меньшинства". И посему защищать и оберегать надо и культуру народа саамов, и культуру народа ханьцев (китайцев), и культуру коптов (потомков древних египтян), и североамериканцев (англосаксов). И все культуры необходимо ориентировать на сближение, предостерегать от заскорузлой замкнутости, консерватизма и изоляционизма с одной стороны, и утраты своих корней, почвы под ногами, забвения традиций, с другой. Только так, в противоречивом биении традиционного и новационного, универсализма и самобытности выкристаллизовывается и возникает облик мировой культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для ВУЗов – 3 изд., М.,; Академический проект, 2001г.
  2. Костина А.В. Культурология: учебное пособие 3 изд., М.,2008
  3. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  4. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М», 1999. - 288с.
  5. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. В.И. Уколовой. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 400с.; карт.
  6. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000. – 574с.
  7. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов под. ред. проф. А.Н. Макрковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 224с.

Информация о работе Философское понимание культуры