Формирование философских взглядов Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:35, реферат

Описание работы

Платон родился в 427 году до н. э. на острове Эгина. В юности будущий философ получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платон обучался у грамматиста Дионисия, музыке – у Драконта, ученика знаменитого Дамона (обучавшего самого Перикла), а гимнастке – у борца Аристона.

Содержание

1. Формирование философских взглядов Платона
1.2 Учение о бытии и небытии
1.3 Гносеология Платона
4. Социальные взгляды Платона
5. Понятие личности
6. Виды и типы личности
7. Определение становления личностью
8. Интраперсональные критерии личностного роста
9. Литература

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

И, наконец, четвертый этап – личность.

Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.

Личность формируется  и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

Биологическая наследственность – она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

Физическое  окружение – означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

Культура  общества – т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

Групповой опыт – в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я – образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

Индивидуальный  опыт – это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим. 

6. ВИДЫ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.

     В учебнике “Философия” под редакцией  доктора философских наук В.П. Кохановского выделяются три вида личности и четыре типа личности, подробнее которые я хочу раскрыть.

Итак, выделяют физическую, социальную и духовную личности.

     Физическая  личность или физическое Я – это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый “предмет” для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда – украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть “целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним”.

     Социальная  личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому  поводу Т. Карлейль говорил: “Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих”.

И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый  стержень, ядро нашего “Я”, на котором  все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям  и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты  жизни начинает задумываться над  смыслом своего существования и  духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером.

     Зачастую  духовность не только “держит” личность, но и является высшим благом, верховной  целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как “мыслящем тростнике” подчеркивается сила духа, даже при самых суровых  условиях бытия. Более того, история  дает массу примеров, когда интенсивная  духовная жизнь была залогом не только физического выживания, но и активного  долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей.

     Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов  которой может на разных этапах жизни  человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной  заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному  её “расщеплению” или деградации.

Также, выделяют несколько крупных социальных типов  личности:

     Первый  тип – “деятели”. К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное – активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всегда – эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: “Жатвы много, а делателей мало”.

     Второй  тип – мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в како-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. “никакой пророк не принимается в своем Отечестве”.

     Третий  тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как “трещина мира” (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал “музыку” революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.

А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит.

Действительно, этот тип личности творит чудеса.

     Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы “вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.

Каждый  знает, что Иисус Христос, не знал всех людей, но знал, что они веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой.

Евангельская  заповедь: “Возлюби ближнего своего, как  самого себя”, находит в их деятельности непосредственное воплощение. “Спешите делать добро”, - этот жизненный девиз  русского врача – гуманиста XI века Ф. П. Гааза символизирует степень таких личностей. 

В современном  обществе встречаются все четыре типа личности либо с определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный человек не относится  ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.

7.Определение становления личности

     Известно, что личностью не рождаются, личностью - становятся. Однако так же, как нет  однозначного определения личности и единой, признанной всеми структуры  личности, нет и однозначного ответа на вопрос о том, как происходит становление  личности. Представители разных направлений  с учетом того, что оказывается  в центре их внимания, и по этому  вопросу имеют различные воззрения. С ориентацией на ранее обозначенные подходы к проблеме личности - психодинамический, когнитивно-поведенческий и экзистенциально-гуманистический (феноменологический) - представим несколько наиболее известных и перспективных концепций становления личности.

     В рамках психодинамического подхода особенно популярна концепция идентичности Э. Эриксона. Э. Эриксон относится к числу тех последователей З. Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. Эриксон разработал концепцию развития личности на протяжении всей жизни человека - от рождения до старости. В отличие от Фрейда Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Эриксон считает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития (от аутоэротизма до влечения к представителю противоположного пола) существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых человек устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

     Эриксон выделил, ставшие широко известными, восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные задачи, которые в ходе развития могут получать благоприятное либо неблагоприятное разрешение. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности. Идентичность, по Эриксону, - это чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», сознание тождественности самому себе, что выступает в качестве интегративного начала личности. Стремление к собственной идентичности и ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок.

Стадии личностного  развития у Эриксона в общих чертах соответствуют фазам психосексуального развития по Фрейду.

     · 1 стадия - раннее младенчество (до 1 года). Основная альтернатива: базовое доверие или базовое недоверие к миру. Главную роль в жизни ребенка играет мать: кормит, ухаживает, ласкает. В результате у ребенка формируется «базовое доверие» к миру. Если мать тревожна, холодна, эгоистична, уделяет ребенку недостаточно внимания или если малыш воспитывается в детском доме, то у него формируется «базовое недоверие» к миру. В дальнейшем это найдет свое выражение в устойчивом пессимизме, отрицательной оценке жизненной перспективы, неверии в себя, замкнутости. Даже в интеллектуальном отношении человек с «базовым недоверием» не реализует себя и не имеет тех успехов, которые мог бы иметь при более благоприятном варианте развития.

     · 2 стадия - позднее младенчество (1-3 года). Основная альтернатива: автономия или стыд и сомнение. Ребенок начинает ползать, ходить, сидеть, одеваться, самостоятельно есть и пить, приучается к опрятности и т.д. Если слабости и неудачи ребенка игнорируются или осуждаются, тем более, если ребенка за что-то наказывают, у него формируются неуверенность в себе и стыд (обесценивание себя). При позитивном отношении со стороны ближайшего окружения у ребенка формируются автономия и чувство личной ценности, а также закладываются основы успешной деятельности в будущем.

     · 3 стадия - раннее детство (3-6 лет). Основная альтернатива: инициативность или чувство вины. Ребенок много и охотно играет, при этом в стандартные действия вносит фантазию, творчество, личную инициативу и предприимчивость. Он тянется к сверстникам, и ролевая игра занимает все больше места в его жизни. От окружающих требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения и умений ребенка. Если этого не происходит, вместо инициативы формируется пассивность, а предприимчивость сменяется сомнением по поводу своей ценности, появляются чувства вины и стыда.

     · 4 стадия - среднее детство (6-12 лет). Основная альтернатива: целеустремленность и трудолюбие или чувство неполноценности. Ведущим видом деятельности для ребенка становится учеба. Ребенок овладевает новыми знаниями и навыками. Учеба в школе осознается как серьезная подготовка к взрослой жизни. В благоприятном случае у ребенка формируются целеполагание, позитивное отношение к труду и стремление к успеху, а также самодисциплина и умение взаимодействовать со сверстниками по определенным правилам. Если ребенка только ругают и наказывают за плохую учебу и непослушание, у него формируется чувство неполноценности, некомпетентности, а отношения со взрослыми принимают конфликтный характер.

Информация о работе Формирование философских взглядов Платона